Дети — наше будущее

Когда впервые я прилетел в Кыргызстан, мне в глаза бросилось, как много детей в скверах и на улицах. Я уже не говорю про женщин в положении. Ведь это так прекрасно. Солнце, цветы, дети.

Родить ребенка – это пол дела, а вот вырастить и воспитать его… К детям нужно относиться строго, с уважением, воспитывать в них чувство долга, любовь к Родине, уважения к старшим, повышать их образовательный уровень.

Вот один из примеров как нельзя выпускать из поля зрения воспитательный процесс молодого поколения.

В конце 80-х Украина была самой «просоюзной» республикой в СССР. Горстку бандеровцев, которые занимались военными играми с детьми, никто всерьёз не воспринимал. Это показывает, что настроения в народе можно менять. А вот убеждения меняются только с поколениями. Вот если нынешняя антироссийская власть удержится в Киеве на десятки лет, то тогда вырастут поколения украинцев, уверенных, что они не русские. И что Россия — их главный враг. Вот это уже будет трудно исправить, поскольку воспитанный в определённом ключе ребёнок сохраняет свои убеждения, как правило, на всю жизнь. Показательный пример в этом отношении — турецкие мамлюки. Это представители покорённых турками народов, которых с первых лет жизни воспитывали определённым образом и они вырастали преданными Османской империи воинами.

Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное. Кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.

Мамлюки набирались из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (абхазы, черкесы, грузины и др.) происхождения. Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах.

Мамлюками становились двумя путями. Воины покупали мальчиков-рабов с Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья для пополнения отрядов или же будущие мамлюки сами приезжали в Египет, узнав об успехах своих соплеменников. Они обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в школах, которыми владели эмиры.

Это было давно. Но в народе говорят, что история развивается по спирали. В настоящее время дети опять стали товаром, только теперь политическим. Многие молодые ребята едут в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Иорданию, чтобы получить образование, в том числе и религиозное.

Итак, в воспитательном процессе кыргызстанцы растеряли счастье детей. Процесс воспитания застыл на месте. Каждый воспитывал в зависимости от своей убежденности и финансового положения. Затем, конечно, встает вопрос: «А как мы воспитываем, и как надо было?».

По словам главы госкомиссии по делам религий Орозбека Молдалиева религиозным образованием в Кыргызстане занимаются около десяти вузов и более 100 медресе, это только то, что известно.

Кроме того, на сегодняшний день в Кыргызстане есть 56 высших учебных заведений, 54 лицея и колледжа, также сохранилось 117 профессиональных училища, 142 государственные, частные школы и гимназии, 700 государственных, частных, мусульманских детских садов и яслей (необходимо ещё 1500 дошкольных учреждений).

Вы только подумайте, вашим детям ещё с детского садика начинают прививать любовь ко всему турецкому, навязывать их религиозную идеологию. А вот и пример.

Представителю EurasiaNet.org организовали экскурсию по зданию под названием «Бутуз», которое без лицензии и в интернет-форумах хвалят как «исламский детский сад». Когда он приехал Феруза, работающая в нём воспитательницей, сказала: «Директор и замдиректора сейчас совершают намаз. Здесь молятся все мусульмане старше трех лет».

В Кыргызстане, где часто считается, что светские и религиозные нормы противоречат друг другу, а также учитывая появление подготовленных ИГИЛ видеозаписей, на которых якобы показано, как дети из Центральной Азии получают образование и проходят подготовку в лагерях террористов в Сирии, власти не обращают внимание к учреждениям вроде сада «Бутуз».

Многие мои знакомые кыргызы первоначально поддались моде и направили своих детей в турецкие дошкольные, школьные, профессиональные и высшие учебные заведения. Но когда они попросили программы обучения детей и не получили их, отдельные стали переводить своих детей в другие учреждения. Большинство турецких учебных заведений закрытого типа. В ходе учебного процесса и в общежитиях ведется религиозная агитация.

Но хочется отметить корпоративность тех, кто закончил турецкие учебные заведения. Это привлекает многих, так как на территории Кыргызской Республики осуществляют свою деятельность более 300 совместных кыргызско-турецких предприятий, куда и направляются выпускники турецких учебных заведений.

Турецкие учебные заведения движений «Себат» и «Хизмет» не только в государствах Центральной Азии, но и других странах финансирует Фетхуллах Гюлен.

На сегодняшний день на территории КР действуют 22 учебных заведения турецкой образовательной ассоциации «Себат». Среди них 9 мужских и 5 женских международных лицеев, также в рамках «Себат» функционируют международная школа «Silk Roаd» и международный университет «Ататюрк-Ала-Тоо». По последним данным, в «Себат» в Кыргызстане обучается более 9 тысяч человек. Среди них 80% учащихся – это кыргызы, около 7% — русские, 4% — узбеки, около 3% — турки. Не скрывается, что идея открытия турецких лицеев в Кыргызстане принадлежит Фетхуллаху Гюлену.

Как отметил президент Международного образовательного учреждения О. Инанды, за 20 лет сотрудничества «Себат» инвестировал в Кыргызстан более 90 млн. долларов США. «Бюджет формируется только за счет спонсорской помощи инвесторов из Турции, Голландии, Кыргызстана, поступлений взносов учредителей и родительской оплаты», — отметил он.

Вместе с тем с 1995 года из Турции в Кыргызстан поступило прямых инвестиций на сумму почти в 300 мил. долларов, одна треть из которых выделена «Себат» на образование и именно с турецким уклоном. А сколько Ф. Гюлен выделяет «Хизмету»?

А как же Турция рассматривает движение «Хизмет»?

Серию прокатившихся арестов журналистов и силовиков министр внутренних дел Турции Эфкан Ала назвал предотвращением попытки государственного переворота. Якобы этот переворот готовился почти 12 лет, а фамилию главного заговорщика в Турции знает каждый – Фетхуллах Гюлен, который начиная с 2002 года готовил сторонников движения «Хизмет». При этом за самим Ф. Гюленом стоят США, Израиль и другие «враждебные Турции силы».

Ф. Гюлен возглавляет «Хизмет» и управляет международной экстремистской организацией «Нурджулар», которая распространят идеологию ислама и пантюркизма. Турецкая религиозно-националистическая секта действовала и на территории России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и решала широкий спектр задач в интересах разведки. Осуществляла сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, вела пантюркистскую и панисламистскую обработку российской молодежи, изучала кандидатов на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения. «Нурджулар» запрещена в России, закрыты её школы и запрещены её книги.

Турецкие лицеи в Кыргызстане входят в состав «Хизмета». Его представители начинают уже здесь воспитывать потенциальных членов движения. В воспитательных целях в лицеях проводится «сукбат» (общение). Проще говоря, таким образом, учащиеся пропитываются идеями «Хизмета».

Сейчас хотим или нет, а кыргызский народ разделился на 3-4 слоя, день ото дня усиливаются радикальные силы, распуская свои корни. Бывший министр образования и науки, профессор Ишенгуль Болжурова отметила: «Мы уже сколько лет говорим: «Система образования поставлена на неправильный путь». А для экономического развития страны должен быть средний слой». Руководству страны данные обстоятельства необходимо учитывать при рассмотрении вопроса об образовании.

В свете совершенствования образовательного процесса в правительстве Кыргызстана прошла презентация программы «Умная школа». Согласно указанной программе, во всех школах предусматривается быстрая и качественная сеть интернета. Премьер – министр Темир Сариев сказал, что для этого правительство изыскало и предусмотрело 100 млн. сомов. Теперь правительству было бы целесообразно проконтролировать эффективное расходование этих денег. В свое время в России был национальный проект «Образование», контроль за правильностью расходования денежных средств был возложен на органы безопасности России. В Кыргызстане можно воспользоваться опытом России и возложить контроль на ГКНБ КР.

Эта программа позволит детей приобщить к интернету, расширить их кругозор. Но есть и обратная сторона этого благородного дела. Дети через паутину интернета могут попасть под влияние международных религиозных, экстремистских и террористических организаций. Нужен контроль за использованием интернет классов. Необходима разъяснительная работа о пользе и вреде интернет паутины.

А как было раньше?

Исполнительный директор Ассоциации выпускников российских (советских) ВУЗов Эсен Салиев, в частности, отметил, что «…тысячи кыргызстанцев, получивших в разные годы образование в российских (советских) ВУЗах, сегодня составляют большой интеллектуальный ресурс нашей страны. Мы гордимся тем, что стали причастными к всемирно признанным российским образовательным, научным и инженерным школам, известным своими выдающимися учеными, исследователями и инновационными прикладными работами. Наука является важнейшим ресурсом развития национальной экономики, образования, медицины и социокультурной сферы. Особенно важно значение науки в условиях экстренной необходимости решения вопросов экономического структурирования для успешного интегрирования Кыргызстана в рамках ЕАЭС».

В дополнение к словам Эсен Салиева можно привести выступление члена Национального совета общественного фонда «Диалог-Евразия» Кубата Чекирова, который отмечал: «Мы говорим: одна часть нашей молодежи стала прозападной, вторая часть проарабской, третья часть осталась с советскими понятиями, а некоторые варятся в собственном соку и ничего не видят. По общей теории, какой бы страны ни была молодежь, она должна вырасти, питаясь из двух благородных источников. В будущем можно будет верить той молодежи, которая с одной стороны прославляет все человечество, с другой стороны хранит национальные благородные ценности и выросла с такими ценностями.

В этой связи хочется отметить результаты проведенного в 2000 году БГУ исследования на тему «Ценности молодежи». В нём рассматривались ценности: жившей в 1970 году советской молодёжи и молодёжи 2000 года. Всего обследовалось 500 человек, среди них были работавшие на базарах, селах, обучавшихся в городе. В 1970 году в исследование было взято со всех мест Советского Союза 1400 ребят, из них 80% ответили «любовь к Родине». В 2000 году показатель «любовь к Родине» упал до 28%. А в 2012 году при проведении такого же опроса Министерством образования и науки только 8,3% сказали «люблю Родину».

Такие результаты говорят о многом. Дети, которые не любят Родину, не чтут законы предков и государства, могут в любой момент оступиться. Тогда их судьба будет зависеть от тех, с кем они окажутся в не столь отдаленных местах. Но это уже другая тема.

Валерий Синько

Координатор Центра Льва Гумилёва в Кыргызстане

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>