Нет зрителя — нет шоу

Русскоязычные латыши не теряют надежды, что дружеские отношения между Россией и Латвией будут реанимированы, считает депутат латвийского сейма, секретарь Комиссии по иностранным делам Сергей Мирский. Но при всем многообразии возможных вариантов сотрудничества самым раскрученным брендом среди населения остается «Газпром».

Прибалтийская натурализация

– Понятно, что на политическом уровне  между Россией и Латвией отношения довольно смутные. А вот сами латыши и русские в стране дружат или враждуют?

Сергей Мирский.

–Латвийские партии, пришедшие к власти после 1991 года, имеют националистический уклон, они склонны обвинять Советский Союз в оккупации, а всех, кто переселился в республику в советские времена, называют оккупантами. Это очень сильно обижало всех нелатышей. Ведь причастность к СССР стала одним из мотивов для непредоставления им гражданства. Что касается отношений между русскими и латышами, они нормальные. У нас очень много смешанных семей. Латыши переженились с русскими. Дети – двуязычные. Но, как и в любом обществе, присутствуют радикалы. Однако их позиции сегодня ослабли. Рейтинги политических объединений с националистическим уклоном, как пророссийским, так и пролатвийским, с трудом дотягивают до 5%. Зато партии, которые популяризируют идеи толерантности, создания единого гражданского общества, набирают обороты.

– А что происходит с программой *«натурализации» неграждан Латвии?(* См. «Люди с фиолетовыми паспортами»)

– Если говорить откровенно, то натурализация практически остановилась. Во-первых, ее тормозят на уровне власти. Процесс присвоения гражданства курирует Министерство юстиции. А там преобладают националистические силы, которые постоянно придумывают новые сложности. Во-вторых, ранее у неграждан было больше стимулов для получения латвийского гражданства. Например, чтобы легче получать визу в Европу. Сейчас мы стали членами Шенгенской зоны, речь уже идет о статусе жителя Евросоюза, которыми стали и неграждане – у них теперь нет препятствий для европейских путешествий. Конечно, они лишены многих других прав на территории Латвии. Поэтому я считаю, что процедуру натурализации надо сделать более доступной, в частности упростить экзамен по латышскому языку для пожилых людей.

– «Эсэсовское» сообщество, марши легионеров СС – это органичное социальное явление для Латвии или искусственно раздутый миф?

– Людей, которые во время фашистской оккупации Латвии записались в легион СС, осталось не так много. Это 70–80-летние старики. Многие служили Германии не по доброй воле. В случае отказа родственникам грозила ссылка в концлагерь. Крайне неприятно, что сегодня националистические партии сделали из этой страницы истории политическое шоу: возложение цветов к памятнику Свободы, шествия и прочее. Причем самих ветеранов на шествиях мало. В основном участвует оголтелая молодежь, демонстрирующая свою профашистскую суть. В Германии тоже есть молодые люди с аналогичными взглядами, но местные власти реагируют на их акции жестко. В Латвии же на это смотрят сквозь пальцы. Я считаю, что население должно игнорировать всевозможные фашистские проявления. Нет зрителя – нет шоу.

Перезагрузка латвийского тигра

– В 2000–2007 годах за прибалтийскими государствами закрепилось понятие «балтийские тигры», характеризующее их якобы высокие экономические показатели на международном рынке. Как такое стало возможным?

– Я не считаю, что наша страна развивалась как «тигр» все эти годы. Показатели либеральной экономики были дутыми. Это проблема не только балтийских стран. Это проблема всемирного порядка, результатом которой стал экономический кризис. Рейтинговые агентства сознательно рассылали необъективные данные бирж. Латвию накачивали финансовыми средствами скандинавские банки. Они раздавали налево и направо кредиты. Доходило до смешного. Можно было прийти в магазин, показать банковскому представителю паспорт и через несколько минут получить через терминал потребительский кредит. Я уже не говорю о махинациях, которые творились с недвижимостью. Когда волна спекуляций схлынула, оказалось, что у Латвии нет ни своей промышленности, ни своего развитого сельского хозяйства, ни многого другого из того, что обеспечивает стабильное развитие государства.

– А удастся ли  когда-нибудь этот статус «тигра» честно заслужить?

– Нам надо обязательно развивать отношения с Россией, а также с традиционными странами континентальной Европы – Францией, Германией, Италией, то есть наладить мост между Востоком и Западом. Некоторым зарубежным компаниям сложно в одиночку работать на российском рынке, не зная его менталитета. А вот если соучастником в бизнесе является латвийская компания, проблемы непонимания снимаются.
Я считаю, что нужно создавать совместные предприятия и с Западом, и с Востоком, и, в первую очередь, с Россией, так как она – традиционный наш партнер. Мы должны быть доброжелательными соседями. И не надо исключать больших возможностей Латвии в плане транзита. Правильная транзитная политика вполне сможет обеспечить нашей стране восстановление экономики.

«Рижскую марку» в обмен на газ и водку

– Какие действуют сегодня предприятия, процветавшие в период СССР?

– Фактически все они были ликвидированы. В России наверняка еще помнят рижские приемники. Когда-то флагманом латвийской промышленности было предприятие «ВЭФ», где выпускали электрооборудование и радиоаппаратуру. Был вагоностроительный завод, снабжающий электричками весь Союз, Рижская автомобильная фабрика с ее знаменитыми «РАФиками». Теперь на месте предприятий построены торговые и развлекательные комплексы. Происходит только потребление, причем западной дешевой продукции, а своей конкурентной продукции мы, к сожалению, не имеем. Хотя сейчас новый мэр Риги Нил Ушаков немало делает для того, чтобы наша продукция вернулась на российский рынок под брендом «рижская марка».

– Россияне по-прежнему ценят рижские «шпроты» и бальзам, косметику Dzintars. А какие российские бренды на слуху в Латвии?

– «Газпром» (смеется). Российский газ ежедневно напоминает о себе в наших домах. Латыши ценят и российскую водку, многие ее считают лучшей. Через Латвию проходят большие объемы голубого топлива, нефти, угля. Но потребительские российские товары, к сожалению, представлены скудно.

Люди с фиолетовыми паспортами

Неграждане (латыш. nepilsoņi) – люди, переселившиеся в Латвию из других республик СССР в 1940–1989 годы, а также их дети. Понятие появилось в 1990-х. Сегодня в Латвии более 350 000 неграждан. 65% из них – русские. Все они имеют латвийские паспорта, но фиолетового цвета, в отличие от красных гражданских. Неграждане имеют право на дипломатическую защиту Латвии за рубежом, могут жить в стране, не запрашивая вида на жительство.
С другой стороны, им отказано в избирательных правах, хотя состоять в латвийских партиях и делать им пожертвования можно. Они не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов, загсов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты (то есть не могут приватизировать жилье, которое ранее им выделило государство), в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах. При начислении пенсий негражданам учитывается далеко не весь их трудовой стаж.

Из открытых источников

Анкетные данные

Официальное провозглашение независимости: 18 ноября 1918 года
Восстановление независимости: осень 1991 года
Форма правления: парламентская республика
Столица: Рига
Официальный язык: латышский
Валюта: лат
Территория: 64 589 кв. км
Население: 2 231 503 человека
Государственные символы (наряду с гербом и флагом): птица – трясогузка, цветок – маргаритка, деревья – липа, дуб

Источник: «Википедия»

Казна

5,174 млрд латов (около $10,348 млрд) – оборот внешней торговли за восемь месяцев 2009 года, что на 35,7% меньше, чем за восемь месяцев прошлого года. Латвия считается одной из беднейших стран Европы.
75,1% экспорта и 76,5% импорта приходится на Евросоюз, 17,8% экспорта и 18,8% импорта – на Литву, 13,4% и 7,5% соответственно – на Эстонию, 10,3% и 12,1% – на Германию, 9,4% и 7,8% – на Россию.

Источник: бизнес-портал rus.db.lv

Ты – мне, я – тебе

В Латвии зарегистрировано 2198 совместных латвийско-российских предприятий.
$263 106 549 составляет экспорт в Россию. Большую долю занимают пищевые продукты (23,31%), химтовары и медикаменты (19,72%).
$549 815 710 – импорт из России. Большую долю занимают минеральное сырье (69,69%), металлы и изделия из них (11,05%).

Источник: политическое объединение «Центр Согласия».

Беседовала Яна Белянина

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>