Бывшие и настоящие

Сергей Пантелеев в интервью «Литературной газете» об Украине, Новороссии и гражданской войне внутри русского народа

Недавно советник президента Украины Юрий Бирюков, возглавляющий волонтёрское движение помощи армии, заявил, что у него пропала воля к борьбе. Причиной, по словам Бирюкова, стали заявления радикальных киевских политиков, что всех русскоязычных жителей Украины надо считать предателями…

«У меня опустились руки, – написал он в своём блоге. – По утверждению партии «Свобода», я поддерживаю оккупантов, разговаривая на русском языке… Оказывается, я теперь за Россию, да? И мои пацаны, 79-я Николаевская аэромобильная бригада, тоже, ведь они в большинстве своём русскоязычные… И десантники 25-й воздушно-десантной. Оказывается, все мы поддерживаем оккупантов. И многие миллионы русскоязычных – мы все, по решению «Свободы», поддерживаем оккупантов».

Особо поразило Бирюкова то, что идеи «Свободы» поддерживают многие граждане Украины: «До чёрта людей в комментах подтвердили, что они думают аналогично. Что у нас уровень патриотизма определяется тем, на каком языке ты говоришь. А раз ты говоришь на русском языке, то и не патриот. То и Украину не любишь. За это мы воюем?»

На вопросы «ЛГ» отвечает историк, уроженец Луганской области, директор Института русского зарубежья Сергей ПАНТЕЛЕЕВ.

– Сергей Юрьевич, за что же они действительно воюют, эти русскоязычные граждане Украины, столь яростно доказывающие теперь, что они настоящие захисники Украины – свидомые, справжние, щирые, гидные? И что их ждёт в той Украине, ради которой они убивают своих соотечественников в Донбассе? Готовы ли они окончательно отказаться от родного языка и русской культуры? На что они рассчитывают? Надеются, что радикальные украинские националисты, которых всё больше, простят русским их происхождение?

– По переписи населения 1989 года русских на Украине было 11 335 852 человека – более 22 процентов населения республики. По единственной переписи населения, проведённой в независимой Украине в 2001 году, русских уже было 8 334 100 человек – чуть более 17 процентов. Даже по данным официальной статистики, за 12 лет Украина потеряла более трёх миллионов русских. А ведь в те годы геноцида русского населения не было. Да, часть русских уехала в Россию. Однако массовых перемещений также не было.

– То есть часть людей, считавших себя русскими в советские времена, при переписи 2001 года обозначили себя украинцами?..

– Русские и украинцы очень близки друг другу, и переход от одного национального самоощущения к другому, от одной идентичности к другой был долгое время достаточно прост и бесконфликтен. Особенно когда отец – русский, а мать – украинка, или наоборот. После появления нового независимого государства, которое ставило своей задачей формирование единой украинской нации, многие этнические русские идентифицировали себя с украинским государством, которому были лояльны. Другое дело, что этот процесс не мог не сопровождаться размыванием русской идентичности, превращением русских в «русскоязычных украинцев».

– Лояльность украинскому государству уже немыслима без отказа от русского языка и проклятий в адрес москалей?

– А многие украинские русскоязычные и не отказываются от русского языка. Часть их вообще до сих пор не считает, что на Украине есть проблема функционирования русского языка в острой форме. Киевский еженедельник «Зеркало недели» и другие подобные издания, в которых доминируют русофобские установки и не встретишь доброго слова о России, выходят на русском языке. Исповедующие подобные взгляды русскоязычные говорят и думают по-русски и могут даже искренне считать себя русскими. Но таковых становится всё меньше, так как, становясь частью украинской политической нации, они не могут не воспринимать органически присущую ей русофобию. Я сознательно в данном случае употребляю термин «русскоязычные», а не «русские». Быть русским сегодня на Украине не значит только говорить по-русски и носить русскую фамилию. Русскоязычие вполне может уживаться с русофобией, а люди с украинскими фамилиями могут быть истинно русскими людьми. Сегодня граждане Украины расколоты не по этнической линии, а мировоззренчески и политически.

– Крым ушёл, ДНР и ЛНР ведут борьбу с киевской властью… На остальной территории Украины русские смирились с тем положением, в котором оказались?

– Одни смирились, другие – нет. Те, кто не смирился, это люди, которым близки православная культура и общерусская система ценностей. Не все из них ходят в церковь, но все связывают себя с российской исторической государственностью. Они помнят о том, что на протяжении веков существовала Большая Россия (сначала в политической форме Российской империи, потом – Советского Союза), и продолжают мыслить её категориями. И неважно, какую фамилию носит человек – Иванов или Иваненко.

Сегодня эти люди в Донбассе отстаивают, в том числе с оружием в руках, наши общие ценности. В других регионах Украины многие вынуждены уйти в глухое подполье, поскольку нынешний киевский режим, возникший после государственного переворота, безжалостно давит тех, кто не желает рвать связи с Россией и не считает, что восточный сосед – агрессор. Это касается также Украинской православной церкви Московского патриархата, которая сегодня подвергается дискриминации…

Но даже в этих тяжелейших условиях остаются те, кто на свой страх и риск продолжает вести активную общественную деятельность, пытаясь противостоять антироссийскому безумию, в которое повергли Украину. Основная же часть людей просто желает мирной и благополучной жизни, надеясь на лучшее.

А русским сегодня быть на Украине непросто, неуютно. Отсюда и принятие украинских реалий с, увы, неизбежным отказом от того, что определяет «русскость».

– Это смирение?

– Нет, тут приспособление обывателя к тем условиям, в которых он оказался.

– То, что некоторые украинские русские сражаются против восставшего юго-востока, вас не удивило? Они же стреляют в своих?

– Я родился на Луганщине. У меня много родственников и знакомых и там, и в других областях Украины. Мы всегда считали себя русскими, хотя моя мама – украинка. В детстве я часто бывал у родственников в городке Чугуеве Харьковской области. Город основан в XVII веке царём Алексеем Михайловичем. В XIX веке, во времена Аракчеева, получил известность как центр округа военных поселений. В советские годы он тоже оставался, по сути, военным русским городом, городом военных лётчиков. В детстве я любил ходить смотреть на военные самолёты, дислоцированные в Чугуеве. Когда киевские власти начали так называемую антитеррористическую операцию, именно из Чугуева бомбить Донбасс полетели первые самолёты и вертолёты. Вряд ли там служат исключительно выходцы из Галичины…

Как нам ни прискорбно это признать, война на юго-востоке является в том числе гражданской войной внутри русского народа. Раскол проходит внутри семей. Типичной является ситуация, когда кровные родственники, отцы и дети, родные братья и сёстры делают разный выбор. Одни выбирают сторону ДНР и ЛНР, другие оказываются на стороне Киева. Бывает и так, что, когда так называемый патриот Украины приезжает в Донбасс и своими глазами видит там гуманитарную катастрофу и сопутствующие ей трагедии и ужасы, его сознание начинает перестраиваться. Человек осознаёт, сколь далека от действительности картина происходящего в Донбассе, которую тиражируют украинские СМИ.

– Сегодня широкое распространение получило понятие «Русский мир». Как воспринимают его на Украине в условиях гражданской войны?

– Для начала внесём ясность в терминологию. Существует как минимум две трактовки этого понятия. Согласно одной, Русский мир – виртуальный продукт, возникший в среде российских интеллектуалов-постмодернистов. Для них он – сетевая структура, объединяющая людей, владеющих русским языком. По национальности и по вероисповеданию человек может быть кем угодно.

– Такому критерию и американские советологи соответствуют!

– Конечно. С этой точки зрения любой западный политик-русофоб, знающий русский язык, может считаться представителем Русского мира. Фактически, Русскому миру в таком его размытом состоянии навязывалось маргинальное положение. Он должен был остаться постмодернистским продуктом и вписаться в глобальный англо-саксонский проект.

Вторая концепция трактует Русский мир как территорию, базирующуюся на канонической территории РПЦ, на территории исторической России. Базовыми здесь являются ценности православия, российской государственности, русской культуры. Они и объединяют Русский мир.

В связи с трагическими событиями на Украине стало очевидным то, что первая трактовка Русского мира потерпела полное фиаско. Оказалось, что если ценности размыты, то и защищать нечего. А когда понятие «Русский мир» наполнено ценностным содержанием, то люди готовы за свои ценности идти на смерть. Сегодня в Новороссии понятие «Русский мир» наполнено конкретными смыслами и на «вшивость» проверяется позиция остальных представителей Русского мира. Каждый должен определиться, на чьей он стороне: тех, кто защищает ценности Русского мира, или на стороне тех, кто, называя себя русским, желает разрушения России?

– Русские на Украине в основном живут в городах. Украинские города подверглись нашествию выходцев из сельской местности, которые не скрывают своего неприятия городской культуры и образа жизни. Что ждёт коренных жителей украинских городов?

– Действительно, русские на Украине гораздо чаще, чем украинцы, являются носителями урбанизированного мировоззрения. Этнический украинец – преимущественно селянин. И сознание у него соответствующее, со всеми плюсами и минусами. Выходцы из украинских деревень ведут себя агрессивно не только по отношению к горожанам, но и городам. Происходящие на Украине события – наглядная иллюстрация культурного столкновения города и села.

Если на протяжении 23 лет независимого существования Украина деурбанизировалась, откуда взяться новым носителям городской культуры? Города опускаются всё дальше и дальше в Средневековье. Неудивительно, что носители хуторской ментальности так ненавидят Донбасс, который всегда был самым урбанизированным регионом Украины. Сознательно разрушая городскую инфраструктуру, они провоцируют гуманитарную катастрофу. В результате население уходит из городов, уничтожаются заводы, фабрики и шахты. Дерусификация Украины в каком- то смысле равнозначна деурбанизации.

– В советское время эталоном украинца был малоросс. Теперь мы видим, что в единую общность украинцы не сложились, единый украинский народ – политизированная фикция.

– Хотя с 1991 года процесс формирования украинской политической нации шёл сложно и противоречиво, точкой отталкивания для формирования украинца неизменно оставалась Россия. Все помнят книгу Леонида Кучмы «Украина – не Россия». Говорить об украинцах как едином этносе не приходится. Вместе с тем возьму смелость утверждать, что сегодня мы являемся свидетелями того, как куётся украинская политическая нация. Это происходит в самых трагических и бесчеловечных обстоятельствах. И идея отталкивания от России задействована по полной программе.

Сегодня большая часть формирующейся украинской политической нации убеждена в том, что Украина воюет с Россией, защищается от агрессии…

– Украинская политическая нация – фикция или реальность?

– Именно сегодня процесс строительства украинской политической нации достиг своего пика. При этом «кирпичики», из которых слагается эта нация, пахнут трупами расстрелянных свидомыми украинцами жителей Новороссии. В фундаменте строительства – ложь о России и Новороссии. Она заставляет представителей украинской политической нации, во-первых, воевать с собственными родственниками, придерживающимися иных взглядов. Во-вторых, разрушать традиционные связи с Россией и русским народом.

Война – удобный предлог, чтобы скрыть свою политическую и экономическую несостоятельность и на некоторое время оттянуть социально-экономический коллапс. Но когда он наступит, тогда людям придётся очнуться от пропагандистского дурмана и осознать то, как сильно их одурачили. Тогда и встанет вопрос, как быть дальше и кем себя ощущать.

Хрестоматийный образ украинца воспет Котляревским и Гоголем. Мы знаем его по советской пропаганде – щирый полтавчанин с хитрецой. Плюс песни, пляски, борщ, вареники… Эталонный малоросс оказался наиболее страдательной стороной с точки зрения развития современной украинской идентичности. Поскольку был слишком близок России и русским.

Когда Советский Союз распался и к власти пришли бывшие украинские коммунисты во главе с Кравчуком, они восприняли ключевые постулаты взращённой на Галичине и за границей русофобии. Поменялся и эталон украинца. Был полтавчанин, а стал галичанин – Роман Шухевич и Степан Бандера. Однако такой образ не может связать воедино всю Украину – от националистического запада до пророссийского юго-востока. А Малороссия, ранее худо-бедно скреплявшая Украину, стала разрываться между Галичиной и юго-востоком, который становится другим полюсом притяжения. Центр Украины размывается. Когда наступит коллапс, то каждому гражданину Украины, и в первую очередь малороссам, придётся сделать вывод, с кем он – с Бандерой или с Олегом Кошевым. Выбирая идентичность, человек должен будет либо стать украинцем-русофобом, либо ощутить принадлежность к Русскому миру, не перестав при этом быть украинцем.

– Сопротивляющиеся киевской хунте жители Донецкой и Луганской областей категорически не хотят возврата в состав Украины и отказываются от украинства. Кем они себя ощущают?

– До последнего времени Донбасс давал Украине деньги и ресурсы, но не культурный продукт. У многих жителей Донбасса существовало чувство неполноценности по отношению к западенцам, активно культивируемое украинскими массмедиа. Мои земляки, считая, что на западе Украины живут совсем другие люди, иногда говорили: «У них есть своя история и культура». Иногда добавляли: «А у нас – как в России».

Почему возникла такая недооценка самих себя? Донбасс формировался во времена поздней Российской империи и Советского Союза на месте Дикого поля. Люди туда приезжали отовсюду. Донбасс стал промышленным центром с рабочим классом. Регион был молодым, истинно пролетарским, советским… и без глубоких корней, без выраженного национального самосознания. А Галичина как раз ощущала себя «украинским Пьемонтом» со своей, если угодно, «миссией».

Советские ценности Донбасса с распадом СССР независимой Украине стали не нужны. Главный герой Донбасса Олег Кошевой и главный герой Галичины Бандера несовместимы. Между ними лежит огромная культурная, историческая и политическая пропасть. Ценности от Бандеры были и остаются глубоко чуждыми жителям Донецкой и Луганской областей. Помню разговор со знакомой украинкой, дочь которой вышла замуж. Спрашиваю: «За кого?» Отвечает: «Да наш, хохол, русский». Бесхитростный ответ простой украинки демонстрирует наличие общерусского сознания, которое лежит глубже разделения на этнических украинцев и великороссов.

Несмотря на все превратности судьбы, многие украинцы сохранили такое сознание. С началом «Русской весны» эти глубинные архетипы, как трава сквозь асфальт, начали пробиваться. Агрессия радикального украинского национализма привела в движение пласты исторического самосознания жителей Донбасса. Оказалось, что это не Дикое поле. Здесь живут люди со своими корнями, традициями и менталитетом.

Сегодня мы только начинаем осознавать, что Донбасс – это не только шахты, металл, рабочий класс. Донбасс – это часть исторической Новороссии, простиравшейся от Харькова до Бессарабии. Это земли исторической Славяносербии, земли Всевеликого вой­ска Донского. Это земля создателя Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля, подписывавшегося «Казак Луганский». Это земля, воспетая Чеховым и Буниным. Здесь жили многие поколения русских людей, которые строили Российское государство, обустраивали его рубежи, создавали его экономику, развивали русскую культуру. Причём, будучи русскими, они могли быть по происхождению и украинцами, и татарами, и сербами, или даже, как Даль, датчанами.

Соединение этого дореволюционного имперского опыта общего русского дела и советского интернационального опыта, в известной мере наследовавшего первому, и является основой для формирования современной новороссийской идентичности, которая станет естественным элементом общерусской идентичности.

– Как оцениваете шансы новороссийской идеи на успех?

– В Донбассе, где льётся кровь, происходят события огромной исторической важности. Они связаны с рождением нового национального самосознания и политически оформленных регионов. Процесс будет идти очень сложно. Возрождение Новороссии встречает огромное геополитическое сопротивление. Националистическая Украина – не главный противник, а лишь дубинка в руках крупных и суровых геополитических игроков. Но я уверен, что этот процесс уже не остановить. Новороссия никогда не согласится остаться в составе унитарной националистической Украины. Именно она может стать той силой, которая поможет очнуться от националистического дурмана киевской пропаганды гражданам Украины.

Олег НАЗАРОВ, Russkie.org

 

Лекториум он-лайн

Герман Садулаев: Что такое "национализм"?



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>