Этногородок на краю земли

«Ямал» в переводе с ненецкого языка означает «край земли».

В этом суровом и одновременно удивительно прекрасном краю на берегу одноименной реки затерялась деревня Харампур. Поселение не сразу-то и на карте отыщешь: более сотни верст от райцентра Пуровского района, 70 километров до ближайшей железнодорожной станции. В деревне всего 5 улиц и проживают здесь 326 человек, а с учетом рыбаков и оленеводов, кочующих в Харампуровской тундре, 785 человек. Тем не менее, с недавних пор деревня приобрела всероссийскую известность. И все благодаря муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат основного общего образования».

численность коренных народов

В школе 76 учащихся, из них 71 — дети коренной национальности, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Местное начальство с гордостью называет это учебное заведение визитной карточкой Пуровского района. Судите сами. Школа награждена дипломом I степени на Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик в номинации «Сельские (поселенческие) мини-практики». Этнографический городок школы признан лучшим на Всероссийском форуме «Вовлечение граждан в местное самоуправление: актуальная муниципальная практика» и рекомендован для реализации в других регионах страны. Реализованный проект включен во всероссийский Атлас лучших муниципальных практик.

— Основная задача нашего образовательного учреждения — обеспечить полное погружение детей коренных малых народов Севера в этническую среду, — рассказывает директор школы-интерната Людмила Сухарь. — Мы не должны забывать местные традиции, национальные праздники, самобытные обряды. Главное для ненцев — находиться   в   гармонии с природой и самими собой. Именно это помогает людям жить и выживать в суровом климате Ямала. И еще: пока будут существовать такие комплексы, дети будут всегда чтить родителей, помнить свои корни. В   школе-интернате созданы все условия,      привычные для жизни детей коренных народов, благоприятные   для развития и сохранения национальных культур и традиций предыдущих поколений.

Над созданием этнографического городка трудились в основном преподаватели и воспитанники школы-интерната.   Но   со временем этой идеей удалось зажечь   практически   всех жителей деревни: кто лабаз привез, кто подарил нарты, кто изделия из бересты, кто ненецкие столики. Таким образом, под открытым небом был создан уникальный музей самобытной истории и традиций малочисленных народов Севера — ненцев и селькупов.

Этнографический комплекс — это 20 экспозиций. Знакомство с разделами «Озеро в тундре», «Лабаз», «Рыбацкий стан», «Кораль», «Традиционная национальная одежда», «У хлебной печи», «Национальная ненецкая кухня», «Посуда из бересты», «Предметы быта рыбака», «Национальный сувенир», «Охота на дичь старинным ненецким способом» и другими дает полное представление об образе жизни коренных северян. По всем правилам здесь обустроены четыре чума — четыре жилища тундровиков. В них можно увидеть предметы обихода, которыми пользуются в повседневной жизни рыбаки, охотники и оленеводы, отведать местные деликатесы. Два чума «Рыболовство» и «Хозяйка чума» предназначены для практических занятий мальчиков и девочек. Местная детвора с удовольствием осваивает традиционные бытовые навыки. Например, приготовление местных блюд в ненецкой печи и на кострище, сервировку стола с использованием посуды из бересты. Школьники с удовольствием посещают мастер-классы по пошиву сувениров из сукна, меха, бисера, бересты. Силу и ловкость помогают развивать национальные виды спорта: прыжки через нарты, борьба, сборка и разборка чума. И самое важное — в настоящее время учащиеся школы активно ведут исследования в области краеведения, истории, этнографии и этнокультуры лесных ненцев, составляют ненецко-английский толковый словарь.

Сегодня в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Особое внимание уделяется вопросам сохранения самобытности, а также проблемам взаимодействия туризма и культуры. Этнографический туризм все больше получает прописку на Ямале. И этому в немалой степени способствует Харампурская школа-интернат. Местный этногородок стал объектом пристального туристического внимания как для жителей близлежащих населенных пунктов, так и для гостей Ямало-Ненецкого автономного округа. Деревенский музей уже посетили в общей сложности примерно полтысячи человек. Восторженные отзывы людей — яркое свидетельство тому, что Ямал — это место, где удивительным образом сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства. Все, кто хоть раз побывал в этих краях, мечтают вновь вернуться на этот «краешек земли».

Фото предоставлены сотрудниками школы-интерната

ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
«…Нашему восторгу не было предела. Все экспозиции оформлены эстетично, со знанием культуры северных народов. Огромное Вам спасибо за организацию экскурсии».
Учащиеся 7-го Г класса (кадеты) поселка Пурпе
«Нашим ребятам очень понравились уголки внутри школы, а на пришкольном участке — тем более! Приятно видеть в роли экскурсоводов и учащихся школы. Узнали, что все экспонаты созданы не только взрослыми, но и силами учеников школы. Спасибо ребятам за то, что организовали и подвижные национальные игры, развивая способность к выносливости, смекалке, меткости. Успехов вам всем, сил, здоровья, спонсоров, отзывчивых учеников».
Школа №1, город Тарко-Сале
«Хочется сказать слова огромной благодарности коллективу школы-интерната деревни Харампур. Много интересного было рассказано ведущими экскурсии, культура Ямала богата и увлекательна. Экспонаты в этнографическом комплексе вызвали большой интерес. Хочется закончить отзыв словами Некрасова: «Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…» Эти слова относим к организаторам мероприятия.
Педагоги «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» поселка Пурпе

Источник: Парламентская газета

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>