Архангельск — город морской культуры и флотских традиций

Архангельск, расположенный в устье полноводной Северной Двины, постоянно ощущал <дыхание> близкого моря. Особую роль в его морской истории играла Соломбала, где Петр I в 1693 году, покидая Архангельск, основал первую казенную верфь России, на стапелях которой, до упразднения ее в 1862 году, было построено до 500 военных парусных судов для Балтийского и Черноморского флотов, значительно укреплявших морскую мощь России.

А 74-пушечный линейный корабль <Азов> соломбальской постройки за отличия в Наваринском сражении у южных берегов Греции в октябре 1827 года был награжден кормовым Георгиевским флагом, вымпелом и стал первым гвардейским кораблем русского военно-морского флота.

Имена талантливых кораблестроителей: А. Курочкина, Ф. Загуляева, В. Ершева и других, строивших современные корабли, пользовались непререкаемым авторитетом в морских кругах России. Здесь же, в Соломбальском селении, проживали и крестьянские мастера-умельцы со своими семьями.

Следует отметить, что в 1820 году был создан портовый оркестр, который возглавил один из крепостных крестьян-музыкантов графа Аракчеева-

Померанский. Оркестр принимал участие не только в церемониях спуска кораблей на воду, но его охотно приглашали на другие городские праздничные церемонии и семейные праздники.

10 декабря 1883 года губернская газета писала, что заслугой портовых музыкантов следует считать появление в некоторых домах музыкальных инструментов — роялей, флейт и скрипок. С упразднением в 1862 году верфи распался и сам оркестр.

С 1733 года была введена должность Главного командира Архангельского военного порта, которую исполнял офицер в адмиральском чине. Жительствовал он также в Соломбальском селении.

Наряду с гражданским губернатором, который проживал в центре Архангельска, с конца XVIII века и до упразднения казенной верфи в 1862 году главой администрации огромной северной губернии назначался военный губернатор в адмиральском чине. Для него был выстроен отдельный особняк близ верфи, на берегу реки Кузнечихи. Так начал формироваться в Соломбале круг офицерских семей со своим морским укладом и традициями в повседневной жизни.

В 1819 году император Александр I, прибывший в Архангельск по просьбе Главного командира военного порта контрадмирала А. Клокачева, дал согласие на строительство двух больших каменных казарм Соломбальского флотского полуэкипажа, сооружение которых и было завершено в 1825 году. Отныне здесь стали временно проживать флотские команды, проделавшие многоверстный пеший путь из С.-Петербурга в Архангельск. После спуска на воду очередного корабля они перебирались на его борт. В казармах размещались также военные гидрографы и другие флотские подразделения.

В разные годы в Архангельск прибывали на строящиеся корабли матросские команды, которые возглавляли флотские офицеры; некоторые из них впоследствии стали знаменитыми адмиралами. Среди них: Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Лазарев, В. Корнилов, В. Истомин. Каждый из них оставил добрый след в культурной жизни морской слободы Архангельска.

В 1841 году в Соломбале открываются Шкиперские учебные курсы — единственное тогда в городе морское учебное заведение, выпускавшее из своих стен дипломированных штурманов дальнего плавания. Основной преподавательский состав во главе с заведующим курсами состоял также из офицеров флота.

Годом позже в здании Конторы военного порта, по инициативе Командира военного порта — капитана I ранга П. Ф. Кузмищева и нескольких его сослуживцев была открыта портовая библиотека, переведенная вскоре в казармы Соломбальского флотского полуэкипажа. В ее фондах имелись книги не только по военно-морской истории России, но и по другим отраслям знаний; в ней имелись подшивки современных газет и журналов. Морскую библиотеку охотно посещали и соломбальские жители.

В конце 1870-х годов в здании флотского полуэкипажа был открыт небольшой морской музей, в котором были собраны модели военных судов, некогда построенных на верфи; портреты адмиралов, служивших в Архангельске, и другие редкие морские экспонаты. Но просуществовал он недолго — лет через десять все экспонаты были отправлены в морские музеи С.-Петербурга.

Особое место в культурной жизни Архангельска играло созданное в 1860 году <Морское Собрание>, куда входили флотские офицеры и члены их семей. В том числе: офицеры Беломорской военной флотилии, преподаватели Шкиперских учебных курсов; офицеры, возглавлявшие морской порт, а также лоцманскую и таможенную службы, посты Пограничной стражи; командиры <посыльных судов и военных транспортов>; офицеры, занимавшиеся гидрографическими работами в северных морях; офицеры, служившие в <Дирекции маяков и лоции Белого моря>. Собрание размещалось в одной из казарм флотского полуэкипажа.

На протяжении многих десятилетий в Архангельске производились пушечные салюты в честь одержанных побед русской армии и в морских сражениях. Северянам особенно близки были известия об очередной морской <виктории>, в которой нередко принимали участие и корабли соломбальской постройки — это вызывало чувство гордости за проделанную работу.

В 1861 году по примеру Северной столицы в Архангельске появилась новая морская традиция — отмечать пушечным выстрелом наступление полдня, после которого в учебных заведениях, предприятиях и местных органах власти делался перерыв и наступало обеденное время. Сигнальная пушка была установлена в центре города, на мысе Пур-Наволок. Городские обыватели быстро привыкли к этой традиции, имевшей место лишь в нескольких портовых городах России. И только с началом Первой мировой войны перестал раздаваться полуденный выстрел, дабы не вызывать лишней паники среди горожан.

Следует отметить, что многие праздники, в том числе и церковные, проходили с морским колоритом. Вот, например, как описывал празднование Масленицы уроженец Соломбалы, флотский офицер С. Ф. Огородников, автор нескольких книг об архангельском порте:

<…Вдруг, бывало, раздается в народе говор: <Масленица едет! Масленица!> Мы, ребятишки, бежим в ту сторону, откуда доносится сперва неясный шум бубен и трель барабанов, а затем едет и сама Масленица, доставлявшая нам неописанный восторг.

Это было не что иное, как большой карбас, ставившийся на широкие полозья и возимый несколькими парами разукрашенных лошадей. В карбас укреплялись две высокие мачты и бушприт, обвешанные по снастям сверху донизу пестрыми флагами, а на вершине одной из мачт укреплялось человеческое чучело в самоедском костюме. На самом же карбасе помещались доморощенные музыканты, песенники и плясуны, одетые по сезону в различные меховые костюмы, испещренные разноцветными лоскутками лент и с выпачканными сажею лицами.

В 1870 году было создано Архангельско-Мурманское срочное пароходство, грузопассажирские суда которого начали совершать регулярные рейсы по Белому морю и вдоль Кольского полуострова до норвежского города Вардё. На эти современные пароходы и стремились поступать выпускники Архангельских Шкиперских учебных курсов и других мореходных классов, расположенных на побережье Белого моря. Не случайно морские профессии считались самыми престижными среди прибрежных жителей Архангельского Севера.

В то же время с давних времен в конце августа несколько сотен крестьянских парусных судов возвращались с Мурманских рыбных промыслов с грузом выловленной рыбы в Архангельск, где 1 сентября открывалась знаменитая Маргаритинская ярмарка, на которую съезжались сотни крестьян из ближних уездов огромной северной губернии. А в целом это было незабываемое и довольно шумное зрелище. На двинских пристанях, наряду с многочисленными рыбными рядами, появлялись в эти сентябрьские дни разного рода питейные и увеселительные заведения.

В эти же дни мальчишки-зуйки, ходившие вместе с отцами на рыбные промыслы, сдавали экзамены в Архангельских Шкиперских учебных курсах. Кроме того, сами судохозяева приобретали в <Навигационной камере> штурманские карты, магнитные компасы и другие пособия, столь необходимые для безаварийного плавания в суровых северных морях.

В заключение отметим одну характерную особенность. Морские традиции, выработанные не одним поколением северян, не утратили своего значения и в наше просвещенное время. И теперь самым ярким и запоминающимся событием в жизни Архангельска является празднование дня Военно-морского флота, ежегодно отмечаемого в последнее воскресенье июля. Посмотреть и полюбоваться парадом военных кораблей Краснознаменного Северного флота, стоящих на рейде полноводной Северной Двины, приходит, что называется, весь город. И этим по праву можно гордиться всем нам — северянам.

Геннадий ПОПОВ, почетный гражданин г. Архангельска / www.arhpress.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>