Алгебра и гармония Каллистрата Жакова

«Зырянскому Ломоносову» — полтора века

30 сентября (12 октября) 1866 года в селе Давпон, ныне являющемся одним из микрорайонов Сыктывкара, родился самобытный мыслитель, писатель и этнолог Каллистрат Фалалеевич Жаков. Человек, имя которого, к сожалению, недостаточно известно за пределами его малой родины. А, между тем, он оставил заметный след в отечественной науке.

Каллистрат Жаков – создатель философской системы, стремящейся «объять необъятное» – все религии, науки и искусства. Что ж, попытка не первая и не последняя в истории. Многие пытались создать универсальную доктрину и до рождения Жакова, и при жизни мыслителя, и после его смерти. Иным жаковский лимитизм (философия предела) покажется слишком эклектичным: вот тут взято из античной философии, здесь – у Гегеля, там – у Канта, это – от материалистов, а то – из индийской религиозной философии. Однако при более пристальном знакомстве с жаковским учением неизбежно проникаешься уважением к автору, сумевшему разработать весьма стройную, целостную теорию, всеобъемлющую и всеохватную. Основы ее были сформулированы еще в первой философской работе «Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания» (1904). Будучи человеком многосторонним (не случайно его нередко называли «зырянским Ломоносовым»), Жаков перенес в теорию познания понятия и методы математики, так сказать, поверил алгебру гармонией. В лекции «Добро и зло в религиях народов и в жизни» Каллистрат Фалалеевич излагает свое философское кредо:

«1. Лимитизм есть кристаллизованный опыт человечества.
2. Лимитизм есть связь всех мнений, всех наук, всех опытов, всех философий, всех религий.
3. Лимитизм ни с кем и ни с чем не спорит.
4. То, что есть, то есть, но есть возможное и первопричинное.
5. Лимитизм каждому говорит: «Почтенный! Верно все, что думаете вы. Но есть и противоположное мнение. Как согласить вас?»
6. Есть то, на что указываете вы, но есть еще и другое. И многое иное.
7. Можно смотреть на предмет с разных сторон, и вести бесконечные споры. Но что такое сам-то предмет, взятый в целом?
8. Что существует истинно, и что существует субъективно?
9. Что существует для тела, и что для души, и что для разума, и что для сказки, и что для доброго.
10. Где вселенское миропонимание, где вселенское мироощущение?
11. Где слезы, где радость, где проза, где поэзия, где насыщение всех и каждого, и всех категорий?

И отвечает:

Первоначальный, и выше всех условий и форм, и выше Бытия и всех возможностей — Перво-возможный и Первопотенциальный, Единый во всех смыслах, Бесконечный, благий, премудрый, всемогущий, всепроникающий, источник всех проблем и ответов. Он, Он! К Нему идите, Им питайтесь, Он — начало субъекта и объекта.

И полон его амбар, и много всего у него. И садов, и жилищ, и планет, и солнц, и пространств, и бесконечностей. Зовите Его, маните Его к себе чистотой помыслов, и делами добрыми, надеждой, верой, и любовью. И Он придет, и спросите Его, кто Он такой. И ответит Он. И услыхав ответ его, вы обезумеете как цапля при виде луны, и не захотите ничего более.
Вы попробовали Его, на язык положили Бога, и нашли, что он слаще всего. И скажите: О! Он! Он! И захотите быть в единстве с Ним. Это Бог, и Нирвана, и Христос, и спасение, и насыщение духа, и причина жизни, и цель ее.

Здесь абсолютное добро. Бесконечное во всех смыслах нельзя узнать исчерпывающе. Но и абсолютного незнания тоже нет. Есть приближение, есть касание, есть познание влияния».

«Узнать, а есть предел там, на краю земли, и можно ли раздвинуть горизонты?» – эти слова Владимира Высоцкого вполне прилагаемы к философии Жакова: научный поиск, художественное творчество, религиозные откровения суть вечное стремление достичь предела, края, выйти за грань привычного, исхоженного, изученного. Подобно тому страннику на средневековой гравюре, что пробил дверь в небесной сфере и с жадным любопытством созерцает небесную механику, управляющую ходом светил. И пусть предел знания о мире недостижим, ибо ум человечий неспособен постичь Божественный Разум, однако это желание познать единую высшую истину – движитель человеческой цивилизации. Случайно ли, что величайший социолог ХХ века (тоже выходец из народа коми) Питирим Сорокин – ученик Каллистрата Жакова?

Согласно теории Каллистрата Жакова, у мира семь основ, семь столпов: Пространство, Время, Материя, Душа, Разум, Добро и Красота. При этом само мироздание и познание его человеком рассматриваются как непрерывный эволюционный процесс.

Научное наследие Жакова включает филологические работы (он подробно изучал современную ему русскую литературу), учебник логики, где наука о строе человеческой мысли изложена простым и доступным языком, философские статьи, труды по этнографии финно-угорских народов и другие исследования. Пусть не все выводы Каллистрата Фалалеевича подтвердились (например, его утверждения о родстве языка коми с японским), но то, что изыскания мыслителя-энциклопедиста обогатили российскую, да и мировую науку, представляется несомненным.

Каллистрат Жаков не был человеком, чуждым общественной жизни: он даже пытался участвовать в политике, став одним из лидеров «Демократического союза конституционалистов» (в дальнейшем – «Союз народной правды»). В революционную пору мыслитель сформулировал свой, несколько наивный, рецепт реформы политической системы вкупе с преобразованием массового сознания («Добро и зло в религиях народов и в жизни»):

«Средства от зол.
1. Распространение системы наук, системы философий и системы религий, т.е. лимитизма.
2. Необходим подъем религиозного чувства и познания.
3. Всякая религия (даже шаманизм) лучше безбожия.
4. Необходим национализм, углубление национального самосознания.
5. Союз народов на равных правах.
6. Увеличение кооперативности.
7. Учреждение школы политической деятельности с тем, чтобы не получившие аттестата политической зрелости, не могли быть избираемы в парламент.
8. Политическая мудрость должна быть основана на сокровенной истории народов, на священных писаниях народов, на их тайных желаниях.
9. Государственная власть должна увеличить свои прерогативы.
10. Правовое сознание должно быть увеличено у граждан.
11. Необходимо разрушение иллюзии социалистов.
12. Необходима ревизия общественных теорий.
13. Печать должна быть обуздана просвещенной цензурой.
14. Необходимо воспитание журналистов…»

Вклад Жакова в литературу, хотя и более скромен, но заслуживает похвалы. В его творческом наследии – реалистические рассказы из жизни народа коми, философские и назидательные сказки, воспоминания «Сквозь строй жизни».
а повесть «Царь Кор», на мой взгляд, удачная работа в жанре фэнтези,

Наконец, эпическая поэма «Биармия», объединившая предания родного Каллистрату Фалалеевичу народа – попытка создать на основе пермской мифологии вторую «Калевалу». Не знаю, обращался ли к творчеству Жакова современный уральский мифореалист Алексей Иванов… во всяком случае, его «Сердце Пармы» – вторая за сто лет попытка познакомить массового читателя с мифологией восточных финно-угров. Этнографические заметки и художественные произведения Каллистрата Жакова публиковались при его жизни в Санкт-Петербурге, Архангельске, в частности – на страницах газеты «Архангельск», Пскове. Усть-Сысольске (Сыктывкаре), в Прибалтике, где ученый провел последнее десятилетие своей жизни. По злой иронии судьбы, в «свободной, демократической» Эстонии этот выдающийся специалист по финно-угорским языкам и культурам оказался невостребованным. После полуголодного существования в Тарту Жаков перебирается в Ригу, где у него в последние годы появляется кружок соратников-единомышленников, причем некоторые даже пытались, хотя и без особых результатов, превратить универсальную философию лимитизма в новую религию со своими храмами! В числе мыслителей ХХ века, на кого оказала значительное воздействие философия лимитизма, называют Николая Рериха, посещавшего лекции Жакова. Учение Жакова повлияло и на литературное творчество Александра Грина, также хорошо знакомого с Каллистратом Фалалеевичем. В то же время проживание Каллистрата Жакова в государствах-лимитрофах (притом, что он не был белоэмигрантом; есть свидетельства о намерениях ученого вернуться на Родину) сделало практически невозможным издание его трудов в СССР. Тем более что философский идеализм Жакова не вписывался в прокрустово ложе официальной идеологии. (Кстати сказать, в молодые годы Каллистрат Жаков, пытавшийся стать монахом, был изгнан из православного монастыря… за пропаганду материализма: он вздумал рассказывать братии эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Вот уж поистине: «Свой среди чужих, чужой среди своих»!). Лишь в перестроечные годы увидят свет сборник прозы «Под шум северного ветра», поэма «Биармия». Сегодня научное и литературное наследие Каллистрата Жакова активно изучается на его малой родине, в Республике Коми. Его философия после многих лет забвения вновь может быть востребована российскими интеллектуалами.

Анатолий Беднов

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>