«28 панфиловцев» меня вдохновили снять фильм о Мусе Гарееве

Наш сегодняшний собеседник – оператор-постановщик многих башкирских фильмов, как «Из Уфы с любовью», «Енмеш», «Пилорама», «Моя звезда» и др. Тимур Ганеев. С малых лет выросший на съемочной площадке, наш герой сразу после школы сам начал принимать непосредственное участие в деле, которым занимается по сей день и делает успехи.

Тимур рассказал ProUfu.ru о том, как снимался полюбившийся уфимцами фильм «Из Уфы с любовью» и о своем намерении стать кинорежиссером.

Башкирское кино может быть массовым

— Почему «Из Уфы с любовью» появился только сейчас?

— Никто не снимал коммерческое мейнстримовое кино в Башкирии, были потуги, но все грешили авторщиной и чрезмерной вкусовщиной. Все пытались строить из себя Тарковских. Айнур (Режиссер фильма «Из Уфы с любовью» — корр.) тоже шел по этому пути. Мы собрали много наград и давно показали, что умеем снимать такое кино. Авторское кино это хорошо, но оно не окупаемо практически всегда. А способность к автономному существованию определят выживаемость и эволюционную динамику. Представьте себе мужчину, без конца живущего на шее матери, оправдываясь тем, что он видит таким образом жизнь. Это совершенно не способная к выживанию субстанция и, в конце концов, его род на нем прекратит существование.

«Из Уфы с любовью» Уфа давно ждала. Айнур свою идею посеял на благодатную почву. Казанские и свердловские продюсеры, увидев трейлер фильма, спросили: «Где-то около 50 млн рублей?» Когда узнали, что всего лишь 5,2 млн рублей (из них 4,5 млн рублей – Грант от главы республики), они были шокированы.

«Из Уфы с любовью» был снят на энтузиазме, люди работали не за деньги, а за идею. Поэтому, наверное, он получился такой душевный. Если смотреть на это сквозь призму московского и голливудского кино, мы особо гениального продукта не выдали, но наш подвиг в том, что отработали проект с низким бюджетом, за гроши, мы это сумели сделать. На каждом из тех, кто принимал участие в проекте, было множество задач. Московские продюсеры этого никогда не поймут. Даже рекламная компания была проведена общими усилиями.

«Из Уфы с любовью» проложил для башкирских кинорежиссеров и кинопродюсеров хорошую дорогу в коммерциализацию. После успеха нашего фильма, найти спонсора для других фильмов будет гораздо легче.

— Что значит термин «Новое башкирское кино», которое вы так часто применяете?

— Фильмы, которые мы снимаем под этим слоганом, направлены на новый масштаб и результат. Вот что мы имеем в виду. «Из Уфы с любовью» — первый башкирский фильм, который собрал полные залы во время проката. Это новое явление в башкирском кинематографе. Эта та энергия, которая копилась со времен Гильвана Амирова, Малика Якшимбетова. Средства те же мизерные, но желание выйти на другой уровень – вот что определяет характер нового башкирского кино.

До этого местные режиссеры снимали только какую-то личную историю. Массам хочется видеть истории, характерные для многих.

Формируется новая почва, если ее правильно окучивать и удобрять, может случиться прорыв. Будущее нового российского кинематографа – за региональным кино. Здесь остались присущее советскому кино чувство самоидентификации, наивность, доброта, душевность и искренность помыслов. Она еще не тронута погоней за деньгами, голливудскими клише. Пока еще. Я не говорю, что надо покрываться мхом и плесенью, инновации необходимо вводить, при этом нельзя забывать об этом самобытность – это наша фишка.

Мы должны доказать, что башкирский кинематограф – это не мертвое тело. «Из Уфы с любовью» — наш первый кассовый фильм. Думаю, после этого кинопродюсеры могут рассчитывать на поддержку не только частных спонсоров, но и правительства в роли инвестора, ведь средства от кино могут быть возвратными. Мы это доказали.

Я очень надеюсь, что наши старания не уйдут мимо внимания нашего правительства, и оно, наконец-то, займется созданием необходимой инфраструктуры. Это сейчас стратегически важно. Нужно создавать грамотную систему финансирования кино. Я боюсь, что массовый восторг нашим фильмом пройдет, но в кинематографе ничего так и не изменится.

Кадр из фильма. Фото askarfilm.ru

Кинематограф Башкортостана заметно развивается. К примеру, фильм Вадима Валиуллина «Мертвым повезло» участвует в официальном конкурсе полнометражных фильмов Кинотавр-2017. В предыдущем году короткометражный фильм «Кредит»  Вадима Валиуллина и Полины Смыковской взял Гран-при Кинотавра и признан в номинации «Лучший сценарий» на фестивале «Короче». На Х международном кинофестивале в городе Чебоксары Аскар Нагаев получил приз за лучшую актерскую работу в фильме «Из Уфы с любовью», а Фарзана Утарбаева награждена в номинации «Лучший сценарий» (фильм «Дикарь»). Отличное этническое кино снимает Тансулпан Буракаева, я с ней снял свой первый полный метр «Моя Звезда». Роман Пожидаев работает над одним из первых башкирских ситкомов.

Объемы растут, важно чтобы наша киностудия «Башкортостан» отвечала запросам и ее производственно-техническая база пополнялась.В период съемок «Из Уфы с любовью» мы испытывали сложности в связи с нехваткой оборудования, приходилось стоять в очереди за ним. Фильм начали снимать первого августа, фактически в конце лета, так как ждали завершения съемок фильма Андрея Носкова «Двое Видели Козу». Пожелаю нашей киностудии как и прежде активно доверять молодым кинематографистам, поддерживать их и максимально облегчить бюрократические механизмы. Кино снимается на площадке, а не в кабинетах бухгалтерий.

Во время съемок фильма «Эсэ» (Реж.Айнур Аскаров)

— Тяжело было передать красоту города?

— Я со своей операторской точки зрения задавался вопросом, что нужно показать, чтобы заинтересовать массы? Наш главный герой – Уфа. Поэтому я старался показать происходящее за окном: машины, заведения. Именно это было  интересно для большинства зрителей.

Когда снимаешь в помещении, интенсивность света одна, а когда хочешь показать то, что за окном, для этого нужно потрудиться. Мы очень много боролись с пересветами в окнах. На это ушло очень много времени. Я настаивал на том, чтобы снимали либо в пасмурную погоду, когда есть мягкий свет по всему городу, либо ранним утром или вечером, когда свет закатный, рисующий. Понимал, что Уфа красива именно в это время.

Еще есть такая фишка у Уфы — она находится на горе и дома расположены по склону. И поэтому солнце всегда светит под углом и город наполнятся отраженным светом от окон. Таким образом, получается красивый свето-теневой рисунок.

Я очень много гулял пешком по Уфе до съемок — и ночью, и днем. Пытался понять, какая она – Уфа. Я здесь родился и вырос, живу, отчасти она мне понятна. Но в то же время, понимал, что глаз намыливается, и коренной уфимец не всегда видит всю красоту города, как, к примеру, приезжий. Моя задача, как оператора-постановщика состояла в том, чтобы увидеть и передать особенности и красоту, убрать заезженность и отыскать то, что захотелось бы увидеть уфимцам заново, под другим углом.

Необходимо было сохранять географическую закономерность передвижения героев, ведь нас смотрели жители города, которые знали, что нельзя зайти в кафе в центре и выйти где-то на улице Первомайской. Отчасти из-за этого не удалось охватить всю красоту города. Зато сумели снять замечательные аэрокадры благодаря Владимиру Жилко. Он не только снял то, что у него просили, но даже добавил своего творческого видения.

Невозможно снять кино одному. Прежде всего, я благодарен своим помощникам – Вильдану Аскарову, Ринату Фаттахову, Ринарду Абдулову, Тимуру Разяпову, Тагиру Ахмедьянову, Тимуру Таджетдинову, Руслану Мулюкову. При жестком графике, при нехватке финансов ни один из этих мужчин не дал слабину, они все понимали, ради чего это все делается.

Во время съемок фильма «Из Уфы с любовью» (Реж.Айнур Аскаров)

«Кинооператор – это крепкий коренастый мужик с тонкой душевной организацией»

— Каково это быть оператором-постановщиком?

— Большинство зрителей думают, что оператор в кино – это чисто техническая работа. Это не так. Хороший оператор – это и художник. Он придумывает кадры, ракурсы, свет, для этого должен эмоционально ощущать объект. В Башкирии кинооператор зачастую совмещает несколько задач сразу, выполняя одновременно работу художника по свету.

Техническая часть работы оператора требует хорошей физической подготовленности. Вес камеры – 8,5 кг, иногда с ним приходится не только ходить, но и бегать, ни прибегая к вспомогательной технике. В Москве эту работу выполняют физически подготовленные и специально обученные люди – стэдикамщики, но так как у нас бюджет не всегда позволяет, я работаю сам. Выполняя такую сложную работу, необходимо уметь правильно балансировать и не забывать включить в себе творческого человека. Оператор – это крепкий коренастый мужик с тонкой душевной организацией (смеется).

Режиссер – это мозг фильма, который работает со всеми, задает правильное направление, дает мысль, оператор – глаза, который видит картинку, определяет, что и как видеть зрителю.

Мне эта профессия понравилась, когда я увидел, как работает один человек. Я не буду говорить его фамилию, потому что он отказывается признавать себя моим учителем (улыбается). В Башкирии его теперь знают и как замечательно кинорежиссера.

Помню свою первую съемочную площадку – это была съемка клипа Юрия Шевчука «Мертвый город. Рождество». Тогда мне было шесть лет, и меня туда привел папа (Рамиль Ганеев, директор телеканала «Туган тел» — корр.). Мой отец  первым в России открыл продакшн по производству клипов, фильмов и рекламы для звезд российской эстрады в начале 90-х.

Рамиль, Тимур Ганеевы и Юрий Шевчук

Мы понимаем, что в сфере кино пока еще сложно зарабатывать. Как кормят свои семьи кинематографисты?

— Айнур Аскаров трудоустраивался в киностудию «Башкортостан» и получал там небольшой оклад. Он в одно время вынужден был снимать и свадьбы. Я клипы снимаю. Эта ситуация характерна для всей республики.

Только в регионах творческие люди живут бедно, потому что все еще не умеем зарабатывать, да и правительство особо этому не способствует. Я Уфу сравниваю санаторием. Все вялые, вязкие, тихие, слишком спокойные, медленные, никому ничего не нужно. У нас часть общества стоит на одном месте тяжелой неподъемной баржой, активная часть населения как бурлаки на Волге, пытаются тянуть этот груз.

Многие мои коллеги это не выдерживают и уезжают отсюда. У меня тоже много интересных предложений из Казани, но я люблю свой город. Хочу творить ради его блага.

Я для себя определил несколько сфер, в которых хочу развиваться помимо кино. Мне нравится бизнес.

«Хочу снять фильм о Мусе Гарееве»

— Насколько мне известно, ты хочешь попробовать себя и как кинорежиссер.

— Я хочу снять художественный фильм о первом боевом вылете дважды Героя Советского Союза, штурмана, нашего земляка Мусы Гареева. Я в сфере кино уже давно, и считаю, что уже опыт накоплен достаточно, чтобы попробовать снять фильм самостоятельно.  Отец вырос на книгах и хороших фильмах о Великой Отечественной войне и с детства любил авиацию, которая перешла и ко мне.

Естественно, нацеленность на окупаемость есть. Но, как минимум, я должен сделать для того, чтобы он стал историческим пособием для подрастающего поколения по примеру фильма о 28 панфиловцах. Он будет сниматься в традициях советских военных фильмов.

Для съемок есть прекрасные места в самой Уфе. Все еще в хорошем виде находится ангар для самолетов, построенный еще в довоенные годы из лиственницы, где сейчас располагается аэроклуб имени Мусы Гареева.

Некоторые кадры фильма «Из Уфы с любовью» были сняты в аэродроме имени Мусы Гареева

Выбранная мною тема – довольно интересная, согласитесь? Кому ни рассказываю, все желают, чтобы я свою мечту поскорее осуществил. Пока все упирается в финансы. Не скрываю, отчасти надеюсь на получение Гранта от Главы Башкирии, а также организовать сбор денег по системе краудфандинг. Я хочу сделать этот фильм прибыльным, и если республика в нем захочет участвовать как инвестор, будет замечательно.

У нас богатая история. По плану, после фильма о Мусе Гарееве, я намерен снять фильм о Миннигали Шаймуратове.

— Фильмы об исторических героях, даже художественные, довольно сложно снимать в силу того, что нужно сохранять достоверность событий…

— Да, необходимо много изучать, читать о тех временах, которые я собираюсь показать. Меня спасают дневники, книги Мусы Гареева, его родственники, которые помнят Героя. В ходе написания сценария и съемок обязательно будут помогать консультанты-историки. Я понимаю, насколько важно придерживаться исторической точности, вплоть до того, что было затерто в штурмовике у пилотов в самолете ИЛ-2. Фильм должен дышать тем временем и достоверно передавать энергетику.

Я уже представляю своего героя – молодого парня, который в 20 лет сделал свой первый боевой вылет над горящим Сталинградом. Как у него трясутся поджилки, потеют руки. Как он честно ответил на заданный командиром эскадрильи вопрос о том, кто что видел. Все из эскадрона говорили об объектах немцев, а Муса честно признался, что смотрел только на впереди летящий самолет. Фильм должен показать, как у него уходит юношеская спесь, которая его может погубить. Как он выживает в суровых условиях войны, как знакомится со своей любовью.

Я изначально задумывал сделать короткий метр, но теперь мечтаю о полнометражном фильме.

Почему сначала именно о Мусе Гарееве, а не о Миннигали Шаймуратове? Вовсе не из-за того, что один из них лучше другого. Нет. Просто фильм о Шаймуратове невозможно снять без сумасшедших затрат. Это конная кавалерия. Сделать сцену воздушного боя гораздо проще. В идеале, для этого фильма потребуется 22 млн рублей.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>