Бурятская «Илиада». Уникальные национальные эпосы все еще ждут своего часа

Где искать душу народа, узнать его природу и сущность, как не в фольклоре? Не зря же учёные — историки, этнографы, культурологи, религиоведы чуть ли не в первую очередь ищут ответы в народных сказаниях и преданиях.

На землях современного Приангарья и Бурятии сотни лет живёт старинная и богатая культура бурят. За тысячелетнюю историю она накопила в себе так же много мифологических персонажей и необыкновенных описаний жизни божеств, как и Древняя Греция. Только легенды далёких греков знают все, даже дети, а вот предания одного из самых многочисленных народов Сибири малоизвестны не то что россиянам, но даже самим сибирякам.

Близкий, но неизвестный фольклор

Ситуацию решили исправить журналисты и историки из Бурятии Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев. На прошлой неделе они привезли в Иркутск недавно вышедшую книгу «Мифы и легенды бурятского народа». Сами авторы называют её «сигнальным вариантом»: в небольшой сборник, конечно же, не вместилось всё фольклорное творчество. Но всё же это — первое русскоязычное издание, которое в доступной форме знакомит читателя с бурятской мифологией и объясняет сложные механизмы древнего мировоззрения.

Тимур Дугаржапов долго жил в Иркутске, а вернувшись в Бурятию, заинтересовался фольклором и этническими персонажами, стал много работать с историческими источниками. Потом он наткнулся на диссертацию Сергея Басаева, в которой увидел стройную концепцию бурятских божеств — от верховных богов до низших демонов. Так нашёлся соавтор будущей книги.

Соавторы Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев. Фото: АиФ

«У нас есть несколько изданных по отдельности улигеров (сказания в жанре героико-исторического эпоса. — Прим. ред.), — говорит Тимур Амагаланович. — Среди них наиболее известное монгольское и бурятское сказание о Гэсэре — сыне Неба, который родился на земле в образе человека. А также эпос о баторе Аламжи Мэргэне — богатыре, преодолевающем опасности древнего эпического мира. Но все они разбросаны по разным книгам. А общего собрания мифологии бурят, которую востоковеды и исследователи причисляют к ряду самых изощрённых фольклоров мира, нет».

«Мёртвый груз» фондов

Чтобы как можно больше людей смогли погрузиться в глубину древних легенд, авторы постарались придать книге «читабельную» форму: сказания в виде новелл разделены на небольшие главы.

«На этом не остановимся, материал ещё собирать и собирать. Когда издание уже вышло из печати, мы спохватились, что в него не попала и легенда о Белом Старце, и много других интересных сказаний, — делятся писатели своими планами. — Может быть, наш маленький шаг станет началом большого пути, который из подвалов и пыли выведет на свет богатейшее наследие бурятского народа. Есть ещё идея включить работу буддистские мифы. Как вы знаете, буддизм пришёл к бурятам позже. В Бурятии он практически вытеснил шаманизм, а в Иркутской области исконная религия оказалась более стойкой, поэтому многие легенды до сих пор живут в Усть-Ордынском округе, в Осинском, Боханском районах. Хотя некоторые шаманистские мифы оказались настолько живучими, что буддизм позаимствовал их и подстроил под себя, «перекрасив» в оттенки другой религии».

Книга «Мифы и легенды бурятского народа».

Книга «Мифы и легенды бурятского народа». Фото: АиФ

Кстати:

В книге есть научное послесловие Сергея Басаева. В нём он рассказывает о традиционной — добуддийской — религии, которую привыкли называть бурятским шаманизмом. Но писатели считают, что вера бурят не ограничивается только обрядами шаманов, которые кажутся многим первобытными и дикими и воспринимаются как примитивная религия. С помощью эпосов журналисты решили доказать, что подлинное национальное вероисповедание бурят больше, чем просто шаманизм. Они предлагают другой, по их мнению, более корректный термин — «боотенгризм» (боо — священнослужитель, тэнгри-небесный бог). Суть бурятской веры — поклонение небу. В её основу легли мифы, возникшие тысячу лет назад. В эпоху Чингисхана она даже получила статус государственной религии. А в наше время отголоски исконного верования сохранились лишь в Приангарье.

Даже те, кто никогда не увлекался бурятским фольклором, возможно, хоть краем уха слышали о самом популярном бурятском эпосе «Гэсэр». Сейчас он существует больше как литературная мистификация. То, что известно под этим названием, — сводный текст из двух улигеров, которые записали учёные-фольклористы со слов сказителей — улигершинов, проживавших в Иркутской области в начале XX века. Исследователи успели поймать последний «вдох» культуры, которая тысячу лет передавалась только из уст в уста. Записи перевели на русский язык и обработали поэты.

«Но это не совсем подлинная версия, — заметил Сергей Басаев. — В самом чистом виде эпос сохранился лишь у западных бурят, особенно полным считают эхирит-булагатский вариант. Настоящие рукописные сказания во всей своей красе вообще неизвестны широкой аудитории, они мёртвым грузом лежат в фондохранилищах Бурятского научного центра, большую часть никогда не издавали. И пользуются ими только учёные для своих статей и диссертаций».

«Биография» в подробностях

По своему объёму и художественным свойствам бурятский фольклор сравнивают с мировыми известными эпосами — греческими «Илиадой» и «Одиссеем», грузинским «Витязем в тигровой шкуре» и другими. Теперь представьте, что такого наследия у бурят неизмеримо много. Одних только улигеров о Гэсэре около десяти. Самое подробное из сохранившихся описаний жизни небесного бога записали у сказителя Альфора Васильева в 30-е годы XX века. Называется оно «Абай Гэсэр», и в нём больше 50 тысяч стихов! Его издавали в 1995 году, когда отмечали тысячелетие этого эпоса, но только на бурятском языке.

«Я люблю читать мифы и легенды, но в основном зарубежные. Даже стыдно: перечитала все скандинавские эпосы, но ни разу не пришла мысль, что в наших краях родились не менее интересные сказания, — говорит студентка иркутского вуза Ирина. — В шаманизме совсем не разбираюсь, поэтому новая книга станет моим проводником в бурятском фольклоре. Главное, чтобы мифы продолжили издавать на русском языке. Иначе они так и останутся достоянием узкого круга».

Источник: АИФ

Лекториум он-лайн

Музыкальное выступление в рамках лекториума "Философия Святых Мощей"



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>