Шермиции — национальные казачьи игры

Издревле традиционные казачьи воинские праздники консолидировали казаков, составляли структурообразующий фактор общественного бытия и являлись неотъемлемой частью религии и культуры казачьего общества.

1 октября 2011 года, на территории культурно-исторического туристского комплекса «Казачий Дон» в станице Старочеркасской, состоятся VНациональные казачьи игры — шермиции, посвященные 370-летию Азовского осадного сидения донских казаков, особо значимому событию в истории казачьего народа, изумившему в 1641 году весь мир, когда горстка казаков-защитников Азовской крепости, выдержала трехмесячную осаду и победила осаждавшую их 240 000 турецкую армию, самую могущественную регулярную в то время армию в мире.

Игры включают в себя состязания по владению традиционным оружием казаков — шашкой и пикой в пешем строе, а также кулачные поединки и борьбу «на ломка».

 

В состязаниях примут участие представители казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала (Яика). Возраст участников от 5 до 75 лет.

 

Организатором и устроителем игр выступает Региональная общественная организация «Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» (Ростов-на-Дону/Зерноград), при участии и поддержке КИТК «Казачий Дон» (Ростов-на-Дону/Старочеркасск) и объединения «Казачья Гамазея» (Волгоград).

 

Шермиции – это традиционные казачьи воинские состязания, устраиваемые на праздниках, неотъемлемая часть донской казачьей военно-траурной и календарно-праздничной обрядности.

 

Исторически, казачьи команды, вместе с родственниками, в несколько поколений, съезжались на майдан под своими гулебными знаменами, после чего следовало проведение примерных шермиций, в которых участвовали представители всех возрастов. Они состязались в рубке, бое на пиках, фехтовали и танцевали с шашками, устраивали кулачные и борцовские поединки. Судьями шермиций выступали старики, которые в их заключении вручали победителям ценные призы из казачьей амуниции, оружия. По завершении состязаний, на майдане в круг ставились столы и проводилась стариковская беседа со старинными песнями. Таким образом, боевой опыт, воинский дух и память о ратных подвигах героических предков передавались молодому поколению казаков.

 

Организаторы игр стараются максимально следовать существовавшим на Дону казачьим воинским традициям, что превращает шермиции в подлинный праздник национальной казачьей культуры, на котором формируется та неуловимая субстанция, превращающая их участников в единое целое, объединенное общими целями и ценностями, консолидирующая современных казаков на основе духовной, воинской культуры и традиции предков, возвращающая их потомкам утрачиваемое народное самосознание.

 

Церемония игр начнется с панихиды по казакам-героям Азовского осадного сидения 1641 года., которая будет отслужена в Преображенском (Ратном) храме станицы Старочеркасской, расположенном на Ратном урочище, месте, где издревле собирались казачьи рати перед отправлением в боевой поход. Там же, на Ратном кладбище, покоятся легендарные донские Атаманы Осип Петров и Наум Васильев, руководившие обороной Азова в 1641 году.

 

По окончании панихиды, участниками и гостями шермиций будет совершен Крестный ход от Ратного урочища до места проведения игр, комплекса «Казачий Дон».

 

Начало панихиды – 9.00

Начало Крестного хода – 9.30

Открытие игр – 10.00

 

ДИСЦИПЛИНЫ ШЕРМИЦИЙ

 

Дисциплина «рубка мишеней в пешем строю» – исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определенного количества баллов за фиксированный промежуток времени.

 

Дисциплина «фехтование на шашках» – исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки. В ст. Цимлянской в подобных играх «в шашки», были запрещены колющие удары.). Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой.

Дисциплина «фехтование на пиках» исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний с оружием, сопровождавшая праздничные мероприятия. Основная задача состязаний – нанесение сопернику оцениваемых колющих ударов пикой (дротиком) (длинно-древковым оружием с мягким наконечником). На Масленицу гулебные ватаги казаков ходили по станице с флагами, при встрече с другой командой устраивали шермиции, бросались друг на друга в дротики. Систематизация движений с пикой в пешем строю была проведена А. Соколовым в середине XIX века.

 

Дисциплина «борьба на ломка» – исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата, заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Цель такой борьбы заключалась в том, кто кого кинет. Захват за пряжки мог быть не всегда постоянным. Так, по описанию М. Харузина в борьбе с калмыками казаки использовали высокие броски, борьба велась не только до падения, но по особому уговору необходимо было удержать противника под собой некоторое время. Подобный вид народной борьбы просуществовал на Дону вплоть до середины ХХ века, сохранились приемы и правила таких поединков в этнографических описаниях.

 

Дисциплина «кулачный бой» исторически сложившаяся у донских казаков форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде кулачного поединка, целью бойца в поединке является с помощью ударов подавить сопротивление противника. Традиционно такие бои в начале ХХ века назывались «на любителя», «на круга». Их вели предводители ватаг перед коллективным кулачным боем. Они велись до первой крови, до момента демонстрации полного физического и психологического превосходства одной из сторон. Удары были самые обычные и классифицировались по месту приложения «под вздых», «по сопатке», «в ухо», «подтереть сопли», «в лоб», «в скворечник», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и проч. Защиты представляли собой подставки, сбивы, уклонения от ударов противника. Важным показателем являлось умение держать удар, что характеризовалось принятием ударов на корпус, плечи, голову. При нанесении ударов использовались прыжки, проходы, перехваты и захваты рук и одежды противника. В современной разновидности кулачного боя остались критерии оценки победы, основные удары и защиты, при этом для предотвращения травм бой ведется в защитном снаряжении, перчатках, при запрещенных зонах поражения, запрещенных захватах и ударов ногами.

 

Подробнее: www.dikoepole.com


 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>