Эрвин Гофман. Туркестанский авангард

Искусство Востока уникально. Оно кардинально отличается от Западного. Смыслом, содержанием, сутью. Способом передачи и изобразительным языком.

Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления «Русский Авангард».

Итак, к 10-м годам ХХ столения Россия переживает мощнейшее экономическое развитие. В Москве бурлит художественная жизнь, порождая все новые и новые течения, сторонники беспредметного искусства, а также всевозможных «-измов» проводят эпатажные выставки.

Однако, период этот краткосрочен и уже с середины 20-х годов ХХ века Советская власть начинает «избавляться» от уже ненужного бунтарства, сложного и непонятного широким массам.

Художники авангардных направлений признаются «формалистами». Перед ними встает выбор: либо менять себя, и работать в стиле, который впоследствии назовут социалистическим реализмом, либо лишиться всего — членства в образуемых союзах художников, мастерских, жилья, карточек на продукты… Многие художники сломались. Иные — были сломлены. Но были и те, кто сохранив себя — бежал от этих новых реалий. Физически уезжал. Кто — в Европу и Америку, а кто и на Восток.

В те времена воображение манил таинственный Туркестан (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Туркмении).

И «беглецы», находившиеся под влиянием передовых направлений искусства, приехав в Среднюю Азию, оказываются в уникальной ситуации. Они видят сохранившиеся великолепные памятники средневековой архитектуры, старинные рукописи книг с миниатюрами, красочные изделия народных мастеров.

Так, Туркестанский край становиться для художников — авангардистов, приехавших из России «землей обетованной». Они могут здесь жить, творить, вдохновляться красками и традициями этой древней и великой земли.

Авангардное искусство ХХ века известно и востребовано. Кандинского и Малевича, Гончарову, Ларионова, Шагала, Давида — знают все. Они уже получили всемирное признание.

Но есть и другая часть. По определению крупнейшего специалиста в этой области Джона Боулта «Восточное крыло русского авангарда». Это — путешествие художников-авангардистов в таинственный и захватывающий мир Востока.

Этих авторов много, мы можем говорить о целом явлении: Александр Волков (Мастер гранатовой чайхоны), Рувим Мазель, Кузнецов П.В., многие другие.. Наследние некоторых сохранилось. Наследние других — безвозвратно утеряно, разошлось «распылилось», кануло в небытие.

Мне удалось найти одного из замечательных, почти неизветных, но тем не менее ярчайших представителей этого течения.

Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах!
Хочу чтобы его знали и помнили.

Юлия Вербицкая

Центр Гумилёва Таджикистан

11219679_10205244495378554_1895968358668084083_n

12088025_10205244501858716_3349240963990868171_n

12088329_10205244494978544_2772427525704712252_n

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>