Чеченский этический кодекс чести “Къонахалла”

1. Къонах – человек, твёрдо следующий основным принципам кодекса чести “Къонахалла”.

2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.

3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.

4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.

5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.

6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.

7. Къонах должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.

8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.

9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего окружающие. Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.

10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.

11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.

12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность – разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.

13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.

14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.

15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: “Нет принуждения в религии”. Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.

17. Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.

18. Справедливость – единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.

19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.

20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.

21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для къонаха священны.

22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.

23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.

24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.

25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.

26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.

27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом къонаха.

28. Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость.

29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.

30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познаётся в дружбе, и во вражде.

31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.

32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.

33. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.

34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.

35. Закон гостеприимства для къонаха священ. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни, но он не несёт ответственности за гостя, совершившего преступление.

36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.

37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.

38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.

39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.

40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.

Портал МезоЕвразия

Вам также может понравиться

40 Комментариев

  1. 1
    • 2
    • 3

      Что бы делать свои выводы ,нужно хотя бы 1 год пожить ,среди чеченцев? Даже если ты общался с людьми говорящими на чеченском языке то это не означает ,что ты видел чеченца!!! Для того что бы тебе пообщаться со всеми чеченцами нужно 63 года круглые сутки без перерыва,и уже тогда твой вывод имел бы какую то почву! ТЫ,ПРОСТО ЛЯПНУЛ КАК ВСЕ КТО ОБЫЧНО ОСУЖДАЕТ ЛЮДЕЙ! НЕ МУЖСКОЕ ЭТО ЗАНЯТИЕ))

    • 5
  2. 6

    Многие Забыли истенные Законны Нации И их истинуЮ веРу..Ислам поМог изМенить .. ЧеченЦа в звеРя .. А ведь Чеченец верил в волка и был приэтОм благОроден Ну а ислам сДелал с него бандита и Невежду!!!

    • 7

      чеченец всегда верил и будет верить в всевышнего АЛЛАХА он не когда не верил в волка он поклоняется только АЛЛАХУ а бандиты есть в любой нации думай когда пишеш

      • 8

        Исам, ты не совсем прав.До IХ века чеченцы были язычниками, после под влиянием византии он приняли христианство, но когда империя распалась малая часть осталась христианской, остальные вернулись к язычеству. И где то после ХV века (кажется в XVll погугли) стали мусульманами, и то не сразу. Так что ты не совсем прав))

        • 9

          Как раз это ты не совсем прав, а точнее совсем не прав. Чеченцы ни когда не были христианами, я повторюсь никогда! И до сих пор нету официально истории чеченского народа даже с царских времён нету толком ничего кроме отдельных моментов, а краткие факты которые возвышают чеченцев надо многими сразу же затираются. А официально говорится что у чеченцев нет истории и ислам приняли то в 17 веке и все такое и многие факты которые прямо противоречат этим заявлениям игнорируются. Ах да и еще Византия никогда не имела влияния на чечню. Если эта тема интересна просто почитай разные источники а не всяких шизофреников типо левашова

          • 10

            Это ты не прав. Историю учи. Вайнахское царство Дзурдзукия, была основана 3,5т. Лет назад и основана Грузинской церковью и боролась с Чеченцами — язычниками тех времен самими Чеченцами ставшими Христианами. Есть третий народ Вайнахский — Бацбийцы. Живут на территории Грузии. Это осколок того Вайнахского царства. Все уже доказано, просто ты начни читать, а не слушать.

        • 11

          Не ври сын шакала, христианами чеченцы никогда не были. Язычниками да, но Ислам приняли без боя и отчуждения. Сын шакала ты! Дезинформатор!

          • 12

            Хоть ты и не мне писал, но шакал тут ты и невежда! Историю учи, позорите нас! Никто толком историю не знает и над нами смеются все из за такиж божлой как ты.

  3. 13

    Не ислам сделал чеченца зверем, а царская россия.Чеченцы родились мусилманами, их предок пророк Нух

    • 14

      НЕТ,Сиддек,к сожалению чеченцы не родились мусульманами,а приняли добровольно приняли около 500 лет!
      ТО,ЧТО ЧЕЧЕНЦЫ ВСЕГДА БЫЛИ ЛЮДЬМИ МУЖЕСТВЕННЫМИ И НЕ ИМЕЛИ НИ РАБОВ НИ КНЯЗЕЙ ЭТО ВЕРНО!!!

  4. 15

    достойный чести. По смыслу — так должен делать каждый мужчина, независимо от нации и веры. Ток жизь увы..вносит свои коррективы.

    • 16

      НЕТ НЕ ЖИЗНЬ вносит коррективы!!! Там где в семье настоящий мужчина глава семейства,там правильно воспитываются и мальчики и девочки! Там где одна мать пыталась и прокормить и воспитать ребенка ,которого случайно по пьяной лавочке зачали,то и дети вырастают без нравственности!
      НРАВСТВЕННОСТЬ НУЖНО ПОДНЯТЬ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ДО УРОВНЯ ЦАРСКИХ ВРЕМЕН! СЛИШКОМ АМЕРИКАНИЗИРОВАЛОСЬ ОБЩЕСТВО И ВСЕ БЕДЫ!

  5. 17

    Либо ты реально стараешься Верить в Создателя
    (именно стараешься)
    либо ты просто «играешь роль» (показуха!)
    Другого тут не Дано…
    И в будущем Люди так и разделятся: Кто Принял, а Кто — Нет…
    (но не по национальностям, как сейчас кажется!)

  6. 18

    Не соглашусь с Игорем по поводу Чеченцев, кто считал эти проценты? Дело не в нации и не в «царской россии», Паха правильно все пишет , все зависит от самого человека, будет ли он достойным среди мужчин или же достойной женщиной, выбор каждый принимает сам…

  7. 20

    Если бы не россинизация то ни один народ на кавказе не пришёл ы такому упадку морали как это наблюдается сейчас побольшей части кавказ сам виноват оставив Ислам! Мы обрекли себя на пьянство,разврат,лицемерие,ложь и т.д. а с этими качествами блага не жди.

    • 21
    • 22

      Ислам и правда тут приплели зря: мало что так просвещает ум и возвышает сердце, как чтение Корана.
      Честно сказать 90% чеченцев, которых знаю я, достойные люди; шалупонь же на улицах и в сети, к культуре Кавказа имеет не больше отношения чем к культуре России.
      В начале 90-х Россия была готова дать Ичкерии независимость, сохраняя право самоопределения народа. В том числе, в рамках данного мероприятия была создана Ингушетия — самый маленький регион РФ, население которого пожелало остаться в составе России.
      Как воспользовались чеченцы предоставленным им шансом? Для начала начались притеснения нечеченского населения, а в последствии его геноцид, криминализация экономики и радикализация общества; процветала работорговля. Вооруженные и голодные банды чеченцев стали представлять реальную угрозу для безопасности российских граждан. Руководство же Чечни показало свою полную неспособность к построению государственности: за три года были практически уничтожены судебная и правоохранительная системы, институты светского образования, бесплатной медицины и пр. Что было дальше всем известно.
      Каково положение сейчас? 90% бюджета Чечни (50 из 55 млрд. руб.) — дотации федерального центра; Чечня находится на последнем месте по уровню грамотности населения и инвестиционной привлекательности. Нужны десятилетия (ок. 50 лет) прежде чем Чечня дозреет до независимости от кого бы то ни было.

      • 23

        Совсем даже не смешно! Все что делалось в 90х и все что делается сегодня во всей России -ДЕЛАЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ КРЕМЛЯ!!!!
        ДАЖЕ ГВОЗДЬ НА КАМЧАТКЕ НЕ ЗАБЬЮТ БЕЗ ВЕДОМА КРЕМЛЯ
        ВСЕ ЭТО ВИДНО ДАЖЕ БЕЗ МИКРОСКОПА))))

      • 24

        Ваши слова во многом не соответствуют действительности. Во первых вы практически прямо говорите что чеченя не была готова к независимости и во всем тварящимся беспределе 90-х вините то руководство и народ, но не замечаете или не хотите замечать тот факт что основной беспредел творили федеральные войска, путём бомбардировки и зачисток а точнее разрушения построек вместе с людьми и мородерства. А почти все банды беспредельщиков которые орудовали в то время были или на поямую или косвенно связанны с фсб гру. И в такой и без того сложной обстановке Кремль а точнее фсб и гру всячески вставляли палки в колеса на сколько могли. На счет дотаций это скорее риторический вопрос, формально да возможно огромные дотации уходят на чеченскую республику а на деле Рамзан Кадыров практически везде говорит что все что строится все на деньги чансых инвесторов и благотворителей и причём говорит об этом открыто, эти дотации на 80% делятся еще в Москве это как всегда в России и в Чечне идет полным ходом добыча нефти и причём идет уже давным давно, велась еще до второй мировой. И при войнах самым главным приоритетом являлась зашита нефть провода и утсрранение не законных врезок. Так что возможно вы не совсем осведомлены или не увидели полной картины происходящего в Чечне на протяжении последних 300 лет.

        • 25

          Извинияюсь за грамматику пишу на скорую руку и с телефона. Так же еще хотел подметить на счет геноцида не чеченского населения и тому подобных громких заявлений, во первых не забывайте что все что показывают по российскому телевидению 99% пропоганда выгодная исключительно Кремлю, все преувеличивают в десятки раз и переворачивают с ног на голову я могу вам скинуть много ссылок видео записанных самими солдатами федеральных сил так и чеченцами и международными организациями. Ярким примером тому может служить тот факт что никогда не где не упоминается геноцид чеченского народа который происходит уже 300 лет, а после того как вышел фильм приказано забыть который показывает лишь незначительный момент посрлвнению с тем что было и то в смягченной форме так его вообще запретили сразу все раскритиковали мол такого не было. Хотя до сих пор живы очевидцы тех событий.

      • 26
      • 27
    • 28
  8. 29

    Да ещё в этом ни кто не виноват только мы сами ведь у нас есть то чего нет ни у одного существа во вселенной-это «выбор» дарованный нам Богом.

  9. 30

    Подобный кодекс многие достойные люди назовут своим в том числе и казаки, только декларировать идеал не значит ему следовать и многие не только чеченцы но и другие кавказцы далеки от него. Кстати до ислама у чеченцев было распространено христианство. А на счет царской России скажу что все познается в сравнении, это великая страна и только русофобы ищут причины своей порочности не в себе.

  10. 31
  11. 32
  12. 33

    В данной статье изложен не анализ практикуемой морали в конкретной этногруппе, а сборник принципов мужчины, на мой взгляд, общий для всех, не зависимо от этнической или конфессиональной принадлежности (за исключением религиозных постулатов, которые неприменимы к мировоззрению атеистов).
    При беглом чтение бросается в глаза, что это не древний текст, а литературный труд одного из наших современних, при чём недавних.
    Очень полезный сборник. Зачастую, подрастающий молодой человек находящийся в поиске, «находит ориентир» не там и не в том. Часто подрастающий мужчина подбирает суррогат. И если этот суррогат бесполезен как образец для формирования мировоззрения и морали, то это лучшее из того, что случается. Нередкость в наше время подобрать заражённый суррогат, подготовленный со всеми своими «вниманием» и «заботой», и бережно подложенный нашими извечными «компаньонами», страдающими от огромных площадей нашей страны, отторванных от использования «демократичным, прогрессивным западным сообществом».
    Одним словом, если не возмемся за ум, не вернёмся к клрням, не отбросим подсовываемую нам сатанистскую, содомитскую псевдомораль – то, окончательно обмельчавших, во всех смыслах, задненогоходящих потомков некогда блиставших предков загонят в стойло и подключат к Матрице ))
    Совсем недавно мы с грохотом сделали два шааг к этому стойлу, один при Горбачёве, второй при Ельцине.
    Доя себя я понял, что мне этот европейский «рай» не нужен. Мне и моим детям там не сулят роль бояр. По мне так лучше нищим быть, но хозяином самому себе и своей семье, чем предпоследним в очереди после американцев, немцев, французов, педерастов, лесбиянок и их комнатных собак. Меня их внешних шик и блеск не зачаровывает ни чем. Этот бал не про нас. И роль в этом празднике жизни у нас не та.
    Не думаю, что нам дадут забыть наше прошлое: 1/6 суши и свободные прогулки до Парижа и Берлина, и не будут этого остерегаться впредь. Уж если Запад подомнёт, то от истории, культуры, духа народа не оставят ничего. Нас всех профессинально, из поколения в поколение, выродят в быдло, чем они кстати уже занимаются.
    Короче братва, возвращайтесь к Богу. Возвращайтесь к истинно родному и до глубины души понятному – к своим корням. К чёрту чертопоклонников.
    И самое главное )) придержите негатив. Настоящие мужчины его копят для врагов, а не для комментов к статьям соотечественников ;)
    Заранее извиняюсь за опечатки (пишу с телефона))

    • 34

      Вообще всем нациям России нужно быть дружными и едиными. Наши враги спят и видят, как нас поссорить и потом со смехом наблюдать, как мы убиваем друг друга. Нужно согласно этому кодексу быть мудрым и проницательным, а не вестись, подобно баранам на тех, кто хочет посеять вражду между нациями России.

    • 35
  13. 36

    Доброго времени суток земляне! Надеюсь инопланетян здесь нет.
    Каждый имеет право на свое мнение, но не надо свое мнение выставлять как исторический факт.
    Нет не одного доказательства того, что Нохчо (Чеченцы) когда-то были язычниками или идолопоклонниками. Сколько бы так называемая царская или советская власть не уничтожала письменность и историю Чеченского народа, сколько бы не вешали ярлыки — воры, дикое племя, и т.д. Не у кого не хватило ума изменить язык или хотя бы дополнить его парой слов, которые бы означали название идола или какого-нибудь божественного образа.
    Империалисты умирают, а империи разваливаются и создаются новые, язык, как носитель информации передаваясь из уст в уста будет жить вечно, пока существует человечество.
    Бисмиллах1и таваккалту 1алаллах1и, вала хьавлу вала къуввата Илла Биллах1и! Аллах1у Акбар!

  14. 37

    Не пойму: разве не всё равно- были чеченцы мусульманами или стали ими?
    В статье речь идёт не об исламе, а о кодексе чести мужчины.
    Лично я от души пожму руку любому мужчине, который придерживается этого кодекса. Вне зависимости какой он веры.
    Это кодекс благородства и чести.

  15. 38

    > 11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.

    Поясните, пожалуйста, это положение — под достойной смертью имеется в виду совершение самоубийства или что-то другое?

    • 39

      Под достойной смертью ни в коем случае нельзя понимать самоубийство, ибо жизнь дана человеку свыше и он не вправе распорядиться ей таким образом. Достойной называют смерть, причина и обстоятельства которой не позорят мужчину. В качестве радикального примера — умереть в бою, стоя на ногах с оружием. В качестве менее яркого примера — умереть в почетном возрасте, воспитав достойного сына, оставив после себя светлую память и полезное для последующих поколений наследие.

  16. 40

    1. 24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу. — факты говорят обратное.То, что творили чечены в 90 годы, — отрензали головы, рубили пальцы, пересылая матерям на выкуп, за это Аллах и наказывает их. У нас на Кавказе чеченов не любит никто, ни осетины, ни абхазы, ни грузины… «Как сказал один старец в 19 веке, народ плохой, очень поганый».
    2. Царизм виноват? Ну вы ещё свалите на папу римского.
    Этот «кодекс» — откуда взялся? Из пещерного века? Ну да, ещё скажите, что после смерти вас рота девственниц ждёт. На дворе 21 век. а здесь бахвалятся мракобесием. Чудики вы. .

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>