Иран в русском бессознательном. Ночное солнце

Первая часть лекции Павла Зарифуллина «Иран в русском бессознательном» в Музее Востока в рамках проекта «Белая индия»

Мы давно мечтали и давно лелеяли план, провести лекцию, или семинар, переходящий в поэтический вечер, посвящённый Ирану, иранской цивилизации, иранской философии. 

Поскольку, честно говоря, об Иране известно совсем мало в современной России, практически ничего. У нас все знают про Европу, про Турцию, даже про Китай в курсе, что-то слышали. А спроси у людей на улице, на районе: что такое Иран? Народ затруднится с ответом. 

Да, мы совершенно не разбираемся, где там «аятолла и даже Хомейни», как в песне Высоцкого.

Но на глубинном уровне, на уровне бессознательного (как его понимал Карл Густав Юнг) на вневременном опыте всего нашего общества в целом — Иран находится внутри нас, он живёт в нас. И на уровне языка, и с точки зрения наших древних богов, и имён небожителей — Иран внутри Руси. 

Иран в глубинах языка

И с точки зрения символизма, нашей моды, наших сарафанов, в которые русские женщины одеваются — все родом оттуда. Ведь слово сарафан – персидское. Или от простого пароля, что мы в самую трудную минуту озвучиваем: «Господи Боже!» Существительное – «Бог» имеет персидское происхождение. А другое слово – «Господь», и  однокоренные с ним слова «государство», «суд» — все происходят от иранского «аспадар», т.е. всадник, владелец, находящийся на коне, государь. И оттуда «дар» и, связанные с ним такие слова, как «дворянство», «двор», «дарить» родом — из древней Персии, из древнего Ирана. 

 

Существительное «дар» даже потом перекочевало в английский из русского, через слово «дача», как «давать что-то» и как «загородная резиденция». Мало слов из русского языка попало в английский. 

Кроме «спутника» навскидку вспомню явно славянское «мухомор» — «mushroom». Потому что оно ни из каких английских слов не следует. И ещё одно к ним от нас приехало, это слово «дача». Но изначально оно персидское. Таких пересечений глубинных очень много. Наш выдающийся лингвист  Теодор Шумовский, подельник Льва Николаевича Гумилёва по различным срокам, процессам, он вычленил, что, персы и тюрки для русских это народы-партнёры. Потому что гигантское количество слов, он насчитал в русском языке до 60% базовых слов имеют тюркское и персидское происхождение. (1)

Хотя Пётр I заставил нас учить французский, немецкий, а потом английский языки. Но они остались техническими, а вот ежедневно употребляемые и глубинные слова нашего языка, они из древней Персии, из древнего Ирана. Или очень интересно, в Таджикистан я недавно ездил, и приехал в село, где живут ягнобцы, очень древний народ, говорящий на согдийском языке. Село называлось Дуоба. Ну, «ду» — это два. А «оба» — это река. И тогда понятно, откуда слово Обь, например. 

Мы считаем — русское слово. Или может самодийское? Ну тогда откуда слово «облако»? Получается, что от иранского «вода». Воды лукошко! Или слово «облава». Это лов на воде. Потом уже облава уголовников появилась.  Но изначально это слово, конечно, персидское. И когда таджики кричат в аэропорту «Джуман джун возьми», т.е. слово «чемодан», что мы используем каждый день в туристических путешествиях, тоже, получается, приехало из иранской магической стороны, она очень глубоко находится в психике русского человека и нашей этнопсихологии. И очень одновременно близко. Ведь куда мы без чемодана?

Вот эти глубины мы сегодня постараемся для вас вскрыть.  

Женский национальный иранский костюм напоминает русский сарафан

Иранские морячки

Насколько это будет «травматическое» вскрытие, операция покажет. Я недавно посетил наши южные ворота в Иран, специально подсознательно готовясь, может быть, к этой лекции. Это город Астрахань. Замечательный город на Волге. 

Наши друзья-евразийцы в Астрахани говорят: «у нас не может быть политики, потому что у нас этнополитика», у нас рядом сто народов живут. И компактно бок о бок целые посёлки астраханских татар, калмыков, казахов, ногайцев, всех подряд. Мы ехали в автобусе, а бабушки-попутчицы рассуждали про иранских моряков. «Что-то у нас в городе иранские моряки расшалились» — бабушки говорили. Переживали.

Ни в одном городе России, наверное, не услышишь такого прямого, честного, явственного разговора про Иран. Про иранских морячков.

Там мне подарили книжку очень хорошую. Называется «Красный Иран», автора Юрия Чуйкова. (2) Я открыл её и на память вспомнился целый ряд стихотворений, которые я читал в детстве и как будто Иран вскрылся во мне самом. Строки повествуют, как раз, о путешествии в Иран. 

И эти слова, и воспоминания об одном удивительном человеке, который туда отправился, как и все мы сегодня вместе. 

«Хочу в Персию. Все едут, а я вот один не еду». Вскоре, впрочем, поехал и он. О его прибытие в Персию мне рассказали следующее.  Уже очень близко от входа в порт Энзели, там, где капитан русского корабля сдаёт управление персидскому лоцману и при этом происходит естественно некоторая задержка, он, горя нетерпением скорее ступить на легендарную персидскую землю, каким-то способом спустился с парохода и по воде в одежде добрался до берега. Рассказ, конечно, явно фантастический. Привожу этот рассказ лишь для того, чтобы показать каким его представляли близкие, его знавшие. И какими при жизни он обрастал легендами. 

Велимир Хлебников

Сказание о человеке, бросившемся с корабля, чтобы доплыть до блаженной, священной персидской земли. Имя этого человека Велимир Хлебников, великий русский поэт-футурист, который в составе революционной Красной Армии, революционного Красного Флота приплыл в северную Персию, строить Советскую Гилянскую республику. 

Тегеран-43

 Это, как бы, такое предисловие. А для начала, я хотел бы провести «глубинное интервью». Действительно, с чем у нас воспринимается Иран и персидская культура, которую мы, наверное, плохо знаем в отличие от индийской или турецкой? Я спрашивал своих знакомых, и они почему-то автоматически говорят — «Тегеран-43». Отменный фильм режиссёров Алого и Наумова был очень популярен и в Советском Союзе, и в Европе, его до сих пор смотрят с огромным удовольствием. Там песня Адамо о любви, Белохвостикова, Костолевский. Там всё красиво. Фашисты стреляют, и надо всем любовь неземная. И Ален Делон симпатично нарисовался, в какой-то момент подплыл. Но этот фильм описывает Иран так, как его видели глазами советского кинематографа и глазами русского бессознательного. 

Перед нами страна руин и таинственных харчевен, где сидят грязноватые люди и курят опиум с утра до вечера. Развалины из мертвых городов Аладдина, как они показаны в «1001 ночи», куда приходят подозрительные иностранцы или оборванцы, окраины из поэзии Готье или Бодлера про опиум или Уайльда про абсент. 

Тегеран-43 — Детектив, Фильм, 1980 г.

Странные порты, загадочные места, таинственные встречи, опасные незнакомцы. Тёмные улочки, тупички, коридоры, в которых бывает пригрезится невесть что. Можно заметить птиц, висящих в клетках. Увидеть будто нарисованные углём деревья, растущие из развалин. Появляются сомнительные фотографы, которые могут запечатлеть на плёнку любое изображение.  Фотографируют людей так, что они превращались в других людей и на плёнке и в жизни. Это логово джинов, трикстеров. И, разумеется, кто для советского человека был главным джином и трикстером? Это были фашисты, и Тегеран был ими наполнен. «Тегеран 43» был доверху набит гитлеровцами, они там, как сельди в бочке, сидели. И чувствовали себя великолепно! Все изгнанные из «советского рая», из советского мышления фашисты, они нашли себе приют в Тегеране. И главный фашист, конечно же, прекрасный Альберт Филозов, который в роли разведчика Третьего рейха Штерна, творил настоящие чудеса. Впервые он появляется в  маске дервиша в городе-призраке. Историк Олег Шишкин недавно показывал мне прекрасные фотографии  дервишей, иранских «калик перехожих», святых странников работы фотографа Севрюгина 100- летней давности, и я, почему- то, сразу вспомнил Штерна. 

Как  Филозов пробирается с палочкой, завёрнутый в грязные бинты или портянки. И он идёт настолько органично этот проклятый фашист – разведчик по  Тегерану, что сразу видно, что там его место, родина, что он там свил своё змеиное гнездо. Вспомним, кстати, с какими идеями подошёл господин Штерн — Филозов к фильму про Тегеран. Перед этим он снялся в прекрасном фильме «Чёрная курица и подземные жители», где играл Чёрную курицу, министра подземелий, что приводит героя Алёшу в русский бекграунд к тайному государю Петербурга. Тоже через подземелья, через опасные страны крыс и мёртвых рыцарей к тайным ценностям и сокровищам. (3) И ясно, что Филозов как будто перетащил этот облик Чёрной курицы на шпиона Штерна. 

Ночное солнце

Все дети боятся Темноты, странного мира, живущего собственной враждебной жизнью.

Из глубин Пустоты смотрят тёмные люди, запахи беспокойства, руки нищих, страшные предметы, потерянные вещи, колдовские мешки.

Леденящий ужас.

Славяне вырезали на колыбели ребёнка знак — Ночное Солнце. Он выглядит, как три солнца. Если круг разрезать пополам, то нижняя его часть будет соответствовать рисунку из книги Бориса Рыбакова «Язычество Древней Руси». Верхнее Солнце с левой стороны «экватора» — Летнее солнцестоянии, Нижнее Солнце, внизу круга — Осеннее Равноденствие. И солнце справа — Зимнее солнцестояние.

Это ход движения Солнца ночью, а также с июня по декабрь в календарном цикле.

По древнеславянским поверьям Ящер именем Яша сжирает Солнце в море на Закате и несёт тайными речными подземными путями на Восход, где отрыгивает.

Ящер на Руси личность почитаемая, а Солнце лучами, сияющим знаком незримо присутствует и оберегает ночью. Но из подземной тьмы. Интересный поэт из Сети «Капитан Татаринов» представил его неисповедимое подземное свечение:

Наше Солнце в спинных волосах,
В малахитовом ларчике зла.
Пальцы Смерти внутри лепестка
В сердце похоти львиная власть

Наши пальцы растут из руки,
Из ногтей и из недр живота.
В нашем роде живёт Изрукиль —
В его чреве Живая вода.

Наше Солнце на дне Бухары,
В крокодиловой полости рта,
Чтобы видеть его, мы должны
Богородицей выпить Христа.

Канаты

У Штерна — Филозова, (как и у «Чёрной курицы»), есть тайный агент Макс. Он, как тайный король, жил в самой глубине. Его играл  Джигарханян, роскошный царь-артист. Он, конечно же выступал, как повелитель скрытого Тегерана, а также русских снов и подсознательных страхов перед фашистами и перед персидскими безднами нашего инсайда. 

Отличительной чертой этого прекрасного человека Джигарханяна, было то, что он знал   подземные дороги Тегерана. Он знал карту подземных рек и ходов. А  подземные дороги может знать только солнце. (4)

Армен Джигарханян в роли Макса в фильме «Тегеран-43»

Почему я вычислил, что он царь? Потому, что солнце с точки зрения мифов, путешествует во время зимы или ночи под землёй. И вот он путешествовал по Тегерану через «канаты», так называемые, засекреченные акведуки. «Канатчики» — люди из поколения в поколение обслуживающие эти дороги, они готовы были вывести его в любую точку. Он планировал совершить невообразимое – расстрелять всех руководителей  антигитлеровской коалиции просто, как мух мухобойкой. Он должен был воссиять, как солнце, вот этот тайный король  Тегерана, «Тегерана 43», тайное солнце. Макс – Джигарханян, который роскошно «полёживал», то в объятиях опиумных торговцев, то в ресторанах. И затеял удивительное невероятное предприятие. 

Но, конечно же, доблестная советская разведка расстроила всю эту миссию, солнце Гитлера и «Тегерана-43» не воссияло. Все Сталины, Рузвельты и Черчилли остались живы. И, «тайный министр», трикстер, Чёрная курица, Штерн – Филозов мстил своему Максу до конца дней за то, что он не воплотил свою миссию, не прошёл канатами, подземными тропами к британскому посольству. 

Вот вам картина — совершенно мифологическая, сочная и инфернальная. Она в стиле книг Эдгара  По, романов Жана Рэ, где ощущение смятения, тревожной музыки, ощущение с одной стороны страха, с другой стороны — ожидания счастья, радости. Вот что такое «Тегерана 43» в постановке Алова и Наумова.  

Хоп

Мой приятель Георгий Осипов, прекрасный культуролог, накопал ещё один прекрасный фильм, на базе которого  «Тегеран-43» не то чтобы снимался, но сформировал собственный киноязык и киномиф, отношение к Ирану. И на его «фасоне», «подушке» этнопсихологической и энергетической был снят потом фильм Алова.  

Он называется «Тайник у красных камней». Может кто-то его смотрел. 

Кадр из фильма «Тайник у Красных камней», 1972 г.

Этот фильм, тоже художественный. Он появился несколько раньше, его снял режиссёр Григорий Кохан. Про приключения азербайджанских контрабандистов, шпионов, ими управляет страшная персидская разведка САВАК. Всемогущая, всепобеждающая. В «Тайнике» тоже показан Иран, Персия шахских времён. Он чёрно- белый, фильм очень сочный, особенно вот говор этих контрабандистов, их сленг, то, что они уже в 70- е годы меняли доллары на рубли в советском Азербайджане.  

Уникальные, интересные кадры. Вот их разговор — «Хоп».  «Хоп». Контрабандисты так прощаются или наслаждаются радостью встречи. И это «Хоп» оно через весь фильм, как связка, «Хоп» и пошли дальше. Энергия пошла. Идея, сценарий кино в том, что САВАК пытается выкрасть чертежи ракет по заданию уже американцев, которые сменили фашистов в образе главных врагов нашего народа. В фильме действуют суперагенты, свободно путешествующие через тюрьмы и зоны СССР. Подминают под себя азербайджанцев на советских зонах. Заворачивают украденные ядерные фотоснимки в кладки под красными камнями. 

Другие поют прекрасные песни, приезжая в Азербайджан, пленяют самых роскошных женщин. Т.е. получается, приходят как некие демоны, «ненаши» с той стороны, с того света. 

Приходят то ли братья Ивана-царевича, то ли джины, и пленяют Советский Союз. Обманывают суровых советских разведчиков, которых, конечно же, обмануть невозможно, как в конце окажется. Но, тем не менее, расцветает роскошная САВАК, которая тоже сидит в этих барах таинственных, шахских времён, где играет джаз, одновременно курят кальян и, если что не так, то тебе в спину бросят нож. 

Там есть метальщик ножа, мастер эпизода, любви и смерти. Но кто во главе страшной разведки САВАК? Тоже человек очень интересный «Джафар», его исполняет Ефим Копелян, великолепный советский актёр. Т.е. у нас армяне отвечали за иранское направление.  Джигарханян и Копелян (последний армяно-еврей), армяне оказались незаменимыми людьми по связям с иранской цивилизацией. А Копеляну противостоит отличная артистка Ирина Скобцева, она играет некую Анну Блоу, что притаилась на спецквартире в самом логове врага, рядом с  САВАКом. Она собирает горшки, местный антиквариат. Делает вид, что она археолог, коллекционирует персидские чаши и горшки. 

Ирина Скобцева в роли Анны Блоу

Это ведь тоже потусторонняя миссия, всё равно что отыскивать потерянные души в аду. Приходит наш советский разведчик и собирает потерянные души, предметы, крестражи, разбросанные в развалинах Персии и переправляет их в центр. Через глиняные ендовы приходит информация в советскую счастливую Россию. 

А Иран предстаёт зазеркальем, «Тем светом», страной мёртвых, поприщем зверолюдей, тридесятым государством, где можно обрести, сыскать роскошные потерянные предметы, ключи от нас самих. (5)

Но с другой стороны можно и пропасть в объятиях этих фашистов, американцев, Копеляна,  Джигарханяна. Они тебя не отпустят, унесут в канаты, там берегись. Как Белохвостикова, едва не погибла в глухих развалинах, шляясь с Джигарханяном по пустырям. 

Такой Иран чарует с одной стороны, тревожит и требует разъяснения. Когда мы с Гариком Осиповым обсуждали «Тайну красных камней», он спросил — «Ну, кого Копелян тебе напоминает в этом фильме?»  Я, не задумываясь, сказал — «Блюмкина».  

И Осипов подпрыгнул от радости, ему тоже примерещился Блюмкин!

Сверхчеловек Блюмкин

Наш распрекрасный супергерой Яков Блюмкин — революционер, разведчик, террорист, левый эсер, большевик. Человек совершенно исключительный. Сотворивший вокруг себя историю, вселенную. Вот и Копелян в фильме про «Тайник» создаёт вселенную. Он плетёт коварную паутину, или элегантный ковёр, вокруг которого распускается, как чудо-сад вселенная фильма. Он «посиживает» у себя в САВАКе за роскошными стёклами. И потом суперагенты пересекают советскую границу, и происходит в Советском Союзе что-то страшное, инопланетное.  

Яков Блюмкин

Вот так и Яков Блюмкин, «человек среди толпы народа застреливший императорского посла, подошёл пожать мне руку и поблагодарить за мои стихи». Персонаж, которого Катаев называл – Наум Бесстрашный (звучит как «Кащей Бессмертный»), он же стал прототипом полковника Исаева и первой книги Юлиана Семёнова о Штирлице, прототипом прославленного разведчика в бестселлере «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Бомбист, который спровоцировал или запустил левоэсеровский мятеж, человек, что был диктатором Монголии. 

Одновременно, согласно Олегу Шишкину, здесь присутствующему, наш герой путешествовал вместе с Рерихом. И добрался до глубин Шамбалы. Единственный, кто в той Шамбале вообще из нас изо всех побывал. И  видел, якобы там «ваджру» — священное ядерное оружие «времени оного». Ещё его Троцкий называл «любовником революции», и вроде бы он убил Есенина.  Но, он не мог убить Есенина, потому что согласно архивам ФСБ (наш друг писатель Леонтьев Ярослав накопал) Блюмкин в это время был в Тибете. 

Т.е. он мог, получается, раздваиваться, персонаж мифический совершенно. Есть такое понятие в современной физике – электрон. Мы же не можем посчитать, сколько всего электронов, дать им имена Вася, Петя, Иван. Нет! Мы не знаем, где электрон находится сегодня, сейчас, сию минуту, секунду назад. И есть у физиков одно предположение, что электрон вообще только один и он соткал эту вселенную, бесконечно двигаясь с сумасшедшей скоростью по времени и пространству. Он её истинный творец! 

Какой там Индиана Джонс? Какой «агент-007»? Выдуманные киногерои и в подмётки не годятся нашему сверхчеловеку!

Яков Блюмкин создал всё, что нам нравится. Он везде. Он у левых эсеров и у Рериха он, и у Маруси Спиридоновой перед мятежом 6 июля сидит, получает задание.  

И одновременно он диктатор Монголии после Унгерна.  Унгерн ушёл – Блюмкин пришёл. Как – то  человек  всё успевал. И одновременно он Штирлиц, народный любимец.

И что сейчас важно для нас, он отправился в Персию с Велимиром Хлебниковым на кораблях социалистической революционной флотилии, строить Гилянскую советскую республику. 

Был такой случай. Когда большевики выбили белых из Баку, белогвардейцы и англичане увели царский флот в персидский порт Энзели. И ничтоже сумняшеся, во главе с Фёдором Раскольниковым (о нём мы тоже сделаем лекцию, интереснейший человек, первый посол СССР в Афганистане) красноармейцы и краснофлотцы отправились в Персию и захватили Энзели, разбили англичан, разбили белогвардейцев. Это впервые была победа русских над англичанами. Первая и пока последняя. (6)

А Блюмкин решил в Персии строить советскую республику. Его нарекли Якуб-Ханом. Красные очень быстро организовали в Северном Иране Гилянскую советскую республику. Объединили местных персов, талышей, гилянцев, пришли курды, пришли ещё какие-то люди. Были постоянные сражения с англичанами, красные выбили их в Тегеран. Блюмкин был 6 раз ранен. Как так можно, за один год быть 6 раз раненым?

Флаг Гилянской советской республики

Он представлял молодую республику в Баку во время съезда народов Востока под именем Якуб-Хана. Сверхчеловек, бог — электрон, реализовываший революцию через себя, организовавший экспедицию Рериха, Народную Монголию и Штирлица, он, как бы указывал особый вектор, куда смещалась сила русской революционной энергии. 

Русские пытались в сказочный Иран попасть и пришли туда на «глубинных основаниях». Т.е. если мы возвращаемся к нашему бессознательному, и словам «бог», «хорошо», «рай», то рано или поздно мы должны были в Персию вернуться. Словно в страну детства нашего народа — в волшебное Медное царство. Ведь «медь» тоже персидского происхождения. От старинного названия этой страны — «Мидия»…

Тогда мы вернулись как – то и правда хорошо — на основании освобождения женщин Востока. И очень многие женщины Востока были рады тогда освободиться, они шли навстречу, персиянки, нашим русским  революционным солдатам и матросам и таким людям, как Блюмкин и даже Велимир Хлебников.
Ну, а Хлебников — бросился в море и вплавь добрался до Персии. 

Продолжение

Павел Зарифуллин

Ссылки:

(1) Теодор Шутовский «Странствия слов»

(2) Юрий Чуйков «Красный Иран (Петр Усачев, Рудольф Абих и Велимир Хлебников)», Астрахань, 2010

(3) Павел Зарифуллин «Чёрная Курица Русской Империи (Сказка Погорельского, как символический ключ к Русской Революции)»

(4) Екатерина Брешко-Брешковская, одна из виднейших представительниц народничества в семидесятых годах девятнадцатого века, сыгравшая выдающуюся роль в создании партии эсеров рассказывает в своих воспоминаниях, как в 1874 году на Украине, во время знаменитого «хождения в народ», о ней распространялись слухи среди крестьян: «Говорят о тебе, будто ты великая княжна, знаешь подземные дороги и раздаешь крестьянам листки из царского указа 1861 года об отмене крепостного права — М. С., те, что помещики вырвали и спрятали». В народном представлении «скрывающийся истинный государь» Иван-Царевич знал «подземные пути» в райскую страну Беловодье.

Из новейшей культурной традиции можно припомнить строки Бориса и Гребенщикова про «Человека из Кемерова»:

Он скуп на слова, как де Ниро;
С ним спорит только больной.
Его не проведешь на мякине,
Он знает ходы под землей.
Небо рухнет на землю,
Перестанет расти трава —
Он придет и молча поправит все,

Человек из Кемерова.

(5) Павел Зарифуллин «Радужная звезда (Грёза о Персии)»

(6) Владимир Генис. «Красная Персия: Большевики в Гиляне. 1920—1921. Документальная хроника». М., 2000

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>