Cостоялся фестиваль старожильческих народов Сибири

В Красноярске сегодня прошел фестиваль старожильческих народов Сибири. Это те, кто в конце XVI — середине XVIII веков из разных территорий России по разным причинам перебрались в Сибирь, основав здесь первые русские поселения. Организовало мероприятие Кежемское землячество – оно объединяет жителей села Кежма и населенных пунктов Кежемского района, затопленных в 2012 году из-за строительства Богучанской ГЭС. Считается, что у них старожильческая культура сохранилась, как нигде больше.

В Нижнем Приангарье, где и находилась Кежма, селились в основном выходцы с русского Севера – из Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний. Добраться до приангарских сел трудно, местные жители особо тоже никуда не выезжали, жили довольно закрыто, изолированно, и потому более 300 лет в этих местах сохранялись язык, песни, обряды, традиции в том виде, в каком их привезли сюда переселенцы-старожилы. В тех территориях, откуда они родом, все это утеряно. А вот в Сибири – сохранилось.

​»Говор кежмарей – это говор севера России. И здесь он сохранил свою самобытность, «законсервировался». В нем много узкорегиональных слов, а интонация вообще неповторима. Сохранялись там и реликты произношения, которые слышал еще Ломоносов у себя на малой родине. Из-за оторванности от мира кежмари сохранили языковые, культурные традиции, которые были утрачены даже на «материнских» территориях. Сейчас все это уходит и от нас. Вся эта самобытность теперь на дне – в буквально смысле слова», — заявила «Сибирь.Реалии» доктор филологических наук, профессор Галина Белоусова.

Тоже и с ангарскими песнями. Как рассказывает доктор филологических наук Нелли Новоселова, в Кежемском районе можно было встретить песенные сюжеты, аналогов которым не найти сейчас во всей России. Например, немало песен о походе Ивана Грозного на Казань – очевидно, в Приангарье они пришли вместе со стрельцами, составлявшими часть старожильческого населения Сибири. И манера исполнения этих песен особая: это и распевность, и сложное многоголосие, и полифония.

Эти песни прозвучали и на фестивале старожильческих народов. Пели ансамбли «Живая старина», «Пимочки», детские фолькорные коллективы. Девушки заплетали березку, целовались через её ветки – это называется «кумованье», чтобы до следующей Троицы не ссориться. А потом березку отнесли к Енисею. В какую сторону поплывет – там и жених живет. Завершился фестиваль дегустацией традиционных ангарских блюд. Кстати, два из них – бурдук и икряник — могут стать объектами нематериального культурного наследия, рассказывает Любовь Карнаухова, председатель Кежемского землячества. Сейчас землячество занимается оформлением документов.

Строительство Богучанской ГЭС началось в 1974 году. Людей из зоны предполагаемого затопления ложа гидростанции начали переселять в конце 1980-х годов. Переселение продолжалось до 2012 –го – в этом году была затоплена Кежма. Всего в зону затопления Богучанского водохранилища попали 29 населенных пунктов: 25 в Красноярском крае и четыре в Иркутской области.

Источник: Сибирь.Реалии

Лекториум он-лайн

Александр Секацкий "Метафизика пира" (сокр. вариант)



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>