Евразийцы и скифы встретили Навруз в Москве

20 марта, в день весеннего равноденствия, евразийцы и скифы собрали полный зал в музее Востока, где весело и дружно отметили Навруз. Мероприятие прошло в рамках образовательного проекта «Белая индия» НКО «Центр Льва Гумилева в Афганистане». Соорганизатором события выступило Общество дружбы и сотрудничества с Афганистаном при информационной поддержке социальной сети KabulJan.

В зале, украшенном разноцветными воздушными шарами, собрались как русские, так и афганские студенты ведущих ВУЗов Москвы, лучшие представители разных этносов, профессиональные музыканты-ориенталисты, известные журналисты и юные представители движения «Новые Скифы».

Лейтмотивом праздничного лекториума были история и традиции празднования Навруза в Афганистане и Иране – странах, где он официально знаменует начало нового года по астрономическому солнечному календарю, а празднование проходит ярко и с размахом, длясь до нескольких недель. Международный день Навруз — один из древнейших интернациональных праздников и признан ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества.

Отмечание Навруза/ Новруза/Науроза/Наурыза/Навреза, что в переводе с персидского означает «новый день», широко распространено во многих культурах Ближнего Востока и Средней Азии. Его празднуют персы, пуштуны, курды, таджики, узбеки, туркмены, казахи, уйгуры, киргизы, астраханские и крымские татары. Люди веселятся, едят сладости, играют на музыкальных инструментах, ходят в гости, красят яйца, прыгают через костры.

Известные востоковеды рассказали публике о сакральном значении ритуалов и культов, что зародились более 3000 лет назад последователями зороастризма в Ахеменидской империи на территории Азии и части Европы, от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, и от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. После исламизации Ближнего Востока праздновать Навруз не прекратили, но отмечают его только те представители народов, что жили на этой территории до распространения ислама и возникновения Арабского халифата.

Согласно персидской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. В день Навруза древние индоарии выражали почтение духам усопших предков «фраваши». Затем Навруз стал одним из семи основных праздников зороастрийцев, он совпадал с концом зимы и преддверием весны.

Мероприятие открыл атташе по дела культуры посольства Афганистана Наджибулла Шинвари. В своем выступлении дипломат рассказал об особенностях празднования Навруза в Афганистане и подчеркнул важность развития межнациональных отношений между Россией и Афганистаном в сложный для его родины период. Кроме того Наджибулла Шинвари пожелал всем присутствующим всего самого лучшего, светлого, сладкого и доброго в наступившем 1395-м году.

received_971472909568156

«Общечеловеческие универсальные ценности, что присутствуют в любой культуре, говорят о том, что все мы, несмотря на то, в какой стране мы живем, на каком языке говорим, какую религию исповедуем, какой у нас цвет кожи, какие у нас традиции и обычаи, все мы являемся членами одной большой семьи по имени человечество и у нас один общий дом – наша прекрасная планета Земля», — отметил Наджибулла Шинвари.

Павел Зарифуллин, директор центра Льва Гумилева, лидер евразийского движения «Новые Скифы» отметил, что «Навруз переплетается с обрядами и ритуалами русских на Пасху и Ивана Купалу, день весеннего равноденствия откликается в нашем подсознании, напоминая нам о временах, когда славяне праздновали новый год весной».

received_971908982857882

«Потому Навруз это и наш русский традиционный праздник. Он напоминает нам те блаженные времена, когда предки славян отмечали новый год весной. И между славянским, тюркским и иранским мирами не было религиозных и государственных границ.

Когда мы были единым целым страны Востока. Царством праздничного Навруза! Когда Цари-Кочевники на колесницах распространяли ценности нашей евразийской-скифской цивилизации далеко на Юг и на Запад. Во все стороны — в Индию, Египет, Европу, Китай.

Когда Время Навруза царствовало над Евразией», — постулировал Павел Вячеславович.

Старший сотрудник Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи максимально познавательно и сочно рассказала о традиции празднования Навруза в Иране.

received_971479999567447

«Как уже отметил Павел, Навруз очень похож на славянский праздник Ивана Купалы с его традицией прыгания через костер. Мы отдаем огню все болезни, и просим у него в буквальном переводе с персидского языка «взять желтизну и дать красный цвет» — румянец как символ здоровья.

Проросшую пшеницу на тринадцатый день так же как купальские венки пускают по воде, чтобы вода взяла весь негатив, а девушки загадывают желания, завязывая ленточки на стебельках.

До Навруза принято собирать на стол семь вещей, названия которых начинаются на букву «С». В доисламкий период в число этих вещей входило вино. Сейчас в числе предметов, которые можно встретить на иранском застолье, пророщенная пшеница «сабзе», как символ обновления природы, яблоко «сиб», как символ красоты, чеснок «сир», как символ мудрости, определенный сорт облепихового дерева «сенджет», как символ любви, монеты «секе», как символ богатства, и тому подобное. С приходом ислама мусульмане стали класть на стол Коран и воду, как символ чистоты.

В этот праздник никто не должен грустить, все должны радоваться, поэтому это время походов в гости, подарков и благотворительности», — поведала Лана Раванди-Фадаи.

Этноэколог и искусствовед Шукрулла Рахмани в своем музыкальном обращении спел о том, как важно в этот день излучать доброту, любовь и терпение ко всем, кто нас окружает.

received_971495372899243

Данила Киселев, президент Общества дружбы и сотрудничества с Афганистаном, в своем выступлении сделал акцент на том, что «Навруз, в первую очередь, праздник надежды, который красной нитью пронизывает время с древнейших эпох до наших дней, но при этом, он всем своим смыслом устремлен в будущее. Эта встреча нового дня и светлой надежды дарит нам право на обновление по всей территории Евразии».

received_971909109524536

Профессиональным известным музыкантам-ориенталистам Алексею Ножнову, Павлу Новикову и Сергею Кузнецову, играя на традиционных восточных инструментах (уд, дойра, най) иранские, афганские и индийские мелодии, удалось погрузить публику в атмосферу праздника.

received_971449569570490

В завершении афганские студенты порадовали всех присутствующих, станцевав абсолютным экспромтом национальный афганский танец. Что удивительно, танец танцевали юноши, их подавляющее большинство среди афганских студентов, учащихся в России. Они принесли с собой мужскую энергию, которая явно читалась в лекционном пространстве на протяжении вечера. Живую этническую энергию из документального фильма про национальную игру бузкаши. Фильм продемонстрировал публике и прокомментировал Павел Зарифуллин во время своего выступления.

PSX_20160320_211738

Так же инициативные студенты приготовили целый чан великолепного аутентичного национального сладкого угощения афт мева (haft mewa). Участники мероприятия не хотели расходиться, как отметил один из присутствующих: «Сегодня мне удалось погрузится в атмосферу настоящего счастья!»

12888698_10207906962584799_4618666398442618755_o

Праздник удался на славу! Сердечная благодарность, кто пришел к нам в гости в этот замечательный день!

Анна Королевская
Центр Льва Гумилева в Афганистане

Фото Андрея Севостьянова

received_944611945594059 received_944611985594055 received_971466772902103 received_971468829568564 received_971471302901650 received_971493396232774 received_971908816191232 received_971908822857898 received_971908829524564 received_971908842857896 received_971908862857894 received_971908866191227 received_971908876191226 received_971908892857891 received_971908936191220 received_971908952857885 received_971908956191218 received_971908959524551 received_971908996191214 received_971909009524546 received_971909036191210 received_971909039524543 received_971909059524541 received_971909069524540 received_971909076191206 received_971909092857871 received_971909159524531 received_971909169524530 received_971909172857863

Лекториум он-лайн

Герман Садулаев. "Сакральная география Америки", проект "Белая индия"



Вам также может понравиться

Один комментарий

  1. 1

    Prazdnik Novruz ne budet u persov, i afqantsev. Eto lojnaya informatsiya i vas obmanuli… Novruz drevno mannskiy-mideyskiy(Midiya) prazdnik. Naoborot skifi-saki iz za afqantsev pashtu-qoluboyev i persov-qolubyev emiqrirovali iz yujnoy çasti İrana-Yujnoqo Azerbaydjana v Krım(kimmerim-kemer), Kuban, Rostov- Don. Eto nazıvaetsya v istorii Axamanidov İr-anskie(Shiraz-Persepolis-Farsistan) Tur-anskie(Mana, Midiya, Tabriz, Urmiya, Ekbatan(Xamadan), Ktesifon(Madain), Teqeran, Babul, Zanjan, Sali, Gurgan, Mugan, Naxiçevan, Baku)) bitvı. Oni temnoçernıe bıvayut, a nashi svetlıe lyudi. Slovo ari-aristokrat-qoluboy. İnstrument tar poiqrayut na qrudi, eto tolko u nas budet. Afqanı i persı na kolyonax poiqrayut. Eto tar, no ne setar. Tomiris rodilas v Urmii i bıl amazonka tsaritsey tam. Ona otorvala qolovu persidskoqo(Shiraz) bandita. Vto vremya mı bıli zoroastriantsı. Prorok Zartusht rodilsya v Shize, oklo Urmii, a persı, i pashtu-afqantsı v to vremya bılı yeretiki i voevali za Zartoshta, Avestı … Pers; ne tolko V Rosii, i Zapadnoy Yevrope i Amerike to je protiv nasheqo naroda zanimayutsya piarom? naqloy propaqandoy.
    Kamran Baku-Mughan.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>