Чем запомнился фестиваль исторического моделирования и этнической музыки «Мангазейский ход»

Из XXI века – в эпоху освоения Западной Сибири. Машина времени под названием «Мангазейский ход» в  очередной раз позволила всем жителям города перенестись на пять столетий назад. Отряд из служилых людей обосновал свой лагерь прямо в центре Сургута, впервые на территории парка «За Саймой». Завоеватели земли Cибирской вернулись на то самое место, где в 1594 году на слиянии двух рек – Бардаковки и Саймы казаками был основан Сургутский острог. Вместе с сотнями сургутян окунуться в прошлое смогли и журналисты «Сургутской трибуны».

На страже земли Сибирской 
«Фитиль крепим! Кладь. Пали!» — приказывает стрелецкий полусотник, и тут же раздается череда пушечных залпов. Небольшая коробка служилых людей перестраивается за считанные секунды, стрельцы беспрерывно бьют по врагу. Чуть замешкался — проиграл бой, противник обязательно воспользуется паузой.
И вот снова звучит: «Фитиль крепим! Кладь. Пали!». Во время этих команд военные первым делом засыпают порох, затем плотно забивают его в пушку. Все это время в левой руке постоянно находится тлеющий фитиль. Он-то и приводит пушечный запал в действие. И вот опять в небе над Сургутом раздается громовой залп. Ощущается, как земля дрожит под ногами. Зрители в изумлении. Воздух наполняется едким запахом, на траву оседает серый дым. Кажется, что сейчас из глубины парка «За Саймой» выйдут воины татарского ханства и начнется бой за богатые земли Сибири. Штурм крепости приводит в восторг посетителей парка, еще никогда им не приходилось быть так близко к военным действиям, да еще и далекого прошлого.
— Воевали именно таким образом. У стрельцов на груди висят специальные деревянные приспособления – зарядцы. Дело в том, что патронов в начале XVI века еще не придумали, существовал только такой способ производить выстрелы, он несовершенный, но без пороха ни один бой не обходился. В одном зарядце одна мера пороха, необходимого для выстрела. Этих зарядцев использовалось обычно штук двенадцать. Есть еще пулевая сумка. И всеми этими вещами надо было быстро воспользоваться, чтобы сделать выстрел. И самое главное – должна быть соорганизованность всех действий. По команде стрелецкого полусотника проходило слаженное перестроение, одни стрельцы сменялись другими. Нам сейчас, конечно, кажется, что пушки заряжаются медленно, но тогда это был самый оптимальный вариант. Враг не успевал приходить в себя, как раздавались новые выстрелы, — поясняет руководитель омского клуба «Служилые люди Сибири» Василий Минин.
Сценарий битвы, которая была основана на реальных событиях, подготовил клуб исторической реконструкции «Служилые люди Сибири» из Омска. Основатель этого движения Василий Минин является настоящей живой энциклопедией. Педагог высшей квалификации десять лет назад создал свою лабораторию исторической реконструкции. Василий посвятил изучению истории всю свою жизнь. Недавно проводил в Омске экскурсию для премьер-министра России Дмитрия Медведева, показывал ему исторический центр города.
Бывал Василий Минин вместе с одноклубниками и за границей. Недавно во Франции реконструкторы просвещали иностранцев о становлении великой Руси. А в Сургуте омичи уже в четвертый раз. И всегда стараются показать горожанам новые интересные и почти никому не известные страницы истории. Гости из прошлого с удовольствием показали свою коллекцию доспехов и оружия, продемонстрировали быт служилых людей. Каждый желающий мог в буквальном смысле прикоснуться к истории — примерить на себя военный шлем, подержать в руках оружие и даже попробовать зарядить пушку. И, конечно, никому не отказывали на многочисленные просьбы сфотографироваться.
— Для этого мы и приехали, чтобы своим примером заразить всех сургутян любовью к истории. Мы с удовольствием фотографируемся с сургутянами и рассказываем о том или ином оружии. В этом и есть миссия реконструкторов – просвещать и заражать своим примером, каждый должен знать свои корни, — поделились с журналистами молодые люди из клуба реконструктов.
В клуб «Служилые люди Сибири» сегодня вступает много молодежи. Среди мужественных воинов в кольчугах в клубе можно встретить немало девушек. Они в образах прекрасных хозяек, тех самых, которые собирали своих мужей на войну, следили за бытом и умели готовить вкуснейшие похлебки на костре. А еще владели оружием не хуже мужчин, ведь времена были такие, что каждый должен был уметь защищаться от незваных гостей.
— Я изображаю монголку. Но на мне калмыцкий костюм. Это кафтан с запахом, чтобы во время сильного ветра не было холодно. Вообще я пришла в эту организацию, потому что мне нравится стрелять из лука. А потом познакомилась с интересными людьми, единомышленниками, которые ценят историю. Мне нравится наряжаться в образ девушки другой эпохи. Когда походишь примерно три дня в таком наряде, то ты уже его не хочешь снимать. Не зря наши предки придумали такую одежду, она действительно очень удобная и от непогоды спасает. Холод совсем не страшен. Все наши костюмы сделаны по тем же технологиям, какими пользовались наши предки. Мое платье сшито из льна. Эта ткань очень прочная и универсальная, — поделилась Динара Таскимбаева.

Скоморохи и фольклор 
В эпоху завоевателей было место и веселью, и праздникам, где обязательно выступали музыканты. Их выступления сопровождали церковные службы, военные походы, пиры в честь победы над врагом. Музыку слушали не в концертном зале, она звучала под открытым небом. В течение всего фестиваля за увеселительную часть отвечали гости из города Петрозаводска — коллектив средневековой музыки Drolls. В их репертуаре популярные мелодии эпохи Средневековья.
— Мы подготовили средневековую программу для сургутян. У нас в коллективе все музыканты профессионалы, мы учились в консерваториях. А интерес к такой музыке проявился еще в школе. Мы любим историю. Нас такой музыке, конечно, не учили, сами старались отыскать информацию, — рассказывает солист ансамбля Дмитрий Черевко.
Лира, корнамуз, раушпфайф, флейта-траверсо, аль-уд, домбра, глокеншпиль… Современному человеку эти названия практически не известны. А ведь все это настоящие «прародители» дошедших до наших дней духовых, ударных и струнных инструментов. В группе Drolls все участники настоящие универсалы. Они владеют прототипами уникальных старинных инструментов. Делают их сами или заказывают у мастеров. Для них каждый предмет – особая гордость. Мало кто может похвастать игрой на фидели. Она напоминает деревянную скрипку. Использовали ее придворные музыканты еще в XII-XIII веках. Музыканты признаются, что приходится адаптировать звучание под нынешние условия. Оригинальные инструменты Средневековья были тихими. Для человека той эпохи вообще самым громким звуком был раскат грома или звуки от церковного колокола. Так что приходится подключать усилители и микрофоны, так сказать, адаптировать историю к современным технологиям. Уникален и язык песен, на которых исполняют композиции ребята из коллектива Drolls. Многие диалекты уже давно считаются мертвыми и нигде практически не используются.
— Мы знаем язык в рамках произведений, мы, конечно, не говорим на этих средневековых диалектах. Проще всего петь на латыни, но у нас есть большой блок испанской музыки. Песни на каталонском языке. Есть у нас в репертуаре и провансальский язык Южной Франции. Такие мелодии хорошо звучат на открытых площадках. Они изначально исполнялись не в концертных залах, а на лужайках. Все музыканты обязаны совмещать в себе много качеств. Работая в таком жанре, надо быть хорошим актером, уметь заинтересовать публику, поддерживать диалог прямо со сцены. Видеть реакцию слушателей. Ведь мы, по сути, такие же скоморохи, какими были наши предки, — рассказывает музыкант.
Ярмарка ремесленников
И, конечно, фестиваль исторической реконструкции не обошелся без ремесленников. Большую площадку заняли мастера различных направлений из Югры, которые позволили всем гостям получить уроки по ткачеству, лепке из глины, плетению ткани и многому другому. Каждый смог сделать своими руками сувенир и оставить себе его на память. Мастера удивляли своими навыками, которыми сейчас владеют лишь единицы.
— Я осваиваю древние русские технологии ткачества. На фестивале показывала, как раньше плели шнуры. Их использовали для изготовления одежды. Например, у женщин ими обшивали платья, у стрельцов – кафтаны. Эта древняя технология пришла к нам из IX века. Шнуры делали из льняной, хлопчатобумажной ткани и шерстяной нитки. Они были очень прочные, мешки даже повязывали такими шнурами. Я считаю, что изучение истории во всех ее проявлениях – это очень важно. Это наши корни, наш род. Мы теряем связь с нашими предками, поэтому молодежи нужно показывать такие мероприятия, — поделилась мнением мастерица из Ишима Лариса Швалова.
Мастерицы устроили на фестивале настоящую ярмартку. На прилавках лежали товары, которые едва ли можно купить где-то в магазине. Это изделия для быта и украшения ручной работы. Посетить ярмарку смогли все гости фестиваля. Заглянули к рукодельницам и первые лица города. Глава Сургута Вадим Шувалов тоже присутствовал на историческом празднике, где от лица всех горожан поблагодарил гостей фестиваля за экскурс в прошлое.
— Хотел бы отметить, что на примере исторической реконструкции все горожане могут увидеть, насколько трудно было осваивать наши сибирские земли. Не зря фестиваль в этом году обосновался на слиянии рек Саймы и Бардаковки. Именно здесь высадились первые казаки, которые в последующем основали Сургутский острог. Мы пришли сюда уже с линиями электропередачи, нефтяными и газовыми промыслами. Но мы должны еще осознать историю, которая стоит за освоением нашего региона. Этот фестиваль позволит нам соприкоснуться с теми далекими временами и понять, как жили наши предки. От всех сургутян я хочу поблагодарить за этот праздник гостей из Омска, Петрозаводска, Лянтора, Ханты-Мансийска и, конечно, организаторов мероприятия, – обратился к участникам фестиваля Вадим Шувалов.

Илюза Хафизова, ugra-news.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>