Гумилевцы познакомились с декоративно-прикладным искусством Таджикистана

13 октября студенты- гумилевцы не разошлись по домам после занятий, а отправились в Национальный музей Таджикистана, где открылся международный фестиваль «Чакан». В огромном зале музея ремесленники, мастера декоративно-прикладного искусства разместили свои изделия – результат долгих творческих поисков и кропотливого каждодневного труда. 

Звучит музыка. Скрипку сменяет най, а мы тем временем наслаждаемся увиденным  и знакомимся с мастерами.

Олимзон Маликов из Гарма со своей большой семьей занимается изготовлением деревянной посуды. На столе разложены косушки, бокалы, тарелки, пиалки из орехового дерева и тутовника. Начинается все с того, что мастер из ствола дерева вырубает чурбаки-заготовки разной величины и помещает их на целый год в воду. Только после этого дерево готово к дальнейшей обработке. Вырезает мастер формы вручную, отшлифовывает и натирает готовое изделие маслом. После такой обработки деревянная посуда служит долгие годы.

С Мирамином Саидовым – мастером изготовления читгари (набивной ткани) из Истравшана мы познакомились по телерепортажу Сухроба Садуллоева и узнали, что работа над материей начинается с разглаживания — ее обрабатывают до тех пор, пока не исчезнет последняя складка. Для окрашивания ткани используется коренья, кожура граната и даже железные прутья. Все это заливается кипятком, настаивается примерно 40 дней. Орнамент наносят, набивая при помощи колабов, деревянных дощечек с фигурной резьбой. Некоторым из них уже лет за двести. Заготовки обязательно ополаскивают в проточной воде, которая закрепляет краску и придает ткани особую прочность. Затем ткань вываривают в казане. Немного растительного порошка и матовая поверхность приобретает гранатовый оттенок. По словам мастера именно такая материя еще во времена Великого шелкового пути прославила мастеров Истаравшана. Скатерти, покрывала и даже легкая накидка невесты переливались такими же яркими красками. Для фестиваля мастер подготовил коллекцию повседневной одежды, образцы которой студенты с удовольствием примерили. 

Из Истравшана приехал хорошо знакомый нам мастер по обработке дерева Содик Зарипов, в чьей мастерской мы побывали во время этнологической экспедиции и сняли о нем видео-сюжет.

Телерепортаж о мастере Сухробе Саидове тоже есть в нашем архиве. В руках этого мастера эластичная ляурская глина превращается в изысканные кувшинчики и вазы, подсвечники, фигурки людей, птиц, колокольчики, обереги. Изящество линий, витиеватые узоры и колоритные орнаменты, а также уникальная техника исполнения — вот что выделяет его среди других керамистов. По признанию мастера, один из его давних предков был известным  гончаром в Бухаре, и корни его ремесла идут именно оттуда. Уникальность работ Сухроба Саидова заключается в самой технике исполнения. Сухроб занимается малыми формами, которые отливает. Когда глина подсохла, мастер вырезает гравером узор. По словам мастера, структура материала  очень неравномерна, бывает, что узор идет не так, как ты хочешь, а так как расположены ее «чешуйки». Изделие затем Сухроб обжигает и только потом раскрашивает. В работах  мастера преобладают три цвета:  зеленый, черный и красный. В зависимости от окиси железа, краски могут менять свой цвет. Также используется и цвет самой глины, для насыщенности которой мастер пропускает ее через очень мелкое сито. На создание работ уходит от нескольких дней до двух-трех месяцев, все зависит от сложности исполнения и идеи каждого изделия. Мастер сознательно выбрал именно такую технику, потому что она  не только малоприменима, сложна, но и очень интересна. Она традиционна и в то же время, нет. Как признается сам мастер, источником вдохновения служит красота, щедро разлитая вокруг, которую  он пытается запечатлеть в своих работах  и делиться ею со всеми. Сухроб Саидов — обладатель двух Знаков качества ЮНЕСКО. Самая известная работа мастера — «Лампа Алладина». Именно ее высоко оценила международная организация и вручила диплом за неповторимый почерк и уникальность.  Еще один диплом от ЮНЕСКО Сухроб Саидов получил «За качественную работу», а Союз ремесленников Таджикистана объявил его несколько лет назад  «Лучшим ремесленником года».

О Махмадкариме Каримзода нам еще предстоит снять видео-сюжет. Каждая встреча с ним – это встреча с прекрасным. Вот уже 40 лет М. Каримзода создает сады – кундаль. Он украсил своими садами стены Государственного драматического театра имени Лохути, своды культурного центра «Кохи Навруз», театра оперы и балета имени С. Айни и других излюбленных мест отдыха душанбинцев. Разнообразные стилизованные изображения лотосов, пионов, хризантем в сочетании с геометрическими формами создают яркие образы родной природы. Изящное, причудливое переплетение узоров, цветов не повторяются. «Вырастить» такой сад — не простая задача. В самом начале создается орнамент на кальке, затем по всем линиям самой обыкновенной иглой наносится узор с помощью нагара. Переведенный таким образом рисунок закрепляется на основе смесью клея с цементом. Для выпуклости и рельефности узора раствор наносят многослойно, затем оформляют красками. Там, где необходимо придать блеск, используется краска с добавлением бронзового порошка. С давних времен кундаль был признаком роскоши, почитался дорогим подарком и потому не теряет своей ценности и в наши дни.

Свои работы – образцы риштанской керамики — представили на фестивале гости из Узбекистана – мастера творческой мастерской Бахтиёра Назирова. С 11 лет Бахтиёр начал осваивать гончарное дело учеником у мастера Кинсамбая Ганижанова. Сегодня Б. Назиров – член Академии художеств Узбекистана. Его работы украшают дома от Индии до США. Мастер передает свой опыт сыну Диёрбеку. 

Риштанская керамика делается из красной глины, которая мнется до состояния эластичности на деревянной доске, сидя на полу. С интересом мы наблюдали как куску глины мастера Бахтиёр Назиров и Ганиджон Элибоев на гончарном круге придают форму. Весь процесс мы, конечно, не смогли посмотреть, т.к. сформированная посуда высыхает в течение 1-2 часов. Но мы узнали, что затем она протирается мочалкой с водой для придания гладкости поверхности посуды. После этого посуда выставляется на солнце и готовится к ангобированию, которое придает посуде белый фон за счет покрытия изделия жидкой смесью ангренской глины и кварца. Затем изделие сушат еще 30 минут на солнце. Керамика обжигается дважды. Первый обжиг – без глазури. После него на изделие наносят вручную рисунок натуральными красителями, покрывается глазурью и отправляется в печь. В ишкоровой глазури — собенность риштанской керамики, которая готовится из пепла травы гульяк. Пепел обжигается при высокой температуре. В результате обжига он превращается в стеклообразные голубые кварцы, которые мастера растирают в порошок. Для придания необходимого цвета глазури в нее добавляют растения и окиси металла. После этого смесь разбавляют водой и фильтруют.

Курок и чакан, самоцветы и бисер украсили Национальный музей своими яркими красками. Все эти краски мы нашли на чашках и блюдцах художницы-любителя Мавзуны Ахмедовой. Мастер раскрашивает посуду акриловыми красками, обжигает и покрывает лаком. Из такой посуды выпить чашечку чая или кофе – одно удовольствие.

Мастера-устоды не только бережно хранят культурные традиции народа, но и вплетают их в канву современной жизни. На это обратила внимание студентка 2 курса Бибихумайром Гози. Делясь своими впечатлениями о фестивале, она отметила: «Больше всего меня порадовало то, что традиционные мотивы используются для современных вещей: сумки с вышивкой, рюкзаки с аппликацией из атласа.  Это говорит о том, -заключила студентка,- что история и культура не забыты. А само мероприятие вызвало у нас чувство гордости за свою родину!».

Вот так благодаря кропотливому труду мастеров не только продолжают жить и развиваться народные промыслы, ремесла, но и воспитывается у молодого поколения уважительное отношение к своей культуре, чувство патриотизма. 

Мастера – настоящие волшебники, потому что их руки создают чудеса, делая нашу жизнь радостной, счастливой и осмысленной! 

Ольга Ладыгина, председатель Гумилевского клуба в Душанбе
Евразийский центр им Гумилева в Таджикистане

Лекториум он-лайн

Александр Секацкий. Справедливость: карма или божественная правда?



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>