Евразийский союз будет исключительно экономической структурой?

На днях белорусский президент А.Г. Лукашенко совершил поездку в Астану, где провёл переговоры с президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым. Главными темами обсуждения стали двусторонние белорусско-казахстанские отношения, а также будущее евразийской интеграции и согласование общих подходов двух стран в этом вопросе.

Lukashenko+NazarbaevКак известно, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии действует с 1 июля 2010 года. Он был создан для формирования единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. С 1 июля 2011 года таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза. С 1 января 2012 года начали действовать 17 международных договоров, которые и составляют юридическую основу ЕЭП – Единого экономического пространства членов ТС.

Двусторонние отношения Казахстана и Белоруссии являются достаточно прочными и стабильными. Между тем в связи с так пока и не решённой до конца проблемой нефтяного баланса между Белоруссией и Россией (беспошлинных поставок российской нефти и допустимых объёмов экспорта нефтепродуктов из Белоруссии в страны Евросоюза, в Россию и Украину) белорусская экономика испытывает в текущем году определённые сложности, что не могло не отразиться и на торговых связях с Казахстаном. Так, в январе-июле 2013 года наблюдалось заметное сокращение объемов взаимной внешней торговли. По сравнению с соответствующим периодом 2012 года экспорт белорусских товаров сократился на 4,6%, импорт – на 31,7%. Объём экспорта в январе-июле составил 458,2 млн. долларов, импорта – 50,7 млн. долларов. Таким образом, сальдо внешней торговли с Казахстаном для Белоруссии является положительным и составило 407,5 млн. долларов (в январе-июле 2012 года – 406,3 млн. долларов).

Несмотря на падение физических объёмов белорусского экспорта, чисто в финансовом плане Минск смог сохранить выгодный для себя баланс и ничего не потерял. Для Белоруссии, испытывающей постоянную нехватку сырья и энергоресурсов, крайне важно стремиться к получению максимального положительного сальдо в торговле с любым партнёром. Обеспеченный собственным сырьём и ресурсами Казахстан может позволить себе сложившийся минус в 407,5 млн. долларов, так как для Астаны более важно приобретение нужной Казахстану белорусской продукции. В белорусском экспорте в Казахстан преобладают сельскохозяйственная техника (в январе-июле 2013 года было поставлено товаров на 38,5 млн. долларов), тракторы и седельные тягачи (37,6 млн. долларов), шины (36,4 млн. долларов), мебель, включая медицинскую (29,4 млн. долларов), грузовые автомобили (26,8 млн. долларов), говядина (21,1 млн. долларов), сахар (18,7 млн. долларов), молоко и сливки (18,3 млн. долларов), лекарственные средства (10,2 млн. долларов), столярные строительные изделия (10 млн. долларов), сливочное масло (9,5 млн. долларов).

Из Казахстана в Белоруссию поступают черные металлы (17,4 млн. долларов), необработанный алюминий (7,8 млн. долларов), хлопковое волокно и пшеница (3,9 млн. долларов по каждой товарной позиции), грузовые автомобили (3,2 млн. долларов), медные отходы и лом (3 млн. долларов), минеральные смешанные удобрения (1,6 млн. долларов).

Как видно из приведённых выше показателей, торговые отношения между странами не являются ключевыми для обеих экономик, на что также влияет и сравнительная территориальная удалённость. В этом смысле отношения по линии Россия–Белоруссия и Россия–Казахстан внутри ТС и ЕЭП являются куда более прочными и многогранными. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на долю Российской Федерации приходится 95,4% стоимостного объема экспорта и 99,6% импорта в рамках ТС и ЕЭП. В январе-июле 2013 года объем внешней торговли Белоруссии с Россией составил 22 858,3 млн. долларов, в том числе экспорт – 9 605,7 млн. долларов, импорт – 13 252,6 млн. долларов. По сравнению с январем-июлем 2012 года стоимостной объем экспорта из расчета в текущих ценах увеличился на 5,7%, или на 522,3 млн. долларов, импорта – уменьшился на 22,8%, или на 3 923,2 млн. долларов. На данных цифрах понятно, почему Белоруссия так зависит от российской энергетической иглы. При этом Минск стремится максимально выровнять положение. Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Беларуси с Российской Федерацией уменьшилось с 8 092,4 млн. долларов в январе-июле 2012 г. до 3 646,9 млн. долларов в январе-июле 2013 года, или на 4,5 млрд. долларов за полугодие (а это в 11 раз больше, чем весь объём совокупной торговли Белоруссии и Казахстана).tsentr-gumileva-kniga-300x224

Это означает, что реально всё обсуждение экономических проблем и торговой политики внутри ТС и ЕЭП сводится к решению и урегулированию проблем по линиям Россия–Белоруссия и Россия–Казахстан. Поэтому сохранение даже сравнительно небольшой по объёму торговли между Казахстаном и Белоруссией, а тем более её рост в перспективе важен для Астаны и Минска и в том смысле, что это позволяет этим странам внутри ТС и строящегося Евразийского экономического союза формировать некую общую позицию при переговорах с Россией.

Отметив негативные моменты во взаимной торговле (прежде всего – падение объёмов) и определив, куда стоит двигаться, чтобы улучшить ситуацию, А. Лукашенко и Н. Назарбаев много времени уделили и положению внутри Таможенного союза, Единого экономического пространства, перспективам Евразийского экономического союза и возможному присоединению к нему других государств.

Традиционно Н. Назарбаев был сдержан в оценках и высказываниях: «Хочу особо подчеркнуть, что узы дружбы и взаимное уважение, нацеленность на укрепление стратегического партнерства будут впредь оставаться главными принципами наших отношений во благо народов Казахстана и Беларуси. Между нашими государствами нет ни политических, ни экономических проблем. Мы – союзники, мы вместе строим новое интеграционное объединение, надеемся, что будущий Евразийский экономический союз станет выгодным в интересах всех стран, равноправным экономическим союзом, который даст возможность нам еще больше поднять объем товарооборота».

А. Лукашенко также традиционно говорил много и достаточно откровенно. Собственно говоря, именно благодаря его комментариям стало в целом понятно, как в данный момент Казахстан и Белоруссия относятся к интеграционным проектам и как собираются выстраивать отношения с Москвой.

Белорусский лидер в итоге произнёс то, чего от него давно ожидали. По его словам, к 2015 году Евразийский экономический союз должен быть построен, потому что это выгодно всем трём странам. Однако, и это прозвучало очень ясно и чётко, не будет никакого возрождения СССР или же вообще политической интеграции. И Белоруссия, и Казахстан – независимые государства, и ни малейшей внутренней потребности в некоей политической интеграции нет. Иными словами, белорусский лидер, сославшись на полное взаимопонимание по этому вопросу с Н. Назарбаевым, заявил, что строящийся Евразийский союз будет исключительно экономической структурой.

На родине и в России А. Лукашенко в последнее время много критиковали за нежелание двигаться в сторону более тесной политической интеграции с Россией – до сих пор не принят Конституционный акт Союзного государства России и Белоруссии, не избирается союзный парламент, не решается вопрос о единой валюте и т.д. Речь шла и о том, что создание Евразийского экономического союза, передача части полномочий наднациональным органам потребует и реформирования внутриполитической ситуации в Белоруссии. На всё это А. Лукашенко дал вполне ясный и недвусмысленный ответ в интервью казахскому телевидению: «Мы сделали уже конкретный шаг по образованию Единого экономического союза, Евразийского экономического союза. В 15-м году он заработает, должен заработать. Мы обязательно его создадим… Это огромный рынок, 170 миллионов. Это уже что-то значит. За счет внутреннего рынка можно избежать некоторых катаклизмов в мировой экономике… Кто-то из политиков, особенно в России, привыкли подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Все кричат о какой-то унификации, в том числе в сфере политической, мы [же] создаем экономический союз. Кто-то говорит о политической надстройке, кто-то говорит о введении единой валюты. Мы к этому еще не пришли, мы еще не ощутили жесточайшую необходимость этого. Сегодня на повестке дня это не стоит, и не надо это впихивать искусственно, не надо создавать наднациональных структур, которые не воспринимается хотя бы одной страной… При этом суверенитет, стабильность государства – это главное. Мы должны быть суверенными, независимыми государствами. Вот в чем вопрос, а то, что это (создание Евразийского союза. – А.З.) выгодно – это безусловно».

Белоруссия и Казахстан, поддерживая идею экономической интеграции, явно дали понять, что они не станут делать уступок России в политической сфере. Фактически это ещё и ответ тем, кто критиковал А. Лукашенко за затягивание интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Белорусский президент сказал своё «нет» дальнейшему политическому сближению. Вполне очевидно: в Минске решили, что все интеграционные моменты необходимо ограничить экономической и военной составляющими. Конечно же, степень экономической интеграции и военного сотрудничества в рамках Союзного государства России и Белоруссии чрезвычайно высока и беспрецедентна для постсоветского пространства. Однако А. Лукашенко чётко отметил ту черту, которую, по его мнению, переходить нельзя, – поступаться частью своих полномочий и суверенитета.

Н. Назарбаев всегда придерживался подобных взглядов, но теперь можно говорить, что такая позиция стала консолидированной и согласованной. Более чем вероятно, что именно в таком ключе будут рассматривать своё возможное участие в ТС и ЕЭП и другие потенциальные участники интеграционных проектов – Армения, Киргизия…

Очевидно, такова сегодня объективная реальность, однако всё же представляется, что только экономические факторы не могут обеспечить прочность Евразийского экономического союза. Ведь если всё сводится к простой выгоде от взаимной торговли, то завтра возникнет ситуация, когда выгоднее может стать торговля не внутри ТС и ЕЭП, а с другими сопредельными странами. Между тем выстраивание мощного геополитического образования в Евразии с опорой на военный и экономический потенциал России стало бы куда более серьёзным основанием для сохранения нашего цивилизационного пространства, нежели упование лишь на сиюминутные экономические преференции. Однако пока Белоруссия, Казахстан, да и сама Россия больше сосредоточены на решении тактических, а не стратегических задач.

К слову, всё более заметна и разница в подходах Белоруссии и России к подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, что достаточно странно с учётом того, что они, казалось бы, должны выработать единый подход в этом вопросе. Так, если в России намерения Украины вызывают немало вопросов, то белорусский лидер, который после возвращения из Астаны принял в Минске украинского премьера Н. Азарова, заявил, что Соглашение об ассоциации Украины с ЕС будет подписано и это очевидно для всех. «Если говорить откровенно, то в этом шаге в направлении сотрудничества с Евросоюзом я не вижу никаких проблем. Важно другое, чтобы это Соглашение и последующие не закрывали сотрудничество Украины с Единым экономическим пространством, нашим Таможенным союзом», – сказал А.Лукашенко и добавил: «Право Украины выбирать, в каком направлении двигаться, а наше право – считаться с правом Украины и понимать, что это суверенное и независимое государство… Поэтому в ближайшее время нам предстоит пройти очень большой путь по поиску нормального сотрудничества с Украиной. Мы это понимаем. Мы – это члены Таможенного союза». Такая позиция белорусского лидера полностью устроила украинского премьера. «Мудрые слова, я абсолютно с вами солидарен», – подчеркнул Н. Азаров.

Эта ситуация показательна тем, что для Белоруссии Украина является одним из важнейших торговых партнёров и более чем вероятно, что Минск не станет безоговорочно поддерживать какие-либо жёсткие меры России в отношении Киева, что может стать актуальным после подписания Соглашения Украины и ЕС.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные выше проблемы, встреча А. Лукашенко и Н. Назарбаева в Астане стала важным этапом в становлении будущего Евразийского союза. Что же касается практических результатов переговоров для двухсторонних отношений, то они также стали достаточно результативными. Было подписано совместное заявление, в котором определены дальнейшие шаги по экономической интеграции Казахстана и Белоруссии. Согласован и подписан План совместных мероприятий на 2014-2016 годы по реализации Программы экономического сотрудничества между двумя странами на 2009-2016 годы. Также подписаны соглашение о пребывании граждан и реадмиссии (депортации и приёму депортируемых граждан), соглашение о сотрудничестве между академиями государственного управления. В 2014 году в Казахстане пройдут дни культуры Белоруссии. Обсуждён вопрос об участии Белоруссии в программе индустриализации Казахстана, взаимном строительстве логистических центров. Продолжится работа сборочных производств БелАЗа и МТЗ в Казахстане. В Казахстанском агротехническом университете будет открыт белорусско-казахстанский центр подготовки и переподготовки инженеров, создаётся также белорусско-казахстанский научно-практический центр хирургии и трансплантологии.

Словом, Астана и Минск сверили часы евразийской интеграции и выработали согласованную общую позицию.

Александр Золотницкий, Русское единство

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>