Что побуждает русских покидать Казахстан и нужен ли Казахстану русский язык?

События нынешней осени показали, что «русский вопрос» в Казахстане все-таки есть. Как ни пыталась игнорировать его существование часть политической элиты, но он вновь всплыл на поверхность общественных отношений, при этом даже заставив главу государства выступить с требованием «не ущемлять казахстанцев по языковому принципу».

kazakhstan20Выступая на встрече с госслужащими корпуса «а», Нурсултан Назарбаев призвал чиновников разъяснить народу необходимость сохранения равноправного подхода к каждому человеку, живущему в Казахстане, к его мнению и его чаяниям. «Главное, что в Конституции у нас есть, что мы говорим на двух языках. И мы никого в стране не ущемляем по этому принципу, ни по трудоустройству на работу, ни по обслуживанию во всех учебных заведениях… в этом зиждется спокойствие, стабильность нашей страны», – подчеркнул президент РК.

Уже в другой аудитории, на съезде правящей партии «Нур-Отан», Н. Назарбаев призвал сохранить в Казахстане русский язык: «Мы должны сохранить русский язык в нашей стране, как один из шести мировых языков, это служит благополучием нашего народа. Нужно сохранить многовековую дружбу, согласие между нашей страной и нашими соседями».

Вероятной причиной, вызвавшей такую реакцию со стороны руководителя страны, являются два инцидента. Первый – в начале сентября редактор журнала «Жулдыздар Отбасы» устроил дебош на борту самолета из-за того, что стюардесса обратилась к нему на русском языке. И второй, который произошел 18 сентября, когда экс-аким Макатского района Атырауской области Мейрамбек Билгали пнул бортпроводницу, не сумевшую ответить ему по-казахски.

Понятно, что долгое публичное молчание со стороны государственных органов в отношении действий этих правонарушителей не способствовало сохранению межнационального мира в республике. Эти события, а также заявления ряда чиновников Федеральной миграционной службы РФ о том, что Казахстан занимает второе место по оттоку в Россию российских соотечественников, заставили-таки обратить внимание на существование русского вопроса казахстанских политиков и экспертов.

Казахстанская газета «Central Asia Monitor» провела опрос среди ряда экспертов: нужен ли Казахстану русский язык? Ответы на поставленный вопрос интересны тем, что раскрывают существующие взгляды на русский язык и в целом на русское наследие Казахстана, бытующие именно среди казахского населения.

Так, политолог Берик Абдыгалиев ответил, что русский язык, конечно же, нужен Казахстану. С его помощью можно защищать независимость страны, прославлять казахов не меньше, чем посредством казахского языка.

Серик Бельгибай назвал русский язык мостом к большому миру, который еще долгое время будет необходим Казахстану для чтения технической, научной литературы. В то же время политолог не преминул отрицательно высказаться в отношении России: «Давно было сказано, что “язык – это судьба”. Какую культурную модель и отношение к миру можно приобрести, если смотреть на него “российскими глазами”? Россия снова возвращается к своей привычной форме бытия. Она все больше встает на путь изоляции, враждебности к окружающему миру. Россия прямо заявляет о своих имперских планах, утверждая, что империя – это нормальная и единственно возможная форма ее существования. Расизм, фашизм, идеология национальной исключительности стали нормой в России. Язык – это судьба. Такая ли судьба нужна казахам?»

Понятно, что такое мнение высказано с целью дискредитации интеграционных процессов, инициированных Россией, и не имеет ничего общего с реальным положением дел. На основе чего это С. Бельгибай сделал вывод о том, что нормой в России стали «расизм, фашизм, идеология национальной исключительности»? Словно отвечая на такого рода выпады, президент РФ Владимир Путин на заседании Валдайского клуба отметил, что Россия всегда проводила политику сохранения самых малых этносов и многообразия их культур.

Феномен русского языка аналогичен с феноменом Чуйской долины, считает Талгат Касенов, основатель проектов «Добрые соседи» и «Казахизация». «Известно, что еще в советские времена предпринимались и физические, и биологические, и другие попытки искоренить произрастание дикой конопли. Результатов не было. Соглашусь, что аналогия странноватая, но нечто подобное приходит в голову, когда профессионально задумываешься над вопросом искоренения русского языка в Казахстане», – отметил общественный деятель.

По мнению Еркина Байдарова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Комитета науки Министерства образования и науки РК, русский язык в настоящее время выполняет функции языка межнационального общения и будет нужен до тех пор, пока каждый казахстанец не овладеет государственным (казахским – М.Л.) языком. Хотя при этом он сделал оговорку, что «никто не призывает к запрету говорить по-русски, никто не отнимает право общаться с родными и близкими на родном языке».

Редакция портала «Радиоточка» попыталась разобраться в вопросе, почему русские покидают Казахстан, проведя свой экспертный опрос.

Сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Мадина Нургалиева отметила, что «когда речь заходит об этнических русских гражданах Казахстана, переезжающих на постоянное жительство в Россию, то часто к этому перечню проблем еще присоединяют языковой фактор. Включаются такие аргументы, как “дискриминация по этническому признаку”, “дискриминация по языковому признаку “ и т.д. Если к этому еще добавить действующую российскую госпрограмму поддержки соотечественников, решившихся сменить местожительства, то получается, что причин для “чемоданных настроений” немало».

Генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева указала на следующие причины, побуждающие русских к переезду на историческую Родину: «Во-первых, это отсутствие перспектив. Они не видят здесь своего будущего как для себя, так и для своих детей. К сожалению, выстроенная в Казахстане система не оставляет надежды на оптимистичное будущее и особенно на возможности самореализации. Во-вторых, ситуация в стране в последние годы нестабильна как в экономической, так и политической сферах. Недееспособны механизмы социальной справедливости, не работают институты правовой защиты».

Эксперт не исключает, что, если такая ситуация продолжится, то скоро и казахи станут уезжать: «Конечно, официальные структуры основную вину возложат на национал-патриотов, но, я думаю, что причина заключается не в них. На мой взгляд, само политическое руководство страны проводит этнически дискриминационную политику».

В ключе высказанного мнения показательно обращение жителей села Сарыбулак Кордайского района Жамбылской области, размещенное на блоге министра образования и науки РК. «Мы не можем терпеть и молчать, – так начинается текст обращения. – Заметно невооруженным глазом, как год от года идет целенаправленное, тенденциозное наступление на вытеснение русского языка. И во многом это происходит директивно. А именно сокращается преподавание на русском языке. А апофеозом явилось то, что теперь, в начале этого учебного года, решили сократить и русские классы путем объединения».

Интересно, что к дискуссии по указанным выше проблемам электронные СМИ не пригласили представителей общественных объединений российских соотечественников, которых русский вопрос касается в первую очередь. Редакция нашего сайта решила восполнить этот пробел. Современное положение русского этноса и состояние межэтнических отношений в РК в беседе с журналистом сайта «Русское Единство» прокомментировал председатель объединения российских соотечественников «Республиканское славянское движение «Лад» Максим Крамаренко:

– Это очень опасный симптом, когда за незнание казахского языка стали проявлять агрессию на бытовом уровне. Данные факты говорят о наличии грубейших ошибок в государственном регулировании межнациональных отношений, приведших пока к единичным случаям проявления национализма на бытовом уровне. Эти ошибки, одна за другой, накапливались в течение всей двадцатилетней истории формирования Казахстана как независимого государства. Изначально в фундамент государственного строительства был заложен этнократизм.

Дело в том, что на начало 90-х, когда Казахстан получил суверенитет, соотношение между казахским и русским этносом примерно было равным. Разница была примерно в полмиллиона человек в пользу казахов. И это без учета других славянских и европейских этносов, основным языком общения которых был русский язык. Но в первой конституции РК, в 1993 году, русский язык был наделен только статусом «языка межнационального общения». Что это означало? Кроме как средство коммуникации между этносами он не выполнял никаких других функций – то есть не был языком делопроизводства, судопроизводства и нормотворчества. В этот период и начался первый массовый исход русскоязычного населения.

Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что миграция русского населения из РК была вызвана экономическим кризисом. Но ведь такой же кризис был и в России. На мой взгляд, наоборот, неблагоприятная экономическая ситуация в Казахстане была бы в более мягкой форме в тот период, если бы не интенсивный отток русских. Его можно было бы остановить в тот период только если бы руководство страны наделило русский язык статусом второго государственного языка, избрав модель языковой политики, существующей сейчас в Швейцарии. Но пошли другим путем. В результате, по разным оценкам, государство лишилось от 2 до 3,5 млн. человек, а это – и вывод капитала, и сужение внутреннего рынка, и потеря квалифицированных кадров.

– То есть получается, что Родина оказалось не для всех матерью? Для кого-то она стала мачехой, отказав в материнской любви?

– В принципе вы правы. Иногда русским в РК заявляют, что мы не патриоты, раз не учим казахский язык. На что я всегда отвечаю: патриотизм – это взаимная любовь между гражданином и Родиной. И 2,5 млн. человек в Казахстане не ощутили в начале 90-х проявления заботы к их этнокультурным правам.

– Но ведь в начале 2000-х миграция русских резко снизилась.

– Да. В 1995 году, видимо, понимая, что полный исход русских из страны может привести не только к экономическим потерям, но и отрицательно сказаться на двусторонних отношениях с Россией, руководство республики попыталось предпринять меры, направленные на снижение миграционных настроений. На конституционном уровне русскому языку придали статус «официально употребляемого наравне с государственным», который, к слову, не знает ни одна законодательная практика. Эта мера оказалась действенной и остановила вал миграции только после разъяснения Конституционного совета в 1997 году. В нем, в частности, отмечалось, что русский язык должен применяться в органах государственной власти и государственных учреждениях в обязательном порядке наравне с государственным.

Второй всплеск миграционных настроений произошел в 2010-2012 гг. Причиной этому послужило принятие доктрины национального единства и концепции развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. В этих документах красной нитью проходит политика поощрения ассимиляции с титульным этносом. Чего стоит только тезис о том, что «необходимо пропагандировать в обществе понимание исторической миссии казахского народа – консолидирующего ядра казахстанского общества»!

В других странах общество консолидируется на пропаганде уважения к свободе и равенству прав человека, в Казахстане же призывают признать исключительную роль одного этноса. Вот и первые результаты такого подхода к консолидации – факты нападок с кулаками за незнание казахского языка. Не каждому это понравится, поэтому, чувствуя усиление этнократических тенденций в обществе, русскоязычное население возвращается к «чемоданным настроениям».

Выступления президента Н. Назарбаева о необходимости сохранения русского языка и запрете дискриминации по языковому принципу способны остановить эти негативные тенденции только в том случае, если высказанные им тезисы лягут в основу нормативных актов, направленных на изменение политики регулирования межнациональных отношений в РК.

Михаил Леонидов, rusedin.ru

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>