Гродненские татары

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское[1] (ВКЛ).
Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его «наисильнейшим из всех князей». Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.
Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово «казак» означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков[2].
Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского[3] сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.
В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.
Более низкие, чем князья должности занимали «Уланы», в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские[4].
В те времена у татар-казаков единым измерением был «конь», это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.
Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.
Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.
Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского «Гродно» (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.
Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: «Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших».
В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар[5]. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.
ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).
Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево[6] мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.

Примечания (В.В.Тарковский).

[1] См. приложение.
[2] Лососянка — речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.
[3] Барановичи — поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).
[4] Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. — Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).
[5] В Беларуси проживает около 330 кумыков.
[6] В черте г. Гродно.

Апанас Цыхун
заслуженный учитель Беларуси

Перевод с беларусского: Тарковский В.В. .

Вам также может понравиться

7 Комментариев

  1. 1

    НОВОЕ, НО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ — ИЗ ИСТОРИИ ТАТАР и РОССИИ
    Хорошая статья, но очень многое осталось «за кадром», поскольку, в силу определенных причин, «…весьма и весьма мало наших соотечественников имеют правильное представление о татарах. Тем более они не имеют более или менее полной и объективной информации о прошлом этого народа, сыгравшего огромную роль в формировании не только российской государственности, но и основных этносов как России, так и Евразии…» (доктор исторических наук Д.М. Исхаков, из рецензии к монографии Г.Р. Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность»: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 ). Одна из причин этого в том, что «…Вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную «Историю татар», все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа…» (Р. Г. Галимов): http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3
    Немного о значительной части истории татар, ранее скрываемой романовскими и совпартократическими историками-идеологами, которая изложена в книгах и статьях историка-гумилевца Г.Р. Еникеева с привлечением научно значимых, но малоизвестных фактов и сведений из трудов ученых-историков и исторических источников разных времен и разных народов:
    Татары — один из древних тюркских народов, известный, как выражались средневековые летописцы, «издревле своим могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от от Черного до Желтого морей на западе и востоке, от Москвы-реки, Вятки и Сибирской тайги на севере и до Тянь-шаня на юге.
    Мало кому известно — даже многим профисторикам ныне неведомо — что на самом деле «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как «Татар». И название это «никоим образом не было исключительно общим названием разных племен — этническое название и самоназвание «Татар» принадлежало лишь одному народу. Притом ни Чингиз-хан, ни его соплеменники-татары не говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» — писал еще в XIX веке русский академик-востоковед В.П. Васильев на основе сведений переведенных им древних восточных источников. Эти сведения некриводушного русского ученого согласуются и дополняются массой других сведений и фактов о подлинной истории татар, содержащихся в исторических источниках разных времен и разных народов, малоизвестных и зачастую вообще неизвестных «широкой публике». Но результаты трудов В.П. Васильева, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.
    »’В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами», подобными халха-монголам и китайцам, а являлись расой «европеоидов востока»»’ »'(определение Л.Н. Гумилева) — также, как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских.»’
    »’И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чынгыз-хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана «язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана» (В.В. Бартольд), «народом садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).»’
    По сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разных времен и народов, средневековые татары еще «до эпохи Чингиз хана» строили города с высокой культурой, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески «покровительствовали земледелию». Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности прозападные и прокитайские историки.
    И в XVIII веке еще «Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана».
    Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…»: http://tartareurasia.ucoz.com/

  2. 2

    Польский писатель Генрик Сенкевич по отцу происходил из рода литовских татар. Польская фуражка- » конфедератка» прообразом своим имеет деревянную каску литовских татар.

  3. 3

    Есть взгляды, что вообще все казаки тюркского происхождения. Хотя не нравится объясняться, как вышли русские казаки, с православием, с русским языком, с европеоидным обликом. Существуя отдельно от ассимилирующего русского общества. Ну данный пример достаточно ясный. В казаки могли выходить нежелающие быть «ордынским пушечным мясом», «винтиком в системе», достоянием ордынских феодалов — то есть самостоятельные, сильные, благородные, умные люди.

    • 4

      Насчет «европеоидного облика» многих из русских казаков: ”’В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами», подобными халха-монголам и китайцам, а являлись расой «европеоидов востока»”’ ”’(определение Л.Н. Гумилева) – также, как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских.”’ ( из книги «По следам черной легенды», автор Г. Еникеев).

      Но еще не забудем, что в период «романо-германского ига» (определение Н.С. Трубецкого) «…в Татарию бежали многие, уже понявшие, кто пришел к власти в их стране. Историки Романовых эту эмиграцию объяснили тем, что, дескать, «бежали
      к казакам крестьяне да ворье всякое».
      Но не учли, что казаки-то жили и ранее в Татарии в основном, а бежали не только, вер-
      нее, не столько крестьяне — а ордынцы и иные противники
      колонизации Московии. Да и казаки эти были не только рус-
      скими. Много было в те времена и татар-казаков. Это были
      татары-карачы, войсковые люди, которые со времен образо-
      вания Великой Орды «несли воинскую службу всем семей-
      ством» (А.-З. Валиди). Как и русские казаки, татары-казаки
      были именно ордынским народом-войском.
      Кстати, и русские казаки говорили и писали в рассматриваемые времена
      по-татарски. Но в XVIII веке и к казакам в Татарию уже до-
      берутся романовские агенты влияния и вслед за ними ино-
      земные войска — но об этом ниже…» (из книги «Наследие татар», автор Г.Р. Еникеев).

      «…И поныне эти татары-карачы помнят, что происходят из
      Золотой Орды. «У них через отцов, дедов, прадедов и предков
      шла непрерывная цепочка, все звенья которой принадлежали
      к разного рода служилым людям (князья, мурзы и рядовые
      татары-казаки), зачастую такая связь подтверждалась генеа-
      логиями и жалованными грамотами» [43, с. 108]…
      И вообще русские казаки не «беглые крестьяне» вовсе, как выясняется, а бывшее ордынское («монголо-татарское») русское войско [23]. Вплоть «до XX в. сохранившие свои ордынские принципы формирования войска и качества своего личного
      состава, были казаки во все времена в числе самых боеспо-
      собных и верных Отечеству войск России. И с татарами жили
      до XVIII века, как видно, вместе, и вполне уживались, и ни-
      чего, переняли у татар только положительное – только ме-
      шала эта дружба народов романовскому правительству, опас-
      ны были эти русские и татары – потомки воинов Державы
      Монгол – для чуждого им государства. Особенно когда они
      были едины – вот и было «трудно контролировать»: что же
      они там, татары эти, замышляют вместе с русскими казаками» [36, с.
      303].
      Вот и понадобилось романовскому антинародному пра-
      вительству их разделить – как фактически, путем админи-
      стративного выселения татар с Дона и других «неудобных»
      для прозападного государства мест их проживания куда по-
      дальше, так и идеологически – путем создания легенды о
      «татаро-монгольском нашествии и иге»….» (из книги «По следам черной легенды, автор Г.Р. Еникеев).

  4. 5

    К сожалению, великому русскому народу так заморочили голову выдуманной «тысячелетней историей», что он уже отказывается признавать своими предками великих кочевников скифов! Империю гуннов считает «монгольской», так же, впрочем, как Тюркские каганаты и Золотую Орду. А казаки были не только авангардом войск гуннов, но и составляли основу ордынского войска. При всём этом, русский народ, как самый молодой этнос на территории Евразии, ещё остаётся самым сильным и могущественным.Если бы только мозги народу успели поправить…

    • 6

      Гунн, опять евразийские тенёта. Предлагаемая «история» ещё круче надуманная. А от скифов русским не след отказываться. И потом, кто то отказывается, кто то нет. Были времена, кочевали все, как по степям, так по лесам. Впрочем.Стоянка Сунгирь.Жили на одном месте три тысячи лет. Европеоиды.

  5. 7

    К сожалению, о временах палеолита можно судить только по находкам археологов, тогда как, к примеру, о могущественных динлинах Центральной Азии имеются вполне достоверные исторические сведения. С теми же, кто считает что они «вдруг исчезли» во начале первого тысячелетия н.э. спорить вряд ли стоит.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>