Сегодня очень многие пытаются позиционировать День народного единства как день, обозначающий важную веху развития только российского государства. Нам кажется такое позиционирование не верным, поэтому в Приднестровье инициированы изменения в трудовое законодательство о введении в Приднестровье государственного праздника День народного единства. Эта дата, по нашему мнению, является знаковой для всех народов, населяющих одну шестую часть суши, которая была объединена в составе сначала Российской Империи, затем Союза Советских Социалистических Республик. Сегодня мы находимся в разных государствах, но, тем не менее, нас объединяет принадлежность к Русскому Миру, т.е. к той однородной культурно-нравственной системе, объединяющим началом которой является русский народ.
Почему мы ставим вопрос именно так?
Смуту начала 17-го века необходимо рассматривать как своеобразную точку бифуркации для политической системы страны. Система государственного управления после пресечения рода Рюриковичей, природных катаклизмов пришла в критическое состояние, характеризующееся неустойчивостью и неопределенностью. Если оперировать сегодняшними терминами, то в начале 17 в. мы видим утрату легитимности государственной власти, вследствие пресечения рода Рюриковичей. Тогдашняя элита не сумела обрести эту легитимность, т.к. не обеспечила решение навалившихся на страну проблем в рамках внутренних ресурсов государства, собственного мировоззрения, а предпочла решение с опорой на внешние силы. Это не решало проблем вставших перед российским государством, а, напротив, вело страну к хаосу и следующему за этим разрушению.
Но, как показала дальнейшая история, российское государство обладало и духовной основой, и материальными ресурсами для перехода на новый более высокий уровень самоорганизации. Препятствием для этого перехода стала компрадорская позиция тогдашнего руководства страны и внешние военные интервенции шведов и поляков.
Именно в этот момент на политической арене появился многонациональный народ зарождающейся империи. Народ России сумел сплотиться на основе собственной идентичности, изгнать интервентов за пределы страны и в процессе избрания на монарший престол Михаила Федоровича Романова учредить новое собственное государство путем всенародного волеизъявления. Именно в ходе преодоления смуты многонациональный народ тогдашней России предстал как субъект, самостоятельно вершащий собственную судьбу на основе собственных духовно-нравственных ценностей. Эту свою субъектность народ России проявил потом не раз. Это было в 1812, в 1917-1922, в 1941-1945 годах – это наиболее яркие и всем известные случаи.
Поэтому преодоление смуты в 17 веке, по нашему мнению, следует рассматривать как начало, исток того мира, в котором родилось и сформировалось большинство из нас, культуру которого и сегодня впитывают поколения людей, родившихся после 1992 года, вне зависимости от национальности, конфессиональной принадлежности, социального положения.
По нашему мнению верным будет заявление о том, что зарождение тех современного этапа развития тех великих государств, которые мы назвали выше, началось при пресечении антигосударственных действий, которые получили в историографии название смутного времени. Но самым главным является то, что именно в том времени впервые полновластно проявила себя та новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по содержанию и многообразную по национальным особенностям культуру, федеративное государство и общую цель с которой идентифицирует себя народ Приднестровья.
Поэтому День народного единства, по нашему мнению, должен быть одним из государственных праздников Приднестровья.
Олег Василатий,
депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики