Бурятия как евразийский форпост внутри российской цивилизации

Евразийская концепция этнополитики — это не ассимиляционная модель построения государства по типу или наподобие «плавильного котла» [1], но и не «мультикультурализма» [2], принятого в некоторых европейских странах. Евразийский дискурс предусматривает дисперсию и конвергенцию культурного пространства западной цивилизации с восточными этнокультурами и цивилизациями.

Именно дисперсия позволяет сохранить паритет в этно-национальных отношениях без уничтожения культур и в тоже время позволяет интегрировать их в государственно-правовое пространство Евразии.

На сегодняшний день это особенно важно, так как перед нашим многонациональным государством встаёт проблема достижения социальной гармонии путем правового регулирования в поликонфессиональном обществе и построения адекватной государственно-правовой межнациональной политики на территории постсоветского пространства.

Евразийская цивилизация на окраинах и границах Российской Федерации в течение многих веков и тысячелетий не только аккумулировала в себе огромную синергетическую мощь великого многообразия различных народов и этносов, духовно-культурных и религиозных общностей, что обогатило культурную составляющую, но и положительно сказалась на технологическом развитии России.

Евразийская модель этнической политики также более устойчива к кризисам, поскольку она повторяет советскую модель советской общности как единого народа [3], но ослабляя при этом ассимиляционные процессы.

Евразиец — это не поборник чистоты или же противоположной концепции ксенофилии и даже не тотальный ассимилятор. Это средний и взвешенный путь построения государства и политики без каких-либо перегибов.

Евразийство должно заменить наднациональную идентичность — такую, например, как советский народ — на евразийскую наднациональную идентичность.

В отсутствие адекватной государственно-правовой этнополитики, в России образовались силы, которые могут деструктивно сказаться на здоровье государственной монады. Для выживания молодому демократическому государству следует принять концепцию евразийской этнополитики и геополитики.

В евразийской и центрально-азиатской геополитике Россия играет основную роль по нескольким причинам.

Во-первых, Россия — правопреемник СССР; во-вторых, Россия — континентальная держава и Евразийство может стать противовесом Евроатлантизму, который активно продвигается США.

Сегодня уже прослеживаются тенденции «холодной войны» при всей её негативности для судеб России и стран Центральной Азии, и это наводит на некоторые соображения, способные подвигнуть на перестройку стратегических целей и задач, порождаемых наступающей эпохой, перестройкой мировой политики, которая, как нам кажется, до настоящего времени является проекцией или моделью западноевропейской цивилизации.

Наступает время, когда мировая политика вбирает в себя не только все достижения Запада, но и региональных цивилизаций вообще, в том числе Евразийской цивилизации в особенности [4].

«Евразийский проект» — один из мощных социальных аттракторов, один из основных механизмов организации и самоорганизации российского общества и стран ЦА на современной стадии цивилизационного существования и развития.

Выраженная проективность евразийства, как геополитического учения, воплощается, в частности, в стремлении к экономической интеграции со всеми странами Центральной Азии, в создании разного рода международных союзов и сообществ, призванных консолидировать единое евразийское цивилизационное и этнокультурное пространство [5].

Целостная система представлений о евразийской общности и особой исторической роли «России-Евразии» были сформулированы в трудах эмигрантов – П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина и др.

Как особое течение русской историософской мысли, евразийство прекратило свое существование (не без помощи НКВД) к концу 30-х годов. Однако впоследствии оно сильно повлияло на взгляды Л.Н. Гумилева и выдающегося казахского поэта Олжаса Сулейменова, в его нашумевшей книге «Аз и Я», выступившего с идеями близкими ранним «евразийцам». После же распада СССР появилось много интерпретаторов евразийства (например, Н.В. Абаев, А.Г. Дугин, П.В. Зарифуллин, Е.Г. Хилтухина, Л.В. Федорова, Ю.И. Скуратов и др.) [5].

Наш бурятский профессор Ю.И. Скуратов условно выделяет в истории развития «евразийства» в XX веке три этапа:

  1. разработка основных положений концепции (1920-1930);
  2. период угасания идей (1930-1980);
  3. возрождение и актуализация идей (1990 — по настоящее время).

В целом эта периодизация представляется нам верной и достаточно точной, но следует оговориться, что 3-й этап начался немного раньше — в конце 80-х годов, когда группа бурятских ученых и общественных деятелей (Б.М. Балданов, Н.В. Абаев, С.В. Калмыков, Е.Г. Хилтухина и др.) стала разрабатывать концепцию этнокультурного и общественно-экономического развития Бурятии на основе историософского, социально-политического, культурологического, этнополитического и геостратегического учения ранних евразийцев и Л.Н. Гумилева, в частности на основе евразийской цивилизационной геополитики [6].

Бурятия является евразийским форпостом внутри российской цивилизации, у которой был особый путь развития. Поэтому она один из основных элементов этнокультурной традиции евразийства. И именно она — один из ключевых элементов евразийской цивилизации.

Именно в Бурятии происходит смешение европейской, буддийской и номадной цивилизаций. Нам не стоит забывать, что Бурятия находится на пересечении всех культурных путей внутренней Азии. В нашей республике имеется огромный внутренний синергетический потенциал для развития.

Можно отметить, что евразийская цивилизационная платформа в Бурятии сформировалась еще до её присоединения к России, так как именно здесь происходили процессы формирования кочевых империй, монгольского мира. Именно отсюда на запад ушли первые идеи евразийства с ордами монгольских завоевателей.

Именно Бурятия в 20-е годы прошлого столетия рождала смыслы и тренды для всего дальневосточного региона и соседней Монголии.

Все эти факторы затронули современные процессы в республике: «это выразилось в стремлениях и чаяньях нашего народа к созданию единой духовной мегацивилизации, основанной на традиционных евразийских ценностях, как мы их понимаем: взаимной толерантности и комплиментарности различных этнокультурных конфессий» [7].

Современное геополитическое положение Бурятии может позволить ей стать посредником с Китаем через Монгольский мир. Территория этнической Монголии включает в себя территорию внутренней Монголии, которая принадлежит Китаю. А низкие пошлины на ввозимые китайские товары могут увеличить благосостояние республики, если создать беспошлинный торговый коридор с Монголией через территорию Бурятии.

Однако в качестве партнера Китай с нами никогда не будет работать на паритетных условиях, то есть вообще не пойдет на значительное сотрудничество, если его выгода не будет на несколько порядков выше нашей [8]. Поэтому лучше контактировать через страну буфер, которая в политическом отношении придерживается концепции третьего соседа. Именно торговля с Китаем через Монгольский буфер обеспечит Бурятии межэтническую безопасность, а также торговые риски, связанные с вытеснением бурятских и российских компаний китайскими торговыми партнерами.

Бурятия должна понять свою особую роль в масштабах страны и это поможет ей превратиться из дотационного региона в самодостаточный регион, в новые ворота в Азию наподобие Приморского края.

Улан-Удэ может стать новым политическим, культурным и экономическим центром наподобие Владивостока. Именно поэтому следует разработать новые экономические решения для развития нашего региона и развивать этот тренд.

 

Авторы:

— профессор Николай Абаев, зав. Лабораторией цивилизационной политики БГУ,
— научный консультант Буянто Дугаров,
— научный консультант Олег Жук

 

Сноски

  1. Kennedy R. Single or Triple Melting Pot // Intermarriage trends in New Heaven 1870-1940. – Ardent Media, 1944. – C. 332.
  2. Мульти-культурализм и трансформация постсоветских обществ. / Под редакцией В.С. Малахова и В.А. Тишкова. – М., 2002.
  3. Советский народ / С.Т. Калтахчян // Собаки – Струна. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 24, кн. I).
  4. Гарлик А.И. Евразийство и Россия / А.И. Гарлик // Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья. Материалы 1-й Региональной научнопрактической конференции. – Чита, 1995. – С. 68-71.
  5. Абаев Н.В., Фельдман В.Р. Проективность Евразийства и будущее России / Н.В. Абаев, В.Р. Фельдман // Вестник Бурятского государственного университета – 2015. – №6. – Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2015. С11.
  6. Там же. С. 11.
  7. Абаев Н.В. Этнокультурная стратегия Бурятии в контексте цивилизационногеополитических традиций «евразийства» и социальной синергетики // Экспертный Клуб [Электронный ресурс] – URL :http://expertclub.info/Buryatia-ethnocultural-strategy-Eurasiansynergy (дата обращения: 24.06.2018).
  8. Абаев Н.В. Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия: монография / Н.В. Абаев, А.Д. Карнышев и др. / науч. ред. А.Д. Карнышев. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014 – С.113.

Источник: Золотая Орда

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    «»»Именно в Бурятии происходит смешение европейской, буддийской и номадной цивилизаций»»»» это вы серьезно ? я думал буряты это самый азиатский народ на территории СССР.
    Да и о правопреемственности РФ в отношение СССР будут оспаривать по меньшей мере 80% граждан РФ ,. да и классическому понятию материального права эта правопреемственность противоречит ….приемник СССР — это не государство созданное геополитическими противниками СССР на колонизированных и оккупированных территориях , а создатель Советского Союза с помощью Сталинской деспотии -Советский суперэтнос или Советский этнос , люди которые считают себя строителями коммунизма. А евразийцы должны
    сначала придумать приемлемый для всех образ жизни , а не втулят чужую античную модель ,, Буржуазной демократии» , мусор который еще древние греки не знали куда выбросить..
    А если буряты построят хоть один современный индустриальный завод на основе своих бурятских технологических разработках , как это было у Советского народа .. то ваши мысли приобретут элемент правды.

  2. 2

    У нас в россии есть народ который сочетает как элементы кочевнического образа жизни , так и элементы оседлой агрокультуры и элемент охотнического таежного промысла , а также 500 векового участия в индустриальном производстве .. И даже опыт непосредственного прямого инициирования создания союзного государства с целью формирования нового евразийского народа — Советского суперэтноса . Этот народ называется коми — зыряне — их по переписи всего то 200 тыс . человек.
    В 21 веке ….»белобрысые бестии » , с ростом 180 см и выше для взрослого населения , нордические арийцы , а это коми — ижемцы , последний народ ведущий кочевой образ животноводства с миграцией между Европейским континентом и Азией . Группа кочевников попытавшая совместить в начале 20 века капиталистическое новаторство , специализацию с большими мужскими бригадами в северном оленеводстве , поработила заодно бедных ненцев , и тут же получила мощный отпор от природных сил в виде эпидемии ящура … и потеряла на 100 лет свой кормящий ландшафт ( эмигрировали в 20 годы с малоземельной тундры на кольский полуостров) , Сегодня восстанавливает свою отрасль . Но хорошо если освоит наработку встроенного гармоничного существования в природном ландшафте у жертв своей агрессии ненцев ..
    Таежный массив коми республики истощен до предела , и это сделала не только Советская власть , хищническое осваивание охотнического потенциала инициировала российская государственность задолго до 1917 года и связанно было с обложением народов севера тяжелейшими налоговыми обязательствами .. и комики — зыряне были вынуждены перейти на интенсивные методы охоты , в больших бригадах , эффективность труда повысилась .. но и разграбление экосистемы стало невосполнима .. А вхождение в европейское капиталистическое производство в качестве рабочих артелей на заводах урала , принесло новую напасть . внедрение в сознание зырян европейского антисистемного экономического мировоззрения , антисистема интернационализма , и этническую деградация …
    И даже становление волха Сталина как лидера , при всей его поддержки зырянскими и эвенкийскими колдунами не обеспечило за один жизненный период преодоление антисистем , внедренных на евразийские — туранские территории евреями и европейцами.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>