Чеченский вопрос в Москве

С. С. АутаевИнтервью с Первым заместителем Постоянного представителя Чеченской Республики при Президенте РФ Сулейманом Аутаевым

Формула «государство отделено от религии, а религия от государства» — сегодня не работает. Политика федерального центра по отношению к Кавказским республикам в настоящее время в правильном направлении, — считает Сулейман-хаджи Аутаев.

Социальная значимость исламского закята

С.М.: Сулейман-хаджи, Вы соавтор богословской книги «Истина закята», какие проблемы освещаете в книге (издание, к сожалению, не нашла),? От чего предостерегаете мусульман в книге?

Сулейман Аутаев: Как известно, Ислам состоит из пяти основополагающих столпов. Одним из этих столпов является – закят. Нужно сказать, что это самый слабый столп, из-за которого мы, мусульмане, будем в ответе перед Всевышним в Судный день. Мусульмане раз в году должны выплачивать обязательную милостыню. Рассказать за пять минут про «закят» нельзя, но можно понять главное, – что закят является краеугольным камнем исламской социальной доктрины.

В Коране сказано: «Совершайте молитву и выплачивайте закят». Смысл Закята, чтобы не было малоимущих, и несправедливости среди людей. Закят — это не милостыня в прямом смысле этого слова, это то имущество, которое по воле Всевышнего оказалось в наших руках, но оно, это имущество — не наше, и мы не можем распоряжаться им. В книге «Истина закята», я постарался показать, что закят не просто проявление доброты или милосердия. Это поставило бы дающих в положение по средства выше тех, кто их принимает, а Ислам утверждает принцип равенства среди людей. Закят должен восприниматься как долг, как обязанность. С помощью закята одни возвращают другим то, что им принадлежит по праву. Закят очищает нашу душу, наши взаимоотношения, наши чувства, избавляет нас от скупости и несправедливости.

С.М.: Какой блок вопросов Вы курируете в Постпредстве Чечни при Президенте?

Сулейман Аутаев: Как 1-й заместитель Полномочного представителя Чеченской республики при Президенте России занимаюсь следующими вопросами:

Исполнение обязанностей руководителя Постпредства во время его отсутствия. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и внешним связям. Вопросы кадрового обеспечения и государственной службы, здравоохранение и транспорт. Связи с общественными и религиозными объединениями (замещение должности государственной гражданской службы). Нахождение на госслужбе не освобождает меня от обязанностей мусульманина, в том числе и от посещения мечети.

Проект строительства 200 православных храмов в Москве

С.М.: Возможности для религиозной деятельности у чиновников ограниченные. Возможно, из этих соображений Посольство Ирана в Москве построило собственную мечеть. Не планирует ли Рамзан Ахматович строительство мечети на улице имени его отца в Москве — Ахмата Кадырова?

Сулейман Аутаев: Не считаю, что у чиновника ограниченные возможности для религиозной деятельности. Может быть, где-то не хватает времени из-за загруженности на работе, но считаю, что у чиновника с религиозным уклоном больше возможностей для благих дел. Все-таки, сегодня другие принципы. Формула «государство отделено от религии, а религия от государства» — сегодня не работает. Все сплетено: государство – это люди, в большинстве своем они исповедуют какую-то религию. А люди – это гражданское общество, которое нельзя отделить от государства. То, что Посольство Ирана имеет в Москве мечеть, это хорошо. Мечеть – это Дом Всевышнего на земле. Мечети не делятся на чеченские, татарские, иранские и т.д. Мечеть – это дом для поклонения мусульман, какую бы национальность они не представляли. Исходя из этого, у нас в Москве четыре мечети, где мы молимся (Соборная мечеть снесена, вместо нее – временное сооружение. – С.М.). В пятничные дни чувствуется нехватка мест в мечетях, многие остаются на улице. Да, было бы не плохо, если власти Москвы посмотрели бы на эту проблему с точки зрения общественно-политической целесообразности, а не переводить решение вопроса в плоскость миграции.

Есть же в Москве проект строительства 200 православных храмов (первоначально – 600, за это количество храмов в шаговой доступности в Москве борются православные активисты. Прим. С.М.). Мы, мусульмане Москвы, приветствуем такое решение Правительства Москвы. Сохранение и приумножение духовных ценностей – залог стабильности в государстве. Поэтому, мне кажется, если мы находим места для строительства 200 православных храмов, не должно быть проблем для строительства одной мечети, — для духовной потребности мусульманской части населения Москвы.

И не устаем говорить: «Хвала тебе, Господи»Чеченки

С.М.: Преобразования в Грозном говорят о сильных связях с федеральным центром и преференциях, о покровительстве Всевышнего. Вы согласны? Какие задачи решает Постпредство Чечни при Президенте РФ? Как бы Вы оценили уровень взаимопонимания с федеральными структурами, хотя Вы вряд ли станете критиковать?

Сулейман Аутаев: Сегодня все видят как развивается Чеченская Республика. После тех событий, Чечня, можно сказать, возродилась из пепла. Грозный — современный город. Во всех населенных пунктах имеется свет, газ, вода, прекрасные дороги, высотные здания, мечети, храмы. Это все плоды четко поставленной, организованной работы руководства Чеченской Республики. Нет сомнения в том, что без необходимой поддержки федерального центра было бы трудно возродить Республику.

Чеченская Республика является одним из государствообразующих субъектов России. И у федерального центра и у субъектов России есть свои конституционные права и обязанности и то, что мы сегодня видим на примере Чечни – это добросовестное и честное выполнение своих обязательств и федеральным центром и Чечнёй. На счет покровительства Всевышнего! На все, что происходит – Воля Аллаха! Есть причина, и есть те, которые создают эту причину. Это мы, — люди, которые, в большинстве своем, — грешные. Верующий человек должен знать: на все, что происходит (хорошее и плохое) есть Воля Аллаха. Мы являемся наместниками на земле, исполнителями воли Аллаха. Сегодня, волею Аллаха, в Чечне произошли такие изменения, за что мы, в первую очередь, благодарны Всевышнему и не устаем говорить: «Хвала тебе, Господи».

С.М.: Мониторинг деятельности Постпредств республик Северо-Кавказского федерального округа показывает, что у Постпредств различные структурные институты, различна и степень активности. Вы не находите целесообразным интеграцию представительств республик в Москве для решения общих стратегических задач и проблем?

Сулейман Аутаев: Считаю, что интеграция представительств СКФО в решении общих задач постепенно происходит. В рамках Совета Глав Представительств СКФО проводится большая работа в этом направлении.

С.М.: Практика сочетания исламских богословских принципов и знаний с обязанностями светского чиновника редкая в светской России. Удается находить баланс между светской деятельностью госчиновника и принципами шариата?

Сулейман Аутаев: По этому вопросу можно было бы написать целую диссертацию. Скажу коротко. Первый Президент Чеченской Республики Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров — живой пример успешного сочетания богословских принципов и знаний с обязанностями светского государственного деятеля.

Национальные общины и диаспоры в Москве

С.М.: Национальные общины и диаспоры в Москве, как правило, демонстрируют сильные связи внутри этнических сообществ, и слабые внешние связи. Общественная структура — Российский Конгресс народов Кавказа требует серьезной модернизации. Что Вы думаете по этому вопросу?

Сулейман Аутаев: По этому вопросу я еще думаю.

Чечнцы в танце.С.М.: Что бы Вы изменили в федеральной политике по отношению к кавказским республикам? Чего не достает субъектам для развития: полномочий, финансирования, мотиваций менять мир к лучшему?

Сулейман Аутаев: Думаю, что политика федерального центра по отношению к Кавказским республикам в настоящее время в правильном направлении. Полномочий хватает, финансирование, как некоторым может показаться странным, не везде хватает, но грех жаловаться. Что нам всем не хватает — это культуры общения, уважительного отношения к духовным ценностям, традициям, менталитету.

С.М.: Как Постпредство Чеченской республики организует работу с чеченской молодежью? Есть ли при Постпредстве общественные советы?

Сулейман Аутаев: В Москве функционирует Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений. В рамках этой Ассоциации мы организовали Союз чеченской молодежи, с которой мы работаем вместе по разным направлениям. Интенсивная работа по духовно-нравственному воспитанию ведется и со студенческой молодежью. Почти со всеми вузами, где учатся наши студенты, достигнута договоренность о совместной работе с молодежью.

С.М.: Известно, что власти Москвы к исламу и мусульманам относятся прохладно, достается и представителям кавказских этносов, возможно, не без поводов. Какие варианты «перезагрузки» диалога между кавказским сегментом и столичным сообществом Вы видите?

Сулейман Аутаев: Частично на этот вопрос я ответил. Не думаю, что власти Москвы относятся с какой-то прохладой к Исламу и мусульманам. В высших эшелонах власти Москвы работает очень много мусульман. Поэтому, никакой дискриминации в этом отношении не вижу. Я, наоборот, вижу разногласия и не согласованность внутри исламского сообщества Москвы. Думаю, не на должном уровне поставлена работа Совета муфтиев России с соответствующими структурами власти Москвы и с культурными объединениями республик Северного Кавказа в Москве. (В Мосгордуме нет ни одного депутата от 4-миллионогго исламского сегмента – С.М.).

Корень зла мы, мусульмане, отчасти должны искать в самих себе. В погоне за авторитетом, за религиозным статусом (муфтий, имам), за славой, — мы забываем о сущности Ислама: «Поистине мусульмане братья». Мы сначала должны сами исправиться, вспомнить, что мы, в первую очередь, являемся братьями по вере и самоорганизоваться. Мы должны помнить, что мы живем в православном обществе, у которого своя культура, обычаи и традиции и должны к этому относиться уважительно. Должна быть взаимность в этих вопросах, где бы мы не находились – мы являемся гражданами России, имеем равные права и обязанности.

Недвижимое имущество от мэра Москвы

С.М.: Не могли бы прокомментировать, на каком уровне экономическое сотрудничество Правительства Москвы и Чеченской республики? Есть ли соглашения о сотрудничестве между субъектами?

Сулейман Аутаев: Мы находимся в хороших, рабочих отношениях с мэрией Москвы, в рабочем режиме работаем с Департаментом по связям с общественными и религиозными объединениями, с другими департаментами Правительства г.Москвы. По распоряжению мэра Москвы С.С. Собянина, в собственность Чеченской Республики Постпредству передано отдельно стоящее здание, что еще раз показывает о несостоятельности мнения о том, что власти Москвы с прохладою относятся к Исламу. Просто надо работать более организованно, открыто и честно.

С.М.: Что бы Вы изменили в исламском сегменте Москвы? Как Вы воспринимаете политику «сворачивания» строительства исламских центров на уровне московского Правительства?

Сулейман Аутаев: Об этом я также говорил. Я знаю, по крайне мере, об одном случае сворачивания строительства Исламского центра в Москве в последнее время. Это строительство мечети в районе Митино. Сам я прописан и живу в Митино. Считаю, не надо было сворачивать строительство мечети. Устроили спектакль, что, мол, мечеть строится под окнами людей, хотя место было подходящее и никому оно не мешало.

Тут же, недалеко под окнами высотного здания за считанные месяцы построили прекрасный православный храм.

Государственные люди должны сделать все для сплочения нашего народа и, ни в коей мере, не должны способствовать проявлению негативных последствий в обществе, тем более сегодня, когда практически весь мир ополчился против России.

Надеюсь, что вопрос строительства мечетей в Москве в необходимом количестве, подчеркиваю – необходимом количестве (2,3,4 и т.д.) будет поставлен в ряд с вопросом строительства православных храмов.

С.М.: Соборная мечеть в Москве строится с 2005 года, превращена в долгострой Москвы. Аналогичная история строительства мечети в Чечне возможна?

Сулейман Аутаев: Действительно, строительство Соборной мечети в Москве превратился в долгострой. Не знаю, по каким причинам. В Чеченской Республике такое сегодня невозможно!

С.М.: Правоверные склонны искать правильные решения в свете истин Ислама, в духовном контакте со Всевышним, недоступном неверующим (атеистам). Какими постулатами Вы руководствуйтесь в работе? Не испытываете ли тягу к мечети?

Сулейман Аутаев: Главным в своей жизни считал и считаю говорить всегда правду, какой бы горькой она не была. Быть честным и полезным и не смешивать духовную чистоту с политической грязью. В мечеть я хожу.

Справочная информацияЧеченцы

Аутаев Сайтадлан Салаудинович (Сулейман-Хаджи) родился в селе Урус-Мартан Урус-Мартановского района ЧИАССР.
С 1992 по 1995 гг. учился в Каирском университете Аль-Азхар.
С 1995 по 1996 гг. – заместитель муфтия Чеченской Республики.
С 1996 по 2000 гг. учился в аспирантуре Каирского высшего института исламских наук. Магистр богословских наук.
2003-2004 гг. — высшие дипломатические курсы в Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ.
С 2000 г. в Постоянном представительстве Чеченской Республики при Президенте РФ.

Светлана Мамий

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>