Евразийская интеграция – геостретегическая императива для всех стран славяно–тюрко-арийского ареала

В 2018 году отмечается 215 лет со дня рождения Мирза Казым Бека. В рамках этих программ планируется проведение в Москве научно-практической конференции по перспективам и развитию российско-азербайджанских отношений. Кроме того, будут издаваться произведения Мирза Казым Бека на русском, английском и азербайджанском языках. Если сделать небольшую экскурсию в историю межгосударственного образования азербайджано-российских отношений, в первую очередь в голову приходит видный ученый-востоковед, просветитель и первый член Российской Академии наук Мирза Казым Бек. Мирза Казым Бек был сыном известного религиозного деятеля Гаджи Гасыма и являлся истинным азербайджанским тюрком. Однако он принял католицизм и, посвятив жизнь изучению Востока, был одним из основоположников Востоковедения в России. Изучив еще в детстве татарский и персидский языки, Мирза Казым Бек впоследствии выучил также арабский, русский и турецкий. В 17 лет Мирза Казым Бек написал свою первую книгу под названием «Практика грамматики арабского языка». Уехав в Астрахань в 1821 году, Мирза Казым Бек за 4 года выучил французский, немецкий и частично еврейский языки. В октябре 1826 года по просьбе Казанских ученых Мирза Казым Бек был назначен старшим преподавателем арабо-персидских языков в Казанском университете. В возрасте 26 лет Мирза Казым Бек избирается действительным членом Королевского азиатского общества Великобритании. В период своей деятельности в Казанском университете, после завершения произведения под названием «Рассуждение о литературе арабов», Мирза Казым Бек пишет произведение «Ас-Саб’ ус-Сеййар, или Семь планет», которое было посвящено истории крымского народа. Мирза Казым Бек в 1835 году избирается членом Российской Академии Наук. В 1849 году по приглашению Санкт-Петербургского университета Казым Бек приезжает в Петербург и преподает там персидский и арабский азыки.

20 февраля 1850 года Мирза Казым Бек был избран действительным членом Российского географического общества. Через некоторое время он переводит и выпускает в печать произведение Мухамеда Эваби «Дербент-Наме» посвященное истории Ширвана и Дербенда. За перевод книги на английский язык он был удостоен Демидовской премии Академии Наук Российской Империи. Впоследствии за этот перевод Мирза Казым Бек был также награжден золотой медалью королевы Великобритании. В октябре 1854 года, после того как отдел восточных языков в Петербургском университете стал факультетом, Мирза Казым Бек был назначен его первым деканом. Именно по его предложению наряду с другими восточными языками начинается преподавание азербайджанского тюркского языка на университетском уровне. Азербайджанский тюркский язык преподавался русским студентам в качестве единого тюркского языка. Мирза Казым Бек, работая в Петербургском университете, также читал лекции о тонкостях тюркских языков для офицеров в Императорской Военной Академии. В 1854 году вышла в свет его книга «Учебные пособия для временного курса турецкого языка в Императорской Военной Академии». Мирза Казым Бек в 1868 году в российских научных кругах начинает академическое движение по изучению лингвистики этнографии Туркестана. Мирза Казым Бек был в тесной дружбе с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, а также был его учителем и преподавал ему арабский и персидский языки. Дружил с Пушкиным, Чернышевским и Некрасовым. Самые большие исторические произведения Мирза Казым Бека были на тему исламских исследований, в их числе «Полный конкорданс Корана»(1859). После встречи с Шейхом Шамилем он написал такие произведения, как «Мюридизм и Шамиль» (1859), «История Ислама» (1860), «Баб и бабиды» (1865), в том числе «Религиозные и политические волнения в Исламе».
Сегодня мы тоже как приемники дел Мирза Казым Бека полагаем, что основой нашей стратегией должно стать единение народов Славяно — Тюрко — Арийского ареала. Очень четко подметил, известный российский политолог Владимир Лепехин говоря о нас, что наша деятельность на общественном поприще иногда не укладывается в рамки мейнстримальные рамки. Сегодня большинство аналитиков во всех постсоветских странах жестко делятся на два лагеря – прозападный, либеральный, с одной стороны, и националистический – с другой. Но, несмотря на это, современная мировая политика характеризуется значительными изменениями. Одно из них – формирование в постсоветских странах общих подходов к решению ключевых вопросов региональной и глобальной политической жизни. Сегодня к политикам Евразии приходит осознание, что одной из удачных политических идей является идея общности экономических интересов и культурно-исторических ориентиров стран славяно–тюркско-арийского ареала. И это новая геополитическая конструкция называется современным евразийством.
Евразийская идея не нова, и она является актуальной, по крайней мере, со времен походов Чингиз-хана. Проходили века, видоизменялась и идея. В 30-е годы прошлого века русские философы (Николай Трубецкой, Петр Савицкий и другие) разработали концепцию евразийства, а в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил создать Евразийский экономический союз, что, в конечном счете, поддержал президент России Владимир Путин.
Евразийская интеграция – тема перспективная для всех стран славяно–тюрко-арийского ареала, которые географически вовлечены в эти процессы. Сегодня мы должны переформатировать наши взгляды в направлении достижения большего единства между народами Евразийского мира. Уверен: нам, тюркам, необходимо говорить об активном участии в интеграции со славянскими и арийскими народами, потому что мы являемся частью Евразии.
В настоящее время представители «незараженной» бациллой западнизма части интеллигенции постсоветских стран начали переосмысливать роль славянских, тюркских и арийских народов в истории Евразийского ареала. Они посмотрели на мировую историю новыми глазами: не с позиций «прозападных либералов, с одной стороны, и националистов – с другой», а с другого ракурса – из естественной среды многотысячелетней Евразии как колыбели мира. Такой взгляд духовно обогащает нас, дает нам ключи к пониманию сущностей нашего общего исторического процесса и, в частности, взаимоотношений славян с тюркскими и арийскими народами. В концепции евразийства мы придаем особое значение географическому фактору, который предопределяет национальный характер русских и других народов евразийского пространства.
Сегодня в наших странах формируется новое понимание того, каким должны быть самодостаточные евразийские государства и как эти государства могут укреплять свое взаимодействие, создавая общий и мощный евразийский экономический базис и новую мегацивилизационную общность – «народ Евразии». В этом контексте недавно издана моя новая книга под называнием «Славяно–Тюркo–Арийский ареал и его геостратегические императивы». Она издана на трех языках: русском, турецком и фарси. Вот в ней я и излагаю основные идеи нашего единения.
Особое место в книге занимает анализ некоторых интеллектуальных течений внутри евразийства, в том числе – панславянского, пантюркистского, ордынского (славяно-тюркский союз) и имперского.
К примеру, известный российский философ Александр Панарин полагает, что империя — это не узкий национализм и не агрессивный империализм, а особая форма «государственности», которая покоится на ценностях, а потому может способствовать реализации евразийской цивилизационной модели.
Я в своей книге развиваю новую линию — славяно–тюрко–арийского единства, реализуемого за счет укрепления не-имперской, а цивилизационной модели. То есть – той модели, реализацией которой занят сегодня и возглавляемый В.Лепехином Институт ЕАЭС.
Очевидно, что Евразия — продукт непрерывного диалога не только между славянским, тюркским и арийскими мирами, но также между православием и исламом. Вот это все должна осознать, в частности, российская элита – что Россия органично связана с Ираном, Тураном, тюрками, исламскими государствами, а не только с православными и славянскими странами. Ориентация же России на Запад – это путь в никуда.
Политическая власть сегодня в России неоднородна, и это беда этой страны… К счастью, в России появляется все больше молодых людей, приверженных идее суверенной Евразии. Нельзя допустить, чтобы патологические стратеги из-за океана создали на постсоветском пространстве ситуацию, в которой сегодня находятся народы Сирии, Ирака, Ливии и Афганистана, ставшие жертвами привнесённой извне американской «демократии». Напомню, что один из главных стратегов внешней политики США ныне покойный Збигнев Бжезинский неоднократно отмечал: «Евразия является ключом к мировому господству». Так и есть: только евразийское единство может остановить американский гегемонизм.

Превращение России в «собирателя» евразийских земель на новой не-имперской, но цивилизационной, в первую очередь, экономической и культурной основе привело к росту влияния РФ и ЕАЭС в геополитическом масштабе. Сегодня более 50% товарооборота Азербайджана между странами СНГ приходится на Россию. Азербайджан сотрудничает с 70-ти российскими регионами. Большая часть торгового оборота между странами попадает на долю именно этих регионов. Этот факт должен иметь важное значение для сотрудничества учебных заведений регионов России и Азербайджана. Это, конечно, даст толчок и к формированию новой плеядой с новыми подходами, что означает наличие лучших перспектив в будущем. Тот факт, что образование во многих азербайджанских учебных заведениях отвечает мировым стандартам, большую часть кадрового потенциала составляют специалисты, в учебных заведениях занятия проводятся на русском и английском языках, повысит заинтересованность в регионах России в получении высшего образования и в Азербайджане. Более 16 тысяч студентов в Азербайджане получают образование на русском языке. В Баку функционирует один из крупнейших центров подготовки русскоязычных кадров — Бакинский Славянский Университет. В столице были открыты филиалы Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова и Первого Московского Государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова. Азербайджанский государственный экономический университет является основателем нового «Дербентского экономического университета», открытого в российском городе Дербент. Эти факторы создают перспективы взаимной интеллектуальной обогащение и сотрудничеству между странами. И сегодня очень важно сохранить начавшийся с участием России, Турции, Ирана, Азербайджана, Казахстана и других славяно-тюркско-арийских государств процесс формирования новой геополитической субъектности.
В связи с этим, для реализации предложенной стратегии существует потребность в агитации на фоне общественной дипломатии. Для осуществления долгосрочных агитационных процессов необходимо проведение научно-практических конференций, диспутов с участием средств массовой информации, как в России, так и в Анкаре , Тегеране, Астане Баку. Также есть необходимость в осуществлении деятельности в виде публикации книг, брошюр и съемок документальных фильмов.

Адгезал Мамедов
Лидер движения «Евразийский выбор Азербайджана»

Лекториум он-лайн

Павел Зарифуллин. Сакральная география Америки



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>