Армянская община Сирии под угрозой

Армянская община будет вынуждена покинуть Сирию, если противостояние оппозиции и президента Башара Асада приведет к радикализации общества и к власти придут силы, связанные с “братьями-мусульманами”.

Ситуация в Сирии вызывает у экспертов в Ереване озабоченность возможностью исчезновения армянской общины. Сейчас там проживают, по разным данным, от 70 до 80 тысяч армян. Аналитики в Ереване предрекают массовый исход армян из Сирии в случае, если в ближайшее время ситуация в этой стране не будет урегулирована. Община уже потеряла нескольких своих представителей, имуществу армян нанесен немалый экономический урон.

До начала насильственного подавления правительством выступлений оппозиции армяне чувствовали себя в Сирии полноценными законопослушными гражданами. Там издаются армянские газеты и журналы, действуют церкви, национальные школы. В Ереване армянскую общину в Сирии считают одной из наиболее организованных во всей диаспоре. Сирийские армяне поддерживают связь со своей исторической родиной, сохранили язык, традиции. К примеру, в Алеппо они живут в собственном квартале, который так и называется — армянский. Это не только бизнесмены и предприниматели, торговцы и ремесленники, но и врачи, юристы, учителя, писатели, журналисты.

Армяне не вмешиваются в политическую жизнь страны, живут обособленно, но законопослушно. На протяжении нескольких десятилетий они жили в хороших условиях и, главное, в безопасности. Именно поэтому армяне всегда поддерживали власть клана Асадов. Как сказал в интервью DW директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян, именно режим Асадов обеспечивал армянам, да и всем христианским общинам в стране, безопасность и неприкосновенность.

Все дело в том, что Башар Асад всегда поддерживал национальные меньшинства, в том числе и христиан. “По всей видимости, одной из причин поддержки можно считать факт принадлежности самого сирийского президента не к этническому, а к конфессиональному меньшинству — мусульманскому течению алавитов”, — считает Сафрастян.

Благожелательный нейтралитет

“Насколько я могу судить, при этом руководство армянской общины не идет на служение режиму Асада, — сказал Рубен Сафрастян. — Армяне сохраняют к правительству, так сказать, благожелательный нейтралитет”. Что касается оппозиции, то она там достаточно разнородна — в ней много представителей радикальных исламистских группировок, от которых, по мнению эксперта, исходит непосредственная угроза. Армяне стараются быть подальше от оппозиции, но не портить с ней отношения. Рубен Сафрастян полагает, что “в сложившейся ситуации эта осторожная и взвешенная позиция себя оправдывает”.

По мнению собеседника, над армянской общиной, как и над всеми христианами, живущими в Сирии, нависнет серьезная угроза, если события в этой стране будут развиваться в сторону радикализации сирийского общества и прихода к власти сил, связанных с “братьями-мусульманами”.

“Если же процесс трансформации будет идти на основе компромиссов и сохранится консенсус в отношениях мусульман и христиан, можно надеяться, что серьезных угроз удастся избежать”, — заявил директор Института востоковедения НАН Армении.

Куда подадутся сирийские армяне?

Как бы там ни было, если у армян возникнет необходимость покинуть Сирию и переселиться в Армению, то у Еревана есть реальная возможность дать людям кров и тепло, считают аналитики. Однако первой страной, куда может хлынуть поток сирийских армян, скорее всего, станет Ливан, поскольку у сирийских армян наиболее тесные отношения с армянской общиной в этой стране. Другие могут перебраться в Иран, Северную Америку, в частности Канаду, а также в европейские страны, считает директор ереванского Центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.

“Судьба их действительно зависит от того, насколько долго режим Асада сможет контролировать ситуацию в стране, — сказал политолог в интервью DW. — Сохранение этого режима пока в интересах армян, поскольку, как показали результаты “арабской весны”, к власти, как правило, приходят исламистские силы, в частности “братья-мусульмане”. Армения всегда была в хороших отношениях с Сирией, а армяне были друзьями сирийскому народу и сейчас хотят для этой страны мира и благополучия. Свидетельством давней дружбы является фетва главы священных мусульманских городов — Мекки и Медины — 1917 года, которой предписывалось всем мусульманам помогать армянам, депортированным в годы геноцида армян в Османской Турции в сирийские пустыни”…

(Печатается с сокращениями)
Deutsche Welle, Германия

Лекториум он-лайн

Владислав Быков: Космос и кинодокументалистика



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>