«Восточное Партнёрство» как Союз Двух Союзов

В Гамбурге в «Кёрбер-Центр» состоялось заседание рабочей группы «Мастерская будущего» и исторического общества для молодых европейцев «EUSTORY».
Организаторами выступили Фонд Кёрбера, «Петербургский диалог», «Росбалт». В форуме приняли учатие оуководителе Фонда Кёрбера, директор «Росбалта» Наталия Черкесова, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском Совете по внешней политике Александр Рар, депутат Илья Пономарёв, молодые европейцы и евразийцы.

«Геноцид» и структурализм

Разговор так или иначе развивался вокруг стран-лимитрофов Восточной Европе, которые на форуме были представлены в значительном количестве (Латвия, Чехия, Румыния, Украина), вокруг социального развития этих стран за 20 пост-«варшавских» лет.
Дискуссия началась после фундаментального доклада Екатерины Махотиной (научный сотрудник кафедры истории восточной Европы университета Людвига Максимилиана, Мюнхен ), проведшей детальный структурный анализ националистической мифологии бывших стран Варшавского договора и постсоветских республик.

Екатерина в своём беспристрастном анализе «разложила по косточкам» многочисленные фобии, сознательные и бессознательные страхи наших восточноевропейских партнёров, связанные с такими понятиями, как «советская оккупация», «геноцид», «тоталитарное прошлое» и т.д.
Из её достаточно нейтрального выступления, тем не менее вырисовывалась скорбная картина «засилья стереотипов» в этих государствах, не дающая активно жить и развиваться народам этих стран. Вместо того чтобы думать о будущем, строить политические и экономические планы, интеллигенция и правительства этих государств буквально «зациклены» на «проклятом прошлом».

Гроза над Эльбой

В развитии её выступления Директор Центра Льва Гумилёва Павел Зарифуллин, заметил, что часто требования восточноевропейских стран имеют за собой поиск истоической справедливости. Но если требовать покаяния и исторических компенсаций 100 раз на дню, то это уже не здравая государственная политика, а персонажи для психоаналитика. Политическая хронология обрастает сказаниями и сама становятся мифами «о голодоморе», «о геноциде», безотносительно документальных исторических свидетельств, как это было на самом деле.


Это при том, что факты «тоталитарного прошлого» давно уже осуждены всеми правительствами Европы, тем не менее некоторые политики по-прежнему пытаются ездить на них, напитывать их народной энергией, превращать «тоталитарные мифы» в национальную идеологию. Это явление очень взрывоопасное. Чтобы народы Европы развивались дальше — эти мифы надо понимать и излечивать, иначе они просто «съедят» свободные европейские этносы.
Во время спича Зарифуллина за окном на Эльбе разыгралась настоящая буря с громом и молниями. Модератор Александр Рар, заметил очевидную неслучайность связи погодных катаклизмов с политическими. И призвал всех присутствовавших быть осторожными в оценках. Что не помешало очаровательной представительнице Львовской мэрии Ульяне Вынярчук, как не в чём не бывало, зачитать очередной текст о Голодоморе.

Крах «Восточного Партнёрства»

Павел Зарифуллин констатировал крах программы Восточное Партнёрство. Европейские страны, акторы программы даже в дальней исторической перспективе не могут гарантировать её участникам: Азербайджану, Украине, Грузии и даже Модавии членства в Евросоюзе. И Евросоюз здесь напоминает обременённого семьёй немолодого ловеласа, дающего разные широкие обещания красивым девушкам. Обещания, которые он не может реализовать.


А от этих обещаний у юных демократий постсоветского пространства кружится голова, возникает целое геополитическое пространство миражей и иллюзорных ожиданий, ложной геополитической кристаллизации.
Вместо того, чтобы включиться в процесс Евразийской интеграции, предопределённый общей исторической судьбой народов Евразии, политические элиты постоветских пространств ожидают невозможного и вводят в смущение свои народы.
С этой сомнительной политикой пора заканчивать и выстраивать отношения в Восточной Европе напрямую между Европейским Союзом и Евразийским Союзом. Отрадно, что здравые европейские эксперты это прекрасно понимают.
Габриеле Войделько, директор образовательных программ Фонда Кербера согласилась с мнением Зарифуллина: «Мы должны были быть более ответственными. Актуальность демонстрирует как были европейцы неосторожны во многих аспектах своей внешне политики. В дальнейшим ЕС действительно должен быть более сдержан в своих восточных амбициях».


Инго Маннтойфель, руководитель отдела Восточной Европы, главный редактор русской редакции Deutsche Welle, тем не менее не согласился с Директором Центра Гумилёва и вот по какой причине: «Я сторонник создания полноправного партнёра ЕС – Евразийского Союза, но я не уверен, что Путин – это тот человек, который способен такой масштабный проект осуществить. У него было много политических возможностей на предыдущим этапе. Но он ничего не сделал. Поэтому я считаю новейшие евразийские планы Путина фикцией и частью предвыборной кампании. По сему ЕС не должно отказываться от Восточного Партнёрства, мы не знаем, что будет завтра».
Представители лимитрофных государств были несколько обескуражены направлением дискуссии. Германские «старшие братья» за них не заступались, а как бы ими «тяготились». От них не последовало никаких замечаний и возражений на тезис о «крахе Восточного партнёрства» , что ещё раз наглядно продемонстрировало факт геополитической расколотости Евросоюза.

Новая архитектура

Споры необходимо было закончить «общим делом». Прекрасно это понимающие организаторы «Мастерской будущего» организовали для экспертов экскурсию по стройке Филармонии на Эльбе. Всем спорившим выдали резиновые сапоги и каски. На верху стройки было царствовали ветер и холод, но Гамбург и Эльба были как на ладони. Через несколько лет это будет одна из лучших Филармоний в мире.


Так и Евросоюз строится, а Евразийский проектируется. Возможно когда-то они окажутся этнополитическими шедеврами — образцовыми объединениями стран и народов. А пока молодые политики ходят по мировой стройке с касками и светят фонарями друг другу в глаза. В кромешной темноте.

Однако было бы неправильным заканчивать наше повествование в миноре. Неформальный ужин. Gröninger Braukeller, Willy-Brandt-Straße 47. В этой старинной пивной принимают в немецкие партии прямо в пивных бочках. Там на деревянных скамьях ломается сложная геополитическая тригонометрия и завязывается искренняя дружба. Для её закрепления необходимо ехать на Реепербан.
Реепербан, один из самых известных увеселительных кварталов мира, исторически был популярной целью моряков, только что сошедших на берег.

О, город Гамбург! Король пивного парадиза
Где страстных немцев так увлекает каратэ
Но мы туристы, мы жаждем сложного стриптиза
И красоты антифашистских варьете

(Евгений Головин)

Сегодня Реепербан – точный адрес для тех, кто желает повеселиться и днем и ночью. Глядя на добрых немцев, обнимающихся и раскачивающихся как моряки под ласковое мурлыканье гэдеэровской эстрады, понимаешь, что есть ещё места, где всё сходится. И есть точки, где столетние претензии народов друг к другу схлопываются, как морская и пивная пена.
У евразийства и скифства бесконечный потенциал «понимать и принимать другие народы».
В Германии, где в Веймарские времена процветало Издательство «Скифы» и бурно развивались евразийские интеллектуальные группы — это «понимание» органично и имеет историческую перспективу.
В конце концов французы и немцы примирились друг с другом. И живут в одном Союзе. Помирились немцы и русские. И в Берлине скоро будет, как и в 20-е годы открыт Берлинский Евразийский Клуб.
Евразийство — это Любовь. Однажды народы Европы прекратят винить друг друга во всех бедах. Если наша методология открытости и сердечной дружбы будет успешной.

«Мастерская будущего» в Гамбурге показала, что это реально. А «Восточное партнёрство» может получить совершенно иное смысловое значение. Вечного союза двух союзов: Евразийского и Европейского.

Рупрехт Вальтер

 

Иван Преображенский, Анет Якобсонэ, Наталия Черкесова, Александр Рар

Павел Зарифуллин - Директор Центра Льва Гумилёва

Александр Камкин, ведущий научный сотрудник, Институт Европы РАН

Регине Кайзер и герцог Кристоф фон Ольденбург,

Ойген Шёнфельд - МИД Германии

московский журналист Михаил Фишман

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>