Донские казачьи традиции: от какого наследства мы отказались

Казачество – уникальное явление мировой истории – явилось взлетом духа народа, ответом его лучших, прогрессивных, демократических, свободолюбивых сил на феодальное закрепощение, установление царского самодержавия, вообще на всю систему феодально-крепостнической России. На протяжении многих десятилетий свободного развития донские казаки выработали свой способ существования, свое демократическое устройство и управление. Впитывая в себя представителей многих европейских и азиатских народов, находясь на пересечении Востока и Запада, действуя в совершенно своеобразных условиях, казачество постепенно превратилось в специфическую народную общность, которую современные историки называют этносом.

У казаков выработалось множество характерных черт и особенностей, которые отличали их от основной массы русского народа и от других соседних народов. Это относится к воинской службе, хозяйству, быту, устному народному творчеству и т.д. Создалась своеобразная донская казачья культура, весьма отличная от общерусской.

Следует отметить, что «среднестатистический» казак был гораздо развитее «среднестатистического» русского-крестьянина. Большая степень развития обеспечивалась, в частности, постоянной военной службой, непрерывными походами, большим развитием на Дону просвещения, демократическим опытом и традициями Войска Донского. Постепенно выработался национальных характер казака, включавший в себя такие понятия, как любовь к свободе и родине, самоуважение, гордость, самолюбие и т.д. Эти черты, вкупе с другими хорошо известными обстоятельствами, сыграли определенную роль в ходе гражданской войны.

Советская власть, в принципе отрицательно относясь к «мелкобуржуазным» слоям населения и не пожелав договариваться с казачеством мирно, вынудила казаков к отчаянной вооруженной защите завоеванных предками прав и свобод и сложившегося исторического народного своеобразия. Исход этого противостояния оказался трагическим для казачества. Последовали преступная политика расказачивания, массовый террор, ликвидация Войска Донского, массовая эмиграция, упразднения казачества как «сословия», ущемленное и униженное положение 1920-х гг. и жесточайшие репрессии тех же 1920-х и 1930-х гг.

Был нанесен сокрушительный удар по казачеству как этносу. Нивелировка казачьего населения, коренное изменение хозяйственной деятельности, изъятие у Дона значительных территорий и разделение донских казаков между различными административными единицами, массовая миграция на Дон населения из областей России, упразднение общественных организаций, выражавших казачьи своеобразие, гибель и упадок многих населенных пунктов с их вековой историей, своеобразным бытом, хозяйственным укладом и традициями, коллективизация и индустриализация – все это привело к «размыванию» этноса, бедственному состоянию его культуры.

Посмотрим, какие традиции утратило население Ростовской и Волгоградской областей в сравнении с казачьим населением Донской области предреволюционного периода.

С изменением типа и способа хозяйствования оказались невостребованными и потом забытыми многие специфические навыки казачьего сельскохозяйственного производства. Нанесен большой удар по культуре виноградарства и рыболовства. Население было отучено от обычной для дореволюционных станиц и хуторов заботы об экологии.

Семейные традиции практически погибли. Были уничтожены многие родственные связи, семейные реликвии, связь поколений. Перестали отмечаться в прежних формах семейные праздники. Совершенно исчезла из быта национальная одежда. Национальная кухня едва теплится. О многих бытовых особенностях донцов можно прочитать только в старых работах по этнографии.

Разрушена общность жителей одного поселения. Хуторяне и станичники уже не чувствуют себя членами единой организации и, естественно, не заботятся, как прежде, о благополучии населенного пункта и всех его жителей. Исчезла из обихода общестаничная и общехуторская помощь больным, сирым и убогим, потерпевшим от пожара и стихийных бедствий, совместные добровольные общественные работы (посадка леса, прокладка дороги, строительство школы или церкви и т.п.). Отмеченная дореволюционными наблюдателями любовь казаков к своей станице ныне не является характерной для большего числа станичников.

В худшую сторону изменилась нравственность населения. Резко увеличилось число преступлений, пьянство. В известной степени стали дефицитными обычные до революции честность, порядочность, верность, преданность, уважение к чужой собственности, почитание старших. Казаки стали гораздо менее жизнерадостны. Дух свободы, самостоятельности и самоуважения потерпел печальные изменения. Разрушены многие полезные обычаи, связанные с военной службой. Далеко не все теперь способны на взаимовыручку, заботу о товарищах. Ликвидирована система воспитания молодых казаков, основывавшаяся богатейших народных идеях и традициях. практически погиб конный спорт. О разрушении великолепного донского фольклора регулярно пишут газеты. Многие десятилетия не отмечаются специфические казачьи праздники и ныне даже не все историки Дона могут ответить, что праздновалось в Войске Донском 17 октября, 23 апреля, 30 августа, 4 октября. Разрушено большинство церквей и кладбищ; вместе с церквами погибла основная часть метрических книг, связывавших между собой поколения. Вполне понятно, что ликвидированы круги и сборы, герб и флаг Донского Войска.

Дон в советские годы оказался изолированным от культур западноевропейских и азиатских государств и даже от других казачьих обществ, с которыми до революции поддерживал тесные связи, лишился калмыцкого населения. Разумеется, отсутствовали какие-либо связи с казачьей эмиграцией.

За годы Советской власти резко ослабло изучение этнографии казачества, исчезли казачьи журналы. Не переиздавались работы донских историков, этнографов и многих писателей. Своеобразно изучалась казачья история. Любая западноевропейская страна, если бы она имела у себя нечто подобное казачеству, создала бы несколько научных центров по изучению этого уникального явления, — мы же до сих пор не имеем даже кафедры истории Дона.

Таков далеко не полный донской казачий мартиролог, перечень потерь и утрат последних десятилетий.

В целом следует признать, что Советская власть, нанеся, сокрушительный удар по донскому казачеству и его культуре, тем самым нанесла невозвратный ущерб не только самому казачеству, но и всему русскому народу, России, русской и мировой культуре. Вместе с тем «гигантская советская мясорубка», в которую попали и через которую прошли и русские вообще, и казаки, в частности, смогла перемолоть свое содержимое в единообразный фарш. Дух казачества оказался настолько силен, что и сейчас, после многих десятилетий чудовищных испытаний, донской казачий этнос не исчез, не погиб, не растворился полностью. Возрождение казачества возможно. И произойти оно может, разумеется в новых своеобычных формах, только на путях демократии, свободного развития культур, независимости человека.

Корр.: Почему казаки не подходят под определение сословия?

ВК.: Представьте себе, нет. Что такое сословие? Обычно считают, что это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. И вот еще определение: это общественная группа, объединяющая людей, которые занимают одинаковое юридическое положение в государстве. Напомнить «классические сословия» во Франции в XI‑XVIII веков? Их три: два неподатных, то есть не платящих подати, ‑ и одно податное – «третье сословие». Казаков, при желании, конечно можно попытаться «подогнать» под определение сословия, но если вопрос рассматривать глубже, то выявляются такие особенности казачества, которые сословиям и не снились, даже высшим привилегированным.

Во-первых, в отличие от сословий казаки обладали собственной территорией, имевшей соответствующие границы, с самоуправлением, атаманом, выполнявшим в свое время функции, похожие на обязанности президента и главнокомандующего, Войсковым кругом – позже ликвидированным народным собранием, с правительством, каковым фактически являлась Войсковая канцелярия и ее «наследники» (одно время этот наследник так и назывался – Войсковое гражданское правительство), со своим бюджетом, войсковым капиталом, местными командами, полицией и т.д. Буду признателен, если кто-либо назовет мне сословие, обладавшее такими атрибутами. А как вам нравится казачье «сословие» в гражданскую войну, когда его организация – Войско Донское – и юридически признавалось государственным образованием, полностью независимым во внутреннем устройстве и управлении?

Во-вторых, если казаки были сословием, то как же понимать, что они сами делились на сословия? Скажем, в первой половине XIX века большинство казаков были земледельцы, но существовал и «верхний класс» ‑ донское казачье дворянство, было и казачье торговое сословие, и казачье духовенство. Причем казачье дворянство входило в состав российского дворянского сословия, куда рядовые казаки, разумеется не входили. Что же получается: сословие, состоящее из сословий?

Донские Войсковые Ведомости. №3 (130) 28 августа 2002 г. | В.Н.КОРОЛЕВ

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>