Будущее Евразии связано с именем Путина

Как сообщалось, 4 октября в газете «Известия» была опубликована статья председателя Правительства России Владимира Путина, посвящённая вопросам интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве. Публикация вызвала общественный резонанс главным образом из-за предложения премьера о создании Евразийского союза.

Ученые и политики России и стран Евразии высказывают разные мнения. Представитель «Евразийского клуба журналистов» Валерий Емельянов беседует с экспертом по международным отношениям в Центральной Азии, доктором философских наук, Лидером движения национальной элиты «НАША РОССИЯ» Камилжаном Каландаровым специально для нашего портала.

Вопрос. Заявление премьер-министра Владимира Путина озвученное им в статье в газете “Известия” о том, что 1 января стартует Единое экономическое пространство, вызвал не однозначную реакцию. Безусловно, с точки зрения деловых кругов, да и широких слоев населения таких стран, как Белоруссия, Россия и Казахстан это фактор, безусловно, прогрессивный. Однако, многие видят в этой декларации сугубо политический, и более того, предвыборный ход?

Ответ: Мне представляется, что в нынешних условиях нет ничего более неразумного, чем делать главный акцент в предвыборной агитации на внешнеполитические и внешнеэкономические темы. Ведь это будет однозначно оценено электоратом и общественным мнением, как попытка уйти от анализа и оценки достаточно актуальных, и, в чем-то даже жгучих внутренних проблем. Владимир Путин достаточно опытный практикующий политик и прекрасно это понимает. Поэтому я не считаю, что продекларированное в статье предстоящее создание Единого экономического пространства, как-то связано с предвыборной политикой российского премьера.

Вопрос У нас уже есть СНГ, союзное государство — России и Белоруссии, Шанхайская организация сотрудничества и другие интеграционные структуры. Насколько они реальны и работоспособны, по сравнению с исчезнувшим два десятилетия назад СССР?

Ответ: Понимаете, когда вместо СССР было создано Содружество независимых государств, не было четкого представления, сформулированной цели, зачем мы его создаем, как с точки зрения политики, так и экономики. Просто действовали по инерции, исходя из того, что на месте так быстро и, в общем, неожиданно развалившегося Союза надо что-то срочно создать. А затем каждая страна в разных условиях строила свою новую экономику, и это обстоятельство не способствовало наполнению нового интеграционного объединения реальным содержанием, “запасом” прочности. Создание ЕЭП, прежде всего, это четкий ответ на вопрос, что основой для нынешней и будущей интеграции на постсоветском пространстве является экономика. Не больше и не меньше. Достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы понять, что ни о каком одностороннем доминировании какого-либо из участников ЕЭП в геополитическом и геоэкономическом смысле не может быть и речи. Белоруссия, Россия и Казахстан в едином экономическом пространстве взаимообуславливают и дополняют друг друга.

Второй момент.. Это эволюционный процесс, начавшийся в 2000 году, и также эволюционно он должен продолжаться и в дальнейшем. За последнее десятилетие удалось, как отметил Владимир Путин, добиться согласованности в действиях в ключевых областях — макроэкономике, обеспечении конкурентности, техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, таможни, тарифов естественных монополий. На сегодня это необходимое и достаточное условие для того, что бы создать не просто таможенный или иной союз, а единое экономическое пространство с унифицированным хозяйственным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.

В то же время, обратите внимание, что искусственно этот процесс интеграции не подстегивается. В частности, не стоит вопрос о создании единой валюты ЕЭП, что исключает его унификаторскую направленность. Безусловно, ЕЭП будет развиваться с учетом всего целостного опыта развития уже существующих межгосударственных интеграционных объединений в мире, прежде всего ЕС. В отношении последнего, следует учитывать его опыт, как положительный, так и не очень.Особенно это актуально сегодня, когда мировая экономика находится в фазе пока еще хрупкого посткризисного восстановления. И это еще один аргумент за то, что поспешность — не самый лучший способ проводить экономическую политику на международном уровне.И, наконец, очень важно отметить глубокую социальную направленность создания единого экономического пространства. Ведь это означает возможность свободной миграции, возможность для самых широких слоев граждан реализовать свои возможности там, где это удобно. Причем, на прочной правовой основе.

Вопрос: Белоруссия, Россия и Казахстан — всего лишь три из бывших 15 союзных республик бывшего СССР. Может ли такое объединение стать ключевым фактором в евразийской и мировой экономике?

Ответ: Действительно речь идет всего о трех странах, но ключевых для процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве. И поэтому все страны, остающиеся за пределами ЕЭП, так или иначе вынуждены будут искать механизмы интеграции и сотрудничества. Тем более, что это будет диктоваться я уверен, не идеологическим или политическим принуждением (полюсов политического притяжения, в нашем многополярном мире, в том числе и для стран бывшего СССР достаточно), а объективной необходимостью. И я уверен, что уже менее чем через 10 лет ЕЭП станет важным, и одним из решающих факторов экономических отношений в мире.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>