Город Которого Нет

Завершающее эссе Павла Зарифуллина из сакрального трактата-путешествия «О поиске и нахождении Того-Чего-Не-Может-Быть» по маршруту Александров — Астрахань — Сарай-Бату

Первое эссе
Второе эссе
Третье эссе
Четвертое эссе

Поле битвы

Однажды я совершил экспедицию в другую столицу Орды — Сарай-Берке. И до сих пор под впечатлением. Я встретил на месте мегаполиса девственную степь.

И снова поле. Еще одно бескрайнее поле над Ахтубой. Поросшее полынью и заваленное обожженными алыми кирпичами. Из «краеугольных камней» Сарая-Бату построили средневековую Астрахань, её Кремль и Белый город, церкви и башни.

А кирпичей будто и не убавилось, словно в недрах холмов и развалин по сию пору маленькие в скифских шапочках рабочие обжигают красно-коричневую глину. И изготавливают багровую краску, разукрашивая местные рассветы и закаты. 

Есть древнее предание в Европе, что индийские купцы привозили знаменитый «индийский перламутр» и индиго из Царства пресвитера Иоанна. Якобы там античные «красный» и «синий» добывали простым образом. Делая ставки в страшной битве слона (или мамонта) с местным драконом. Если побеждал дракон, то земля напитывалась синей небесной глазурью. Такова якобы кровь иоанновых слонов — голубая как у осьминога и аристократов. Содержащая в себе избыток молекул меди.

Но если мамонт пресвитера мочил дракона стоаршинными бивнями, то кровью древней твари заливали поля и луга. И крошили из неё священный порошок — индийский кармин. Краску, что не линяла и не стиралась столетиями.

Так вот бурый цвет глины под ногами и многочисленные кирпидоны были сродни руде и чешуе дракона. А осколки лазуритовых сосудов напоминали о страданиях и слезах сказочных слонов.

Досье Сарая Бату

В столице Золотой Орды Сарае-Бату (основанной легендарным Бату-ханом) проживало около ста тысяч человек. Население было многонациональным: здесь жили монголы, половцы, аланы, русские, булгары, византицы, хорезмийцы. Каждая этническая группа селилась в своём квартале, где было всё необходимое для жизни: школа, церковь, базар, кладбище. В городе имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, косторезов, ткачей, мастеров по выплавке и обработке металлов. Дворцы и общественные здания возводились из обожжённого кирпича на известковом растворе, дома рядовых жителей — из сырцового кирпича и дерева. Участник археологической экспедиции историк Вадим Егоров вспоминал о раскопках дворца, видимо, принадлежавшего одному из потомков Чингисхана:

«Там примерно 30 комнат. Есть печки, на которых можно лежать («каны» называются). Стены внутри покрыты изразцами и сусальным золотом (таким кроют купола церквей) и расписаны персидскими стихотворными строчками. Пол тоже выложен изразцами с шестиугольными кирпичными плитками».

Столица Золотой Орды

В 1261 году Сарай-Бату стал центром новообразованной Сарайской епископии Русской православной церкви, а в 1315 году — ещё и центром католического епископства. Город был переполнен культовыми сооружениями: православными, католическими и несторианскими храмами, мусульманскими мечетями, буддистками пагодами.

Но в конце 14 века мегаполис сравнял с землёй Тамерлан Страшный. С тех пор Сарай хирел и народишко постепенно сбежал в Астрахань.

Увидеть Город Которого Нет

Ныне долина под властью невидимых пауков. Потому что всё связано-перевязано странной белёсой сетью: из полыни, кустарников, мелких деревьев, ранней изморози. 

Абсолютно пустое поле. Наследники Золотой Орды приехали Домой. А Дома никакого и нет!

Словно в стихах Лао-цзы о Дао.

Мертвецкая долина Города-которого-нет. Где жили когда-то сотни тысяч людей — искусных ремесленников, рабов, солдат, жрецов, красавиц со всего света, тысячи вельмож, сотни чингизидов. 

Ночь и тишина, данная навек.
Дождь, а может быть падает снег.
Всё равно, бесконечной надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет.

Так кажется пел композитор и певец Игорь Корнелюк в страшном блокбастере «Бандитский Петербург», сюжет кино почище битвы дракона и слона.

Революция 90-х, как и революция 1917 года взорвали подсознание нашего народа, пробив шахты и штольни в его самые глубинные пласты. 

Литераторы 1917 года увидели скифов на золотом кургане. А бандиты и композиторы 90-х — Город-которого-нет.

Всё, что осталось от лазуритовых дворцов

Вспомнили ли великороссы, как на заре их страны из года в год из века в век их предки возили дань, женщин, мёд и меха в таинственный, великий, ныне исчезнувший город?

Да, вспомнили, всё и сразу. И под чарующую музыку поездки на край света пытали друг друга утюгами и паяльниками, подсовывали в каблуки кокаин, стрелялись и гудели с тёлками.

Обращение к тайным пластам памяти, к иному и нуминозному иногда доводит до помешательства, до самоуничтожения. 

А чёрный шум в физике считается характеристикой природных и искусственных катастроф, таких как наводнения или обвалы рынка. Его неуловимый и ласковый шёпот манит «чёрных лебедей» — невероятные, непрогнозируемые события в Мире Сям.  

Будто яростные молодые звёзды из уранического скопления М18 (Чёрный Лебедь) в созвездии Стрельца они клюют и клюют нашу отмороженную юдоль!

А еще белые лебеди встречали нас в волнах Ахтубы, трубя в нашу честь, скользили на хрупком ледке. Живые Белые и невидимые Чёрные. Пространство утонуло в ч/б.

Увидеть Город-Которого-Нет стоит очень дорого. Сакральная география — немыслимая роскошь мира Сям. И не то чтобы мы упивались инобытийным изобилием, гуляя по пустому полю Сарая. Мы просто цедили каждый шаг, словно пробовали на язык выдержанные вина подлунного мира. И о, да, концентрированный абсент осенней полыни до сыта пропитавшей собою воздух утраченного Сарая.

Павел Зарифуллин и Город-которого-нет

Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин.
Мне до него последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни.

Города Чигирь-Звезды

Город-Которого-Не-Было

Помимо Города-Которого-Нет неподалёку от него расположена забавная пародия — Город Которого-Не-Было. Своего рода архитектурная «обезьяна Заратустры». Я имею в виду музей Сарай-Бату, построенный из декораций для фильма Пронькина «Орда».

Вопрос с Городом-Которого-Не-Было, видимо не ограничивается тем, что «задники» ужасные и никакой реальной Золотой Орде не соответствует. Это странная эклектика из турецкого караван-сарая и африканского пустынного города Тимбукту, переполненная курьёзными глинобитными норами, кувшинами, разбитыми ступенями, балконами гоблинов, разбросанными там и сям рабскими колодками.

Город-которого-не-было

Забытое добро давно стало домом для спиритуальных существ, как утонувший корабль неминуемо окажется лучшим становищем головоногих и моллюсков. А Город-Которого-Не-Было внешне пуст, людей в нём нет, продавцы билетов шарятся по округе. Только два верблюда качаются в такт степному ветру. Но могли бы и два страуса раскланяться головами. Или два шерститстых носорога. Пейзаж резко терял цветные краски, открывая изнанку Города Покойников. О, да — музей «Орды» — отменная карикатура на город мёртвых Алладина. 

Ведь и кино «Орда» фильм крайне далёкий от реальности. В нём влиятельные монгольские мурзы-послы вместо того, чтобы ездить по свету в китайской шёлковой парче, путешествуют, как заправские бомжи. В ободранных халатах из истерна «Белое солнце пустыни».

Ну а русские напоминают то ли лесных гномов, то ли партизан из синема «Проверка на дорогах». Город Сарай буквально залит кровью, ненавистью, дикостью, битвой за кизяк из под лошадей и прочими прелестями «тёмной Татарии». Служители культа (исторически крайне почитаемые по законам Золотой Орды) оскорбляются и унижаются ханом Джанибеком с особым садизмом.

Тёмная Татария

Не будем повторять за татарской прессой достаточно рациональную критику фильма.

Потому что любое кино — это всегда отражение душевных переживаний режиссёра. «Орда» отлично становится в один ряд с «Трудно быть богом» Алексея Германа. Они и вышли в одно и тоже время 2012-13 годы.

Иногда складывалось ощущение, что режиссёр у двух фильмов один и декорации общие. Вонючие монахи, висящие в петлях песьеголовцы, голые рабыни на верёвках, всадники скачущие по снегу с боевыми птицами на локтях. Моря нечистот, безумие властьимущих и безумие их народов. Посреди всеобщего осатанения световой столп — Человеко-Бог. Тот, кому бесконечно трудно. Усталый Бог, неверующий в успех. В Орде — митрополит Алексий, в условном западном средневековье Стругацких и Германа — благородный рыцарь Румата. Посмотрев «Трудно быть богом», Умберто Эко написал специальное эссе со словами: «Приятного вам путешествия в ад». Вот где мы оказались. Оказывается. И вот что слепили мои современники на развалинах Города-Которого-Нет.

Муляж Сарая Бату

Муляжный Ад. И какая мне разница откуда он растёт? Из сталинизма, прозрений Даниила Андреева или страдальческого мировоззрения Фёдора Достоевского. Режиссёры Руси взяли моду лепить адские гнёзда. На Балабанова, Алексея Германа и Пронькина никаких Вергилиев не хватит, чтобы вытащить нас всех с вами, как Данте из рукотворной Преисподней.

Разгуливая по глиняным улицам-декорациям Города-Которого-Не-Было (их там две с половиной), цыкая на спиритуальных тварей, смело свивших в дармовой туристической коробке гнёзда, я припомнил дядюшку Корбена.

Чигирь-звезда

Так вот, господа. Давайте поддержим мсье Анри Корбена. Вспомним его предостережение и разделим тьму надвое. Отделим тьму Ада Пронькина от Таинства Стратосферы. Серную мглу от сердечных тайн.

У меня есть сердце,
А у сердца песня
А у песни тайна —
Хочешь разгадай.

Посреди карточного домика Золотой Орды расположилось водяное колесо, напоминающее свёрнутого в ленту Мёбиуса инженерного ежа.

Это азиатское приспособление для поливки огородов и виноградников именуют «чигирь»: колесо у колодца, устройство, с помощью которого поднимают воду. Происхождением слово персидское, а в астраханском языке или диалекте был такой глагол: «чигирить». В нашем с вами случае, дорогой читатель, «чигирить тайные воды», «воды нездешних цветов», доставлять То, необходимое нам, как лекарство ото всех болезней, Дао, истинный ключ ото всех замков.

Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами].

Но если есть Пустота между спицами, то должно быть и необходимое Колесо!

Потому что Чигирь-звезда — это планета Венера. Денница — утренняя птица нашего небосклона. Оно в кувшинах (преисполненных потусторонней пустотой) поднимает из бездн и хаоса солнечный свет, вычерпывает солярную субстанцию ввысь — к знамёнам и парусам космоса. Чигирь-звезда, скрипя как татарская арба тащит огненное светило вверх!

Я крутанул деревянный блок и с каким-то пулевым жужжанием, будто старинные часы, чигирь-колесо заревело, зарычало и вынуло Солнце-То за косы из небытия. Из Несуществовавшей Никогда Орды. Из Того-Чего-Не-Может-Быть!

Круглая, как колесо, планета Любви зарычала, заиграла, зацвела золотыми монистами!

Через Это проходит То
Для подключения в нас.
Разгоняется кровоток
В невозможные тысячи раз.

Ваша миссия перегон,
География — перевал.
В небесах на земле любовь
Открывает Панамский канал

Окисляется водород,
Увеличились океаны,
Прилетают на Это — То
Пчелы для роз Осиана —

Так планету растит любовь
Под жужжание колеса,
Загоняя в мир Сям — То
Диафрагмой в песочных часах!

Перегоночный фильтр тьмы
Трансформирует тьму в свет.
В мире Сям рождаемся мы
Побеждать, раздвигая смерть.

Небо греет звезда-чигирь
Мой любимый и нежный зверь.
Дорогая, ключи возьми!
Попроси меня, мне поверь!

То кричит, то шепчет звезда
Под жужжание колеса…
Через Это и То и Та
Раздвигают для нас небеса.

Город Святая Орда

Исчезнувший Сарай и Выдуманный Сарай сошлись на небосклоне Степи будто Лев и Единорог. Или Мамонт и Дракон. Одного зверя давно нет, а другого возможно и не было никогда.

Но только побратавшись, Потерянное и Придуманное способны открыть дверь для Новой Америки, для доселе несуществовавших райских стран Грядущего. 

Под роение небесного колеса Чигирь-звезды происходит рождение Иного — Города Святой Орды.

Выехав из Города-Которого-Не-Было, наблюдая Город-Которого-Нет, я с небывалым этнографическим интересом, скрестив руки, разглядел посредине между ними заваленную золотыми бараньими головами балку. 

Рыжевьё Царствия Небесного — страны света — Страны-Там валялось у ног. 

Я видел иные бесконечно красивые, украшенные висячими садами и невероятных размеров цветами Зелёные, Голубые и Пурпурные Города через сполохи жадного ветра, через огненные столпы.

Вот она укромная гавань для встречи с предками, жертвенными животными, строфами ангелического языка.

Свят! Свят! Свят!

Иной! Иной! Иной!

Это был город или новые города, ориентированные на небо. Как и все стоянки, храмы, обсерватории и крепости людей времени оного. Города обращены к хранящим их звёздам и планетам, к положению солнца — к солнцеворотам и равноденствиям, способствующим их процветанию и обожению.

Навстречу светилам росли дома, многоступенчатые и увенчанные роскошной зеленью, будто сады Семирамиды.

Живые дома из органической ткани. Они постепенно росли, как деревья, вперемешку с рядом растущими гигантскими деревьями: секвойями и специально выведенными кедрами и кипарисами, соснами и эвкалиптами исполинских размеров.

Города-сады

Семьи получали квартиры, у них рождались дети, но за это время квартиры вырастали внутри дома-дерева.

Внутри в просторных многоярусных апартаментах-оранжереях успел разглядеть:

Музыкальные рога в потолках и стенах 

Жидкие полы венецианского стекла

В потолках и куполах хрустальные прозрачные ветви и листья

Дома и небоскрёбы-деревья были многоступенчатыми, так чтобы на всех хватило дневного и ночного сияния.

А выше стояли стены и башенки из солярного света. А над ними — обсерватории-храмы из струящегося звёздного света, уплывающие то ли в вышние города иных измерений то ли в в заоблачные гавани небесных кораблей и электростанций.

Где колёса-диски чигирь-звезды вынимающие из тьмы свет.
Видел я дворцы, как величественные шевелящиеся разукрашенные морские звёзды
И палаты-восходы, рождающие из себя рукотворные солнца
Висящие на нитях и в облаках в красных клюшках спичечные городки
И  башни как океанские вихри стоящие в бассейнах-резервуарах
Дома и орнаменты в зверином стиле
Мягкие звериные шкуры домов
Бесконечные розового живого мрамора спиральные ступени
Лёгкие цветущие мосты, прорастающие облака
Соты стекающие вниз колоннами мёда
Соляные букеты-фонтаны
Были ещё сектора с искусственными зимами
И раковины-мосты
Дома-крылья
Дома как древесные листы

И всё ниспадало в поля и холмы рукотворных лабиринтов из зелёных насаждений и кустарников
И не одного прямого глухого забора, все ограды в форме морских волн, карамельных паутин и оптических иллюзий…

И радостное бесконечье золотых, синих и всех оттенков птиц и райское их щебетанье
И музыка сфер, перетекающая в цветные шумы…

Грядущие звери

В Святой Орде в средоточии Великой Степи я открыл золотой портал в Грядущую страну. Сусальные листы мёда пустыни медленно текут Оттуда — Сюда. Тысячи солнц-близнецов и миллионы исчезнувших животных весёлым шагом, «звериным стилем» ступают в нашу реальность.

Белые единороги и пещерные Львы.
Вымершие и возвращённые наши тотемные братья!

Синие голуби
Гигантские сухопутные черепахи
Маврикийские чубатые попугаи
Полузебры и кентавры
Сирены и сумчатые волки
Императорский мамонт
Пурусзавр


Большерогий ирландский олень
Шерстистые носороги и короли кроликов!
Туры и гепарды
Гигантопитеки и свиноволки
Подводные ленивцы и морские коровы
Японские волки и тасманские тигры

Птицы моа и додо
Речные дельфины и западные верблюды
Смеющиеся совы и голубые антилопы
Аргентависы!
Грифоны, семарглы
Сирин, Алконост, Гамаюн
Барбарийские львы и радужные змеи
И иные божественные твари и неназванные существа.

Возвращаются в просторы и океаны Земли, обращённой в бесконечный плейстоценовый парк в живописную райскую счастливую Пустыню!

Портал Чигирь-звезды крутится.

Светочь-конница, караваны карминовых верблюдов гонят на Русь-Орду колесницы духа, арбузные фуры душевного тепла, свежайший морской бриз и хохот цветочных полян, резервуары космической любви.

Ленд-лиз от наших предков через золотую дорогу открыт.

Всё только начинается…

Павел Зарифуллин

Чб фото: Владимир Дмитренко

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>