«Чадаган» в Центре Льва Гумилева

Так сложилось, что заядлым театралом я так и не стала.) У меня и так полно разных интересов, на которые иногда очень хочется просто разорваться — на все, что я хочу, нужна не одна моя жизнь, а явно несколько.
Когда впервые по зову Судьбы и сердца мне довелось побывать в Туве, то это был как раз-таки первый фестиваль «Хоомей в Центре Азии» в культурную программу которого входили дополнительные «опции» в виде посещения Оваа Хоомей в незабываемом Алдын Булаке, концерт неподражаемого и восхитительного Тувинского Национального Оркестра и спектакль «Легенда об игилисте» в исполнении Национального музыкально-драматического театра им. Кок-оола. Оценив все эти события по шкале «ВАУ! ДАЙТЕ ДВА!» — Тува это место суперкрутой, очень развитой, очень богатой и очень разнообразной культуры — я невольно заинтересовалась всем тем, что было связано с этими именами.
И поскольку с Оваа Хоомей никаких событий не происходило, а театром я особо никогда не интересовалась, то наибольшее мое внимание занимали события, связанные с ТНО. Великолепный концерт ТНО с группой тувинских барабанщиков MEDEE KHAAN я не могла пропустить ни за что. Я была рада увидеть их хотя бы в онлайн-трансляции, хотя бы так, хотя я прекрасно знаю, что никакая трансляция никогда не передаст энергетики тувинских музыкантов.
…Разумеется, когда я прочитала в новостях о спектакле, который поставил известный тувинский режиссер Сайдаш Монгуш в Национальном театре, и в том самом спектакле принимал участие ТНО, меня кольнуло сожаление о том, что, блин, ну как же жалко, что я вот тут в Москве сижу, а там, в Кызыле, опять что-то прикольное и интересное сделали.
Надо при этом сказать, что даже будучи человеком очень далеким от театра, я, когда смотрела «Легенду об игилисте», отметила очень интересные сценические решения, игру с пространством, когда действие происходит на разных высотных уровнях, когда в спектакле задействовано все пространство сцены, само действие объемное, с интересной игрой света и тени. Ну и, разумеется, замечательное музыкальное оформление — куда же тувинцы да без своей уникальной, удивительной музыки?

Посмотрела я на фото нового спектакля «Чадаган», философски вздохнула и оставила мысль когда-нибудь увидеть эту явно очень интересную и необычную работу.
И вот, внезапно, когда у меня уже был запланирован сумасшедший по насыщенности недельный отпуск, когда у меня по плану Хартыга с утра до вечера и куча событий, связанных с ней, я вижу НИФИГА СЕБЕ! спектакль «Чадаган» в Центре Льва Гумилева. Не совсем представляя себе размеры Центра (я там никогда не была), я даже подумала, что это будет сам спектакль. Увы, планировался только кинопоказ, но мне хотя бы одним глазком посмотреть…
Так и получилось, что встретив ребят из Хартыги, я предложила им сходить посмотреть «Чадаган». Найыс Дулуш и Сергек Сандык решили тоже поддержать земляка. Видимо ребята что-то про это уже знали, т.к. они ждали, что придет и сам Сайдаш Монгуш.
Скоро дело делается, да нескоро сказка сказывается.)
Кто дочитал до середины моего длинного текста, тот молодец.)

2

Легенду о чадагане я как-то давно встречала в интернете на русском языке вместе с Легендой об игиле, но я не знала, что это еще и стихотворное произведение в оригинале.
Растянуть коротенькую сказку на два часа действия, да еще и так, чтобы не было скучно — для этого нужно обладать мастерством высшей пробы. И талантливый Сайдаш Монгуш вполне справился с поставленной задачей — спектакль смотрелся на одном дыхании.
В первую очередь мне, конечно, понравилась иллюстративность. Если люди пошли в горы, то показано, как они пошли, как они взбирались по склонам по узким тропинкам. Причем все это было показано с немалым юмором. Чего только стоят люди-кентавры — сначала актер двигается так, словно он сидит в седле, потом он изображает, что слез с воображаемой лошади, и начинает ходить обычной походкой.) Есть и внезапные смешные выходки — приводили к царю всяких девушек: и красивых, и не очень, и силой, и по доброй воле, в конце уже даже сумасшедшую какую-то привели, а сумасшедшая как заржОт, вызывая ответный смех, как-будто ставя точку в конце сцены.
Как я уже писала в первой части своих впечатлений, очень оригинально и выигрышно используется все пространство сцены, световые эффекты и необычные решения. Например, льющийся из-под капюшона свет на лицо старца при полностью затемненной сцене создает ощущение будто это лицо бестелесного человека просто плывет в пространстве.
Все-все сцены, составляющие спектакль, проработаны до мелочей и полны очень интересных сценических решений.
Про костюмы было сказано уже до меня много и разного.
Костюмы сделаны в скифской стилистике по мотивам одежды, найденной в захоронениях скифов в Туве. Про уникальные находки в курганах Аржаан-1 и Аржаан-2 можно прочитать здесь.
Реконструированные по эскизам костюмы, смотрятся на сцене совсем не так, как на картинках. На мой взгляд, царю явно не хватает коня — очень сильно перегружена в верхняя часть костюма. А золотые шпильки царицы выглядят одиноко и создают впечатление, что скифы использовали их как-то иначе. Возможно, археологические эскизы были сделаны не совсем верно, но я не археолог, поэтому могу говорить только о своих впечатлениях. Но реконструкторская идея в отношении скифов, да еще на сцене театра — новый и оригинальный ход.
Еще одной восхитительной составляющей спектакля было выступление ТНО и Medee Khaan — они принимали участие в постановке в полном составе. Они практически постоянно присутствовали на сцене, но так искусно, так естественно дополняли декорации, что присутствие большого количества человек на сцене визуально совершенно не ощущалось. Чего не скажешь об их музыке. Шикарное музыкальное сопровождение, написанное специально для спектакля Аяной Самыяевной Монгуш, создавало свой музыкальный слой, который очень точно подчеркивал все действие и передавал настроение героев (жалко только, что мало пели).
Вообще весь спектакль и актерами, и музыкантами был сыгран очень «по-тувински» — искренне, без тени фальши и наигранности, с полной самоотдачей, с очень яркой энергетикой. Было заметно, что все увлечены действом полностью и без остатка. Что, естественно, подкупает, потому что начинаешь в это действо верить.)
Очень сильно люблю тувинцев за их исполнительский драйв.)

3

Ну и, разумеется, не могу не сказать про главного героя спектакля — чадаган. Вернее о том, что музыка, исполняемая на чадагане, может быть настолько могущественна, что растопит любое сердце.
Сайдаш, когда рассказывал сюжет спектакля, с легким скепсисом заметил, что все это сказка, легенда. Но вот мне кажется, что как раз тувинский музыкант вполне смог бы такое сделать.) Ах, как они играют, вкладывая в музыку самих себя!)
Сложно, конечно, повторить тот драйв, которым мне в свое время снесла крышу группа «Ят-Ха» (кстати, ятха — это другое название того же чадагана), но, судя по моему давнишнему первому впечатлению, да, думаю, что при определенных обстоятельствах проймет любого, причем проймет насмерть.)
Партию на чадагане в спектакле исполнял не актер, а музыкант Тувинского Национального Оркестра, мастерски владеющий инструментом, Андрей Монгуш. Такого виртуозного исполнения на этом инструменте я еще ни разу не слышала, Андрей продемонстрировал все возможности чадагана, как он может звучать в умелых руках. Игра на чадагане была очень логично вплетена в ткань спектакля, стала его центральной сценой, практически крещендо.
Музыка в спектакле вообще является полноправной составляющей. Это можно даже как-то философски прочитать — каким бы ни был могущественным царь или хан, сколько бы золота, дружины, слуг он не имел бы, но власть Музыки все же больше, и она поможет там, где сила, золото и богатство бессильно.
Во время кинопоказа Сайдаш постоянно поглядывал на телефон. Оказалось, что как раз перед общением с нами он защищал диплом, а сам спектакль был его дипломной работой. Защита уже прошла, а вот оценку ему еще не сказали. Где-то в середине показа Сайдаш начал радостно показывать всем раскрытую ладонь: «Пять!» — именно на так оценили его работу профессора и преподаватели ГИТИСа. А я бы лично еще и от себя поставила по большой и жирной пятерке всем, кто принимал участие в спектакле — и художникам, разрабатывавшим костюмы, и сценическим работникам, и актерам, и музыкантам.
По словам Сайдаша, спектакль они репетировали 8 сценических дней, что по театральным меркам очень мало. То есть получается, что практически все 50 человек актеров и музыкантов были уже готовы к этому грандиозному действу, к слаженной работе с полной отдачей. Это ли не высочайшее мастерство?
В заключение хочу сказать, что мне бы очень хотелось бы посмотреть этот спектакль вживую. А еще очень бы хотелось, чтобы Сайдаш поставил еще какой-нибудь такой же масштабный и необычный спектакль. Культура Тувы -это просто какой-то анклав, заповедник очень талантливых людей, которые живут себе тихонько в чаше гор на удивительной земле. Но стоит им только выйти из-за Саян, то сразу становится заметен и понятен их уровень — в каком бы конкурсе они ни принимали бы участие, их работы очень часто оцениваются самым высшим балом.

Оксана Анащенко


 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>