«Белая индия» Константина Васильева

yAjz01iWrO0

Пророк Белой Индии, страны, где люди равны, — так назвали знаменитого татарстанского художника Константина Васильева московские искусствоведы. На днях в Казань приехал директор Центра Льва Гумилёва Павел Зарифуллин. Он прочитал лекцию о творчестве и роли художника, а также презентовал новую книгу «Звериный стиль Ивана-Царевича». Визит искусствоведа и этнографа в Казань — одна из составляющих проекта «Белая Индия», который реализует Центр Льва Гумилёва. Этот центр объединяет евразийцев-этнологов и антропологов, мастеров культуры и сторонников дружбы народов. Своей задачей центр видит поиск возможностей для предотвращения этнических конфликтов и возрождения традиции и культуры.

Картины такого великого художника, как Константин Васильев, завораживают, заставляют задуматься над их глубинным смыслом. Самым последним творением этого необыкновенного человека является картина «Человек с филином»: статный, повидавший многое в жизни, высокий старик занёс над головой кнут, на котором сидит филин – символ мудрости; в руках у человека свеча, горящая огнём истины. Однако самое загадочное в это картине – полыхающий у ног старца пергамент со словами «Константин Великоросс 1976» (так себя иногда называл К.Васильев). Именно в этом году трагически погиб сам автор этого произведения. Совпадение ли это? Или Константин Васильев знал о своей смерти? Может, ему было открыто намного больше о нашем мире, чем видим мы с вами?
На этот вопрос попытался ответить Павел Зарифуллин, директор « Московского центра Льва Гумилева» в своей лекции «Константин Васильев – пророк Белой Индии», проходившей в стенах музея-галереи К. Васильева в г. Казани.

Этнограф уверен: российский художник видел сквозь пространство и время, через свои полотна он повествовал нам о том, что узрел за гранью реального мира. На самом деле, любой человек, подходя к его картинам, видит свою истину, они являются универсальным источником знаний для тех, кто их ищет.
Основная идея Зарифуллина заключалась в том, что Васильев всю жизнь рисовал пророков, странников, представителей Руси- Пустыни (тайного Беловодья): богатырей, нибелунгов, заброшенные часовни. И вершиной его творчества является «Человек с филином», Пророк, вознёсшийся над снежной страной.
А Илья Глазунов, чьи полотна часто сравнивают с васильевскими, всю жизнь изображает царей: в иконах, крестных ходах. Зарифуллин пытается найти в противостоянии Русской Пустыни и Русского Царства нерв и динамику нашей жизни. Возможно, что лучше всего она запечатлена в известной нам с детства литературе, в пушкинской «Сказке о Золотом Петушке»! На чьей стороне Васильев после лекции стало понятно и его друг (директор казанского музея) Геннадий Пронин согласился с такой трактовкой. На чьей же стороне Зарифуллин, осталось неизвестно. Видимо ему, как этнографу, нравится наблюдать за этнопсихологическим процессом противостояния Пустыни и Царства со стороны. Не даром же «Белая индия» называется «Центром проективной этнопсихологии».
Потом была презентация новой книги Павла: «Звериный стиль Ивана-Царевича».
Способом выражения своих мыслей К.Васильев выбрал славянскую культуру, и этот выбор обоснован. Павел Зарифуллин, погрузившись в историю скифов, татар, славян осознал, что все эти народы имеют общее происхождение. Ответы на современные вопросы кроются в сказках, преданиях культур и народов.
Например, «Иван-царевич и серый волк». Волк является в этой сказке воплощением высших сил : он способен превращаться во что угодно, быть где угодно, внимая его советам, можно сделать правильный выбор, постичь истину.
Так и в наше время – прислушавшись к гласу Кого-то, Кто светлее, выше нас, мы можем увидеть мир с другой стороны. А кем же является Иван-Царевич? По мнению Павла Зарифуллина , это прообраз того человека, который спасет нашу державу от страшных бед. Так этнограф описывает его в своей новой книге «Звериный стиль Ивана-Царевича» : «…в Царевиче нашем плещется любовь, сказочная и непредусмотренная никем… В сердце его – кольца нурекской и катуньской бирюзы. Они суть символы вечной любви. Царевич обручает Восток и Русь».

Лекция близилась к концу, а заинтересованные слушатели продолжали задавать волнующие их вопросы, выражать свою точку зрения. Но даже после ответов в атмосфере витало ощущение недосказанности, недоговорённости. Рассказчика «Белой индии» хотелось слушать ещё и ещё! А каждому из нас осталась возможность, как и в конце любой сказки, познать свою собственную правду…

Мы все, казанцы, надеемся, что лекторы «Белой индии» продолжат у нас свой замечательный проект. И лучшего места, чем Музей Васильева в Казани на Баумана для этого прекрасного проекта — никому не найти!
До следующей скорой встречи!

Камилла Хазеева

 

DSCN4209

DSCN4216

DSCN4223

DSCN4226

DSCN4241

DSCN4269

DSCN4275

DSCN4278

DSCN4281

DSCN4282

DSCN4295

трио4

2015-11-24_135734

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>