Ениши — забытая народность

Вряд ли кому-то известна этническая группа енишей. Они возникли в Средние века, владели ремесленным мастерством и говорили на своем языке. Национал-социализм преследовал их как «цыган». Они по-прежнему остаются непризнанным меньшинством.

На данный момент разрабатываются и записываются выборные программы партий. В них указано, что именно данная партия хочет наладить: снизить налоги, повысить пенсии, укрепить полицию и так далее. В некоторых программах также что-то написано об отношениях к меньшинствам в стране. Чаще всего это можно найти под ключевым словом «культура». Признанные меньшинства в Германии — это датчане, фризы, синти и рома, а также сорбы. В коалиционном договоре ХДС/ХСС (CDU/CSU) и СДПГ (SPD) от осени 2013 года говорится: «Мы обязуемся продолжать поддерживать четыре национальных меньшинства в Германии — датчан, сорбов, фризов и немецких синти и рома, а также немецкое меньшинство в Дании, немецкие меньшинства в государствах центральной, восточной и юго-восточной Европы и бывших республиках Советского Союза».

Ениши — непризнанное меньшинство
Одно меньшинство, правда, отсутствует в списке: ениши. Хотя мы в Германии развили высокоразвитое чутье на дискриминацию, а немецкий парламент занимается проблемами дискриминации коренных народов и этнических групп по всему миру, найти информацию о положении енишей в Германии почти невозможно; хотя они являются классическим меньшинством.

Их представители говорят, во всяком случае, частично, на собственном языке, а не на региональном диалекте. У них своя музыка, своя история торговли и история страданий, которая мало отличается от истории синти и рома.
Ениши распространены практически по всей центральной и западной Европе, в совокупности — это сотни тысяч человек, по устаревшим официальным оценкам в Германии их менее 10 тысяч. Но точно никто не знает. Некоторые эксперты считают, что примерно 400 тысяч человек в Германии являются потомками енишей. Это немало.
В последний раз в 2013 году немецкий парламент обращался к теме енишей в ответе на короткий запрос левой фракции. Фракция спросила: «Планирует ли федеральное правительство признать права енишей и дать их языку статус языка национальных меньшинств, как это уже было сделано в Швейцарии?» Правительство ответило: «Федеральное правительство может поддерживать организации и проекты только тогда, когда они имеют общегосударственное значение. Развитие условий для культурной жизни в Федеративной Республике Германии в целом, как и поддержка организаций и проектов общегосударственного значения позитивно влияют на богатство культурного ландшафта, от которого получают пользу и сельские районы».

Оскорбляют «грязными цыганами»
«Богатый культурный ландшафт» проявляет себя в конкретном случае так. Йозеф Кельнбергер (Josef Kelnberger) написал замечательную историю об одном енише в газете Süddeutsche Zeitung. Она стоит того, чтобы ее прочитать. Он описывает Александра Флюглера (Alexander Flügler) из Зингена (на горе Хоэнтвиль), 59-летнего предпринимателя с примерно 100 сотрудниками, которого всю жизнь другие обзывали «грязным цыганом».
Кельнбергер назвал енишей «забытыми». Флюглер борется и трудится ради того, чтобы его родина на Хоэнтвиле получила статус культурного центра енишей. Первого в Германии. Который будет также привлекать общественное внимание, как прошедшая в прошлом году в кинотеатрах экранизация романа Роберта Домеса (Robert Domes) «Туман в августе» («Nebel im August») о енишском мальчике, Эрнсте Лоссе, которого убили нацисты. Фильм, видит Бог, не был «блокбастером».

Подозрительно миролюбиво
Кто такие эти ениши? Где они живут? Что они делают? Почему мы так мало о них знаем? Что их отличает? Я пишу о веками существующей группе людей с, как уже упоминалось ранее, собственным языком и музыкой. С большой вероятностью они появились, когда в конце средневековья неимущие, люди без нужных для города знаний и умений, обедневшие и преследуемые объединились с еврейскими группами, с бывшими наемниками и чужеземцами. Они встретились также и с синти и рома, которые тоже продвигались в Европу.
Тогдашнему обществу большинства ениши казались подозрительными, потому что они не завоевывали территории, не навязывали другим свою религию и образ жизни и, соответственно, формы власти. Мирные люди. В свою очередь правители притесняли енишей с помощью полиции, юстиции и запретов, их даже объявили вне закона. Их образ жизни был также идеологически противоположным, как и у рома. На самом деле мирных людей превратили в воров, разбойников, людей, которых следовало исключить из городских общин.
Эти люди приобрели знания, нашли уловки, развили умения, чтобы заниматься торговлей тканью, посудой, электрическими проводами и приборами по стране; чтобы чинить сломанные предметы, латать горшки, изготавливать нужные в быту предметы — корзины и многое другое. Они распространяли новости в то время, когда информационное сообщение еще не было так развито, играли музыку, веселили людей, делали «Paias», соломенное чучело, которое в некоторых областях и в настоящее время символически сжигают после ярмарки. Тогда эти ениши были тем, что мы сегодня называем инновациями, техническим прогрессом. Они не были расточительными, не выбрасывали сломанные вещи, а чинили их или находили им новое применение, смекалистые люди.
Нерот — местность в земле Рейнланд-Пфальц, которая когда-то жила производством товаров из проволоки, особенно проволочных мышеловок. О енишах, которые изготавливали такие товары, на интернет-странице, посвященной Нероту, можно узнать совсем мало, на ней кратко написано: «Часто они шли вдвоем и общались между собой на „енишском», тайном языке, который чужаки не понимали. На енишском тогда говорили и в деревне, сегодня этот диалект помнят только пожилые люди».

«Чужая кровь» для национал-социализма
Традиционно енишей, которые считают себя отдельным народом, ошибочно причисляют к цыганам и путают с синти или ромой. Издание Spiegel в 1949 году писало о жителях Ноймюле, местности в Пфальце в основном населенной енишами: «В конце XVIII века на уединенной мельнице, вероятно, поселилось несколько цыган. Они сторонились жителей местности, жили в землянках, питались падшим скотом, собаками и кошками и очень редко принимали „чужую кровь». Так возникло поселение Ноймюле. 420 жителей, из которых 100 человек носит фамилию Флекингер, и сегодня говорят между собой на собственном языке. „Енишский» — напоминающий иврит цыганский жаргон.
Браки внутри общины гарантировали, что дети не выбьются из рода. Они никогда не знали, зачем они ходили на Причастие, их родители не знали этого тоже. Они не пускали своих детей в школу и учили их воровать и лгать, брали их с собой, когда по ночам ходили воровать картошку с полей или когда уезжали в город продавать свои ягоды, метлы и корзины и забрать то, что смогли при этом прихватить». Поскольку Spiegel — «штурмовое оружие демократии», каждый может понять, что такие предложения были написаны через четыре года поле окончания господства нацизма.
Дело с «чужой кровью» нацисты восприняли буквально, преследовали енишей, арестовывали, принудительно стерилизовывали, перевозили в концентрационные лагеря и там убивали. В своем этно-сумасшествии и безумной манере каталогизировать нацисты определили енишей к живущим «по цыганским обычаям». Для людей правящего класса ениши были асоциальными, бесполезными едоками, человеческими паразитами. До сих пор точно неизвестно, сколько енишей пало их жертвами.
Так продолжалось до 60-х годов прошлого столетия. В историческое собрание Федерального института охраны здоровья потребителей и ветеринарной медицины интегрирована выставка «Здравоохранение Рейха в период национал-социализма». Там можно найти соответствующие указания нацистского расового исследователя Роберта Риттера (Robert Ritter): «Как я уже неоднократно подчеркивал в своих докладах, кроме цыган к группе населения, контролируемой склонными к криминалу кочующими цыганскими баронами, следует причислить также асоциальную енишскую кочующую группу. В рамках наших работ в области криминально-биологических генетических исследований, в которых исследования цыган представляют лишь часть задачи, наши исследования постоянно затрагивают эти и другие асоциальные и криминальные группы».

Потомки тинкеров в Ирландии
Вряд ли кто-то слышал о таком понятии. Это потому, что ениши носят фамилии со всего света. Если они хотят, то в один день они выходят неопознанными из истории меньшинства, чтобы войти в историю большинства. Потому что они не имеют никаких внешних особенностей.
Хотя большинство из нас не знает никаких енишей, но их родственники из других стран обычно «имеют дурную славу». «Ирландские цыгане вызвали суматоху в Бонне», — писало боннское издание General-Anzeiger о событиях 11 августа 2013 года. «Тинкеры сильно бросаются в глаза в городе, прежде всего молодые девушки. Обычно они носят очень короткие платья неоновых цветов».
Далее по тексту General-Anzeiger: благодаря своему аномальному образу жизни и проживанию в больших семейных общинах тинкеры создают переполох везде, где появляются. Они снова и снова появляются в Рейнской области со своими «роскошными жилыми автоприцепами». Сообщения такого рода можно увидеть в гессенских газетах, а также в рейнских и берлинской Tagesspiegel, хотя кланы тинкеров и не отправлялись в Берлин: короткие неоновые платья, аномальный образ жизни, жизнь в семейных общинах, роскошные прицепы. По информации General-Anzeiger сюда добавляются мусор, драки, безумства, обеспокоенные граждане. В феврале прошлого года в Бонне 40 полицейских освобождали площадку бродяг вблизи города. При этом присутствовали пожарные и судья участкового суда. Основание: подозрение в нарушении неприкосновенности жилища, порча имущества и кража велосипеда.
Я не склонен к теориям заговора и я знаю, что кланы тинкеров могут действовать на нервы вплоть до сильного возмущения. Но тем не менее меня охватывает нехорошее чувство, когда я читаю, что многочисленные представители государственной власти с помощью судьи и пожарной охраны, что совершенно не является обычным явлением, вынуждают кочевников уехать.

Замалчивание енишей
Забвение в случае с енишами не является случайностью, это не проблемы с кратковременной памятью, в данном случае забвение равнозначно замалчиванию. Замалчивание в том смысле, что пройдет немного времени и умрут последние ениши, которые были увезены в концентрационные лагеря нацистов. Самое большое, что сделали правительственные органы для этих немцев, было то, что их отнесли в отдельную группу жертв на мемориале памяти убитым синти и рома в Берлине. Судьба енишей в Германии, по моему мнению, ужасающий показатель имеющихся культурных провалов и социальной разобщенности.
С одной стороны, мы развили большую чувствительность к ущемляющим чьи-то интересы ситуациям, к дискриминации; с другой стороны, мы уничтожили эту группу людей в общественном сознании. Какие культурные достижения, какая сила адаптации стоят за борьбой за жизнь и выживание енишей? Это никогда не подвергалось исследованиям.
Сегодня некоторые ениши, как раньше их родители и деды, занимаются торговлей подержанными вещами. И даже это для них усложнили, так как закон в области вторичного использования отходов передал организацию их сбора местным властям, которые теперь решают, кто имеет право собирать железо, ветошь и бумагу, а кто нет. Ениши, «малые собиратели», как их называют на жаргоне власти, внезапно попали в жернова модернизации, лицензирования, учета и эффективности.

Много вопросов и мало времени
И сейчас снова составляются предвыборные программы с множеством планов, а затем будут приняты и решения. Подумают ли в этот раз о енишах? Что мешает следующему немецкому парламенту внести ясность во многие вопросы?
Возьмет ли новый федеральный президент инициативу в этом вопросе? Почему города и общины не начнут акцию, с помощью которой можно было бы установить, когда и сколько енишей было собрано нацистскими чиновниками для депортации, принудительной стерилизации и убийства в Третьем рейхе. Почему не существует места, в котором была бы собрана информация о енишах? Место против забвения? Исследования меньшинств и дискриминации активно проводятся в Германии. Почему так ограничены исследования о енишах? Кто их возглавляет? Время не ждет.

Источник: Иносми

Лекториум он-лайн

Этнологическая экспедиция на Памир



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс цитирования Лицензия Creative Commons