Атамекен — земля предков

ИА REGNUM публикует фотопроект Димы Жарова о жизни российских казахов.

Фотограф Дима Жаров родился и вырос в Казахстане, 10 лет провёл в Омской области — месте, где проживает около 78 000 казахов. Населенные пункты с казахскими корнями являются многонациональными, но в некоторых казахи составляют подавляющее большинство. В таких крупных аулах, как Каскат и Артакшил, и деревне Селивановка практически все жители — казахи. Дима Жаров посетил их и узнал, что российские казахи считают родиной и как сохраняют традиции и обычаи своего народа.

Аксакал — пожилой уважаемый человек — в национальной одежде. Деревня Селивановка, Омская область

© Дима Жаров
Аксакал — пожилой уважаемый человек — в национальной одежде. Деревня Селивановка, Омская область

Класс родного (казахского) языка в школе. В области существует несколько школ, где изучается казахский язык, проводятся областные олимпиады. Однако в последнее время количество учебных часов сократилось.В повседневной жизни между собой казахи общаются на родном языке. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Класс родного (казахского) языка в школе. В области существует несколько школ, где изучается казахский язык, проводятся областные олимпиады. Однако в последнее время количество учебных часов сократилось.В повседневной жизни между собой казахи общаются на родном языке. Аул Каскат, Омская область

Казахи — десятый по численности коренной народ в России. По данным переписи 2010 года, в России насчитывается около 640 000 казахов (по неофициальным данным — около миллиона). Проживают они преимущественно в сельской местности (аулах), в областях, граничащих с Казахстаном: Астраханской, Волгоградской, Омской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Новосибирской, Алтайском крае и Республике Алтай. Это огромная территория, протяженностью более 7000 километров. Их предки — кочевники жили здесь ещё до славянской колонизации либо переселились во времена Российской империи. Будучи уже оседлым народом, казахи переселялись в Россию в конце 1920-х — начале 1930-х гг из-за насильственной коллективизации и голода в Казахстане.

В связи с распадом СССР и образованием независимого государства Казахстан для российских казахов стал актуальным вопрос о родине. Представители казахских национально-культурных обществ в России озвучили позицию, суть которой заключалась в том, что у российских казахов две родины: Россия как место рождения и постоянного проживания и Казахстан как историческая родина, где находятся их этнические корни. Несмотря на специальную программу переселения в Казахстан, российские казахи мигрировали на свою этническую родину в малом числе. Некоторые переселенцы по разным причинам вернулись обратно в Россию. Однако они считают важным посещение исторических мест, культурных центров, мест паломничества в Казахстане. Такие миграции происходят постоянно.

Девочка в повседневной одежде неподалеку от дома. Деревня Селивановка, Омская область

© Дима Жаров
Девочка в повседневной одежде неподалеку от дома. Деревня Селивановка, Омская область

В чистом виде использование национальной одежды в повседневной жизни практически не встречается. Характерным является сочетание современных видов одежды с традиционной. Деревня Селивановка, Омская область

© Дима Жаров
В чистом виде использование национальной одежды в повседневной жизни практически не встречается. Характерным является сочетание современных видов одежды с традиционной. Деревня Селивановка, Омская область

Жители аула Каскат, Омская область, 1976 год. Из архива Музея археологии и этнографии ОмГУ

© Архивы Музея археологии и этнографии ОмГУ
Жители аула Каскат, Омская область, 1976 год. Из архива Музея археологии и этнографии ОмГУ

В своей жизни российские казахи придают большое значение традиционной обрядности. Эти обряды выглядят уже не так, как более века назад. Формы обрядов эволюционируют, меняются от поколения к поколению либо исчезают совсем. Но, с одной стороны, сохраняется потребность в обрядовом оформлении основных этапов жизненного пути. С другой стороны, существует традиционная схема, по которой строится обряд. Основой её является ритуальная трапеза. Казахи воспроизводят исчезнувшие и создают новые обряды в традиционной форме.

Джума — пятница, праздничный день у мусульман, день обязательного сбора в мечети для полуденной молитвы и слушания проповеди. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Джума — пятница, праздничный день у мусульман, день обязательного сбора в мечети для полуденной молитвы и слушания проповеди. Аул Каскат, Омская область

Кукла, внутрь которой кладут подарки на свадьбу. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Кукла, внутрь которой кладут подарки на свадьбу. Аул Каскат, Омская область

Национальные женские украшения ручной работы. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Национальные женские украшения ручной работы. Аул Каскат, Омская область

Например, годовые поминки по умершему (дога) — очень древняя казахская традиция. Дога в современном виде — это яркое проявление коллективной памяти российских казахов, демонстрация их локальной идентичности и связи с местом проживания. Такие поминки устраивают не только год спустя, но и через 10, 15 и даже 30 лет.

Бешбармак — блюдо из нарезанного вареного мяса и тонкого теста. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Бешбармак — блюдо из нарезанного вареного мяса и тонкого теста. Аул Каскат, Омская область

Годовые поминки по умершему (дога) — очень древняя казахская традиция. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Годовые поминки по умершему (дога) — очень древняя казахская традиция. Аул Каскат, Омская область

Среди казахов сохраняется приверженность к верховой езде. Лошадей используют не только для выпаса скотины, но и для поездок по разным домашним и рабочим делам, для участия в традиционных соревнованиях. В хозяйстве используют запряженных в телеги лошадей, на которых возят сено, дрова и воду.

Каждый мужчина аула по очереди пасет лошадей. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Каждый мужчина аула по очереди пасет лошадей. Аул Каскат, Омская область

Домашнее хозяйство у казахов служит не только для удовлетворения потребностей семьи. Мясо или живой скот осенью сдают заготовителям или продают на рынке. В каждом казахском дворе обычно не меньше десятка голов.

Бараны вернулись с пастбища на ночевку. Аул Артакшил, Омская область

© Дима Жаров
Бараны вернулись с пастбища на ночевку. Аул Артакшил, Омская область

Летом скот ночует во дворе. Аул Каскат, Омская область

© Дима Жаров
Летом скот ночует во дворе. Аул Каскат, Омская область

Источник: ИА REGNUM.

Лекториум он-лайн

Роман Багдасаров: От спутников к космической теологии



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>