Гала-концерт «Джазовой провинции» прошел под норвежские этнические мотивы

Музыка, которая никогда не бывает похожа сама на себя. В Воронеже завершился 23-й международный фестиваль «Джазовая провинция». На гала-концерт организаторы оставили самое интересное, сообщает «ТВ Губерния».

Нежные переливы трубы и лёгкие прикосновения к клавишам фортепиано рождают удивительные звуки. Шум моря, пение птиц, шелест листьев. Музыку Эспена Эриксона и Гуннара Халле называют прохладной снаружи и душевной изнутри. Совместно исполнители впервые выступают на площадках «Джазовой провинции». В их мелодиях слышны этнические норвежские мотивы. Это разительно отличает дуэт от «классического», танцевального джаза.

— Ты должен найти свой «язык». Это может быть смесью рока, классической музыки, фолка. Главное, чтобы это был твой голос. Не такой, как в Нью-Йорке или Новом Орлеане. Нет смысла копировать, если можно сделать что-то оригинальное, — считает Эспен Эриксон.

Эриксон и Халле выпустили уже два диска, которые принесли дуэту популярность и в родной Норвегии, и за рубежом. В их музыке — северные легенды, сказания, те мотивы, которые передаются из поколения в поколение, начиная с 12-го века. Есть даже одна русская мелодия.

— Мы не помним названия, но мы нашли её. Знаменитый шведский исполнитель Ян Йохансон хорошо исполнял её на фортепиано в 60-х, и мы услышали. Она такая «русская», — улыбаются Гуннар Халле и Эспен Эриксон.

Джаз — это всегда импровизация, даже в классике. Исполнение зависит и от коллектива, и от реакции зрителя, да и просто от настроения. Маэстро Давид Голощёкин утверждает: за полвека существования его ансамбля ни одну композицию не получилось воспроизвести в точности, как на предыдущих выступлениях. Да это и не нужно! Прелесть джаза — в его переменчивости и постоянном взаимодействии исполнителей с друг другом и музыкой.

Музыканты, подбирающиеся в ансамбль и желающие играть друг с другом, должны чувствовать друг друга. На этот счёт не бывает даже разговоров. Каждый знает своё место, назначение в ансамбле. Никакими репетициями, разговорами этого не добиться. Это искусство личностей. Личности такие подобрались, что они чувствуют друг друга, стиль, направление, и всё это сливается в единое целое. Потому что это — джаз, — не скрывает эмоций народный артист России Давид Голощёкин.

Но фестиваль — это не только концерты. Это ещё и общение со зрителями, разговоры и обсуждения. Встретиться с любителями джаза в столицу Черноземья приехал знаменитый музыковед Владимир Фейертаг. Послушать о теории и будущем этого направления искусства желающих нашлось немного. Что и неудивительно — всё же тема сложная. Впрочем, музыковед уверен, что сегодня джазу в России есть куда стремиться.

— Самое главное, что это не прекращается. Главный тренд, что джаз живёт и будет жить нормальной жизнью. Кто-то лучше, кто-то хуже, как всегда в искусстве. Но это нормальная часть культурного мира. Публики то больше, то меньше, интерес то больше, то меньше — неважно… Эта музыка существует сама по себе. И у неё есть здравое культурное меньшинство, которое за этой музыкой следует, — убежден Владимир Фейертаг.

Меньшинство или нет — судите сами. На гала-концерте в Воронежской филармонии, как и на всех музыкальных площадках фестиваля — полный зал. В этом году на «Джазовой провинции» в Воронеже выступило более сотни артистов из 12 стран, которых слушали тысячи зрителей. Но то ли ещё будет! — говорят организаторы.

Лекториум он-лайн

Александр Марусев: Скифы и космическое возрождение России



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>