Неожиданные экономические эффекты миграции

Инокультурная миграция несет не только те эффекты, которые описаны в публичной литературе и на странице всяких популярных сайтов. Есть еще малоприметные «недекларируемые эффекты» миграции, те эффекты, о которых не предупреждают в профессиональной литературе либо по забывчивости, либо по неожиданному их проявлению. Также как и с недекларируемыми возможностями компьютерных программ.
Сегодня напишу несколько поверхностных наблюдений по поводу таких неожиданных экономических эффектов от миграции. Не думаю, что они лишены субъективизма. Просто очень необычные свойства, которые попались мне на глаза.
Первое. Мало кто замечает, что с каждым годом на рекламных стендах становится все больше белокурых девушек. Это и традиционные маскоты вроде скандинавки Viola, права на которую принадлежат Valio Ltd. Эксплуатация образа белокурой деревенщины удачно совпала с фенотипическим потемнением населения и дало неожиданный эффект для ностальгии по расовой чистоте. Это один из примеров – старых брендов. Если пройтись по городу, то можно найти огромное количество новых блондинистых образов, рекламирующих новые продукты.
Блондинки, хоть натуральные, хоть какие, пользуются спросом и у коренных жителей, и у внутренних мигрантов, и у внешних. Без глубинного интервью и соответствующих исследований сложно говорить почему. Но если зайти со стороны архетипов, то да, это расовые компенсации для тех, чьи взгляды недостаточно широки, чтобы принимать новый этнокультурный опыт.

Второе. Появление новой целевой аудитории вызвало спрос на специфические товары, которые стали популярны не только в этой целевой группе. То есть делают для одних, а покупают и те и эти, и без появления мигрантов коренные не осознали бы преимуществ этих специфических товаров. Например, наша семья перешла с пельменей на хинкали. По сути это те же пельмени, только крупнее, дольше варятся и гораздо вкуснее. Без спроса на хинкали-полуфабрикаты со стороны кавказского сегмента мигрантов они бы не появились в наших ретейл-сетях.
Отдельно надо отметить бренд «халяль», о котором речь пойдет в третьем пункте. Потребность в подчеркивании своей идентичности у отдельных категорий граждан (как правило, социально и политически слабо защищенных) вызывает у них необходимость использовать устойчивые психоидеологические конструкции. Например, этнический или религиозный фундаментализм, исповедование которых легко конвертируется в определенные практики, среди которых не только хождение в мечеть, но и лояльность бренду «халяль» при покупке продуктов питания. Причем в тех же относительно дешевых ретейлах.

Третье. Появление некоторых зонтичных брендов вроде «халяля» обретает среди коренного населения устойчивую репутацию высокого качества, хотя объективных предпосылок для этого нет: цена если не ниже обычного, то не очень высокая или сопоставимая, оформление тоже не провокативное и т.д. Эффект достигается благодаря репутации «товара для своих», чем уже подчеркивается некоторая элитарность.
Я знаю несколько десятков человек, которые независимо друг от друга покупали халяльную продукцию, мотивируя это тем, что «халяль» выглядит и ощущается как качественный продукт в противовес ширпотребу. Некоторые такие потребители демонстрировали даже определенные знания о мусульманской этике чистоты. Для других «кавказцы своих не отравят», во всяком случае так они объясняли свое вступление в клуб потребителей определенных продуктов «с черного хода».
Этот процесс совершенно точно будет шириться и углубляться и, возможно, маркетологам и рекламщикам надо будет на кафедре преподавать ислам, так как он становится актуальным коммерческим явлением.

Виталий Трофимов-Трофимов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>