160 лет со дня рождения монархиста и философа Л.А.Тихомирова

Лев Александрович Тихомиров (19 января (1 февраля нов. ст.) 1852 –16 октября 1923) – выдающийся русский мыслитель в области историософии, исследователь и идеолог монархической власти.

Родился в Геленджике в семье военного врача, учился в Московском университете, где попал под влияние революционеров-народовольцев и стал их видным активистом. В ноябре 1873 г. был арестован и более 4-х лет провёл в заключении в Петропавловской крепости. Освобождён в 1878 году. В 1879 г., когда принималось решение о цареубийстве, был членом Исполнительного комитета «Земли и воли». Однако в дальнейшем вышел из Исполкома, к убийству Александра II лично не был причастен и не поддержал планов убийства Александра III.

В 1882 г., желая избежать нового ареста, Тихомиров уезжает за границу – в Швейцарию, затем во Францию. Там, увидев воочию западную демократию и секулярный «прогресс», начинает пересматривать свое мiровоззрение. Русская авторитарная православная монархия, против которой он боролся, открывается ему теперь во всем своем вселенском удерживающем значении против міровых сил разложения, социального зла и греха.

В 1888 г. издает брошюру «Почему я перестал быть революционером» и подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию.

Александр III разрешает ему вернуться. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху убитого его соратниками-революционерами Царя Александра II. Тихомиров становится известным сотрудником патриотической газеты «Московские Ведомости», критикует западнический либерализм и революционное движение. Многие статьи печатаются также отдельными изданиями: «Начала и концы. Либералы и террористы», «Борьба века», «Демократия либеральная и социальная» и др.

 За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 окт. 1923 г.). Здесь он создал уникальный труд «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой ценнейшей книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва» по сохранившейся в ГАРФ рукописи) наиболее полно и глубоко показано логическое развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне предельно четко выступает истинность и глубина православного понимания истории и решающая роль в ней ключевых народов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>