Император русских снов

Начало: Палач Достоевский (Ленин и Хромоножка)

Игра в успение

Иные люди среди нас умирают за ночь по 20 раз за час. Уходят, а потом — обратно — ныряют в жизни цветы. «Это как?», — спросит читатель. А очень даже просто. Пациенты с «апноэ» ночью испытывают странное ощущение и погружаются в состояние, подозрительно похожее на смерть. Ночью у них сужается глотка, от чего в организм перестаёт поступать воздух. Из-за нехватки воздуха понижается содержание кислорода в крови и поднимается артериальное давление, как будто они качаются на качелях. Кожа и губы начинают синеть. У некоторых секунд на 10 останавливается сердце.
В конце концов в мозг поступает сигнал, о том, что организм задыхается. Мозг активизируется, и тело инстинктивно начинает заглатывать воздух. Но как только дыхательные пути расчищаются, мозг снова засыпает. И всё повторяется заново! За час человек может 20 раз физически умереть, а потом быстренько вернуться к жизни! Вот так вот по лезвию бритвы буквально ходят (нет — не ходят, потому что лежат) миллионы жителей планеты Земля. А многие умирают во сне от инфаркта — мозг не успевает среагировать. (1)

Причина «Апноэ» переводится на русский, как банальный «храп». Во сне «храпуны» играют со смертью в кости, включая и выключая мозг и дыхательный тракт. Это фарт лунатиков, бессознательных игроков в орлянку с бездной!
Смерть-то по славянски зачастую именуют успением. У этого успения есть своя топография, как и у психоанализа человека есть карта векторов, дорог и секторов…
На той стороне «апноэ» братья-храпуны выхватывают фонтаны жизни, в сердце успения горят кристаллы счастливого выигрыша. Удачный покер победы над сном венчают королевские карты.
Да, в центре сна стоит Восточный Король. Он награждает доплывших до него «храпунов» золотыми ключами…

«Бесы» и «Император»

В предыдущем эссе мы «много и хорошо» вспоминали Достоевского за «резню» русского мифа. Но была у Ф.М.Д. одна история, один план, как
отечественную запретную сказку запустить заново. Легенда об Иване-Царевиче, коей Достоевский в «Бесах» взорвал литературное сообщество и (как говорят) «запрограммировал» Русскую Революцию, имела предысторию. Она напрямую касалась писательских проектов Фёдора Михайловича.
Прототип «Ивана-Царевича» был никто иной, как несчастный «Иванушка» — невинно убиенный русский император Иоанн III.
О нём Достоевский задумал полноценный роман. О бесконечном пребывании государя в каморах и темницах (царь сидел почти с младенчества до самой смерти). Так вот, основной сюжет романа «Император» должен был строиться вокруг снов «Ивана-царевича».
Книга осталась лишь авторским замыслом. Повторюсь, Достоевскому всего легче было разбирать миф, а не группировать его заново. Из «слова об Императоре…» родились «Бесы».
Из жития Иоанна Антоновича Достоевский вывел двух своих героев «Князя- Христа» Мышкина и «Ивана-Царевича» Ставрогина.
Неосуществлённый роман остался намёком, прозрением одного из лучших русских перьев…
И остались сны. Незаписанные сны…

Иоанн III

Итак — Иоанн Антонович из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Он царствовал, как Иоанн III с октября 1740 по ноябрь 1741, правнук царя Ивана Алексеевича (брата Петра Великого). В исторической науке, его также именуют Иоанном VI (это, если считать от Ивана Калиты. Нетрудно заметить, что «Иван» — наиболее популярное имя русских руководителей). Император-младенец был свергнут императрицей Елизаветой, провёл почти всю жизнь в заключении в тюрьмах, в одиночных камерах и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить.
Сначала Елизавета (перед этим сама присягавшая на верность Иоанну) намеревалась выдворить его семью из страны (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу Анну Леопольдовну (мать Иоанна), её мужа и детей.
31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки.
Позже был опубликован указ об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов и прочих документов с именем императора на новые.

Голем

В 1742 году втайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде, затем, в 1744 году, в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Он находился в том же архиерейском доме, что и родители, за глухой стеной, о чем никто из них не догадывался. Комната-камера экс-императора, которого теперь по указанию Елизаветы Петровны стали называть Григорием, была устроена так, что никто, кроме воспитателя и его слуги, пройти к нему не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго. Долгие северные мытарства сильно отразились на здоровье его мамы — Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла.
Император Иоанн рос совершенно один, читая лишь «Библию».
Словно Голем из еврейской сказки он был заперт в каменный мешок, в комнату из которой выхода на «Этот Свет» быть не может.
Голем — это такой робот, способный совершать по заданию раввина всё что угодно. В Големе живёт невероятная сила С-Той-Стороны. Он словно скатерть- самобранка или То-Чего-Не-Может-Быть — достаёт из Инобытия всё, что запросит оператор. Конечно такую силищу надо укротить и запереть.
Возможно в мифе о Големе отразилась давняя ненависть раввината к иудейским царям. Ведь в сакральном царе заключены повадки вулкана и щедрость космоса. Он в принципе может привнести в Мир Сей любовь, войну, абсолютный успех или катастрофу. Потому евреи запирают своего Голема в каменную башню без входов и выходов, лишь щели рыдают пронзительным озарением, будто прожектора пятого измерения.
Вот и русский царь Иван, блаженный государь-младенец усвоил в заколоченных замках небесную святость.
Густав Майринк написал роман о Големе, где через пражский сумрак и иудейские мифы проросло ожидание Царя-Мессии…
Чтобы пробраться в комнату к Голему надо использовать магический канат, как правило он рвётся и путешественник летит вниз головой.

DSC04296

Призрачный «Habal garmin», которого вы видели, «дыхание костей» по Каббале, и был царь… Когда он будет коронован… порвется надвое веревка, которую вы привязали к миру рассудком и органами внешних чувств… (2)
Долго я искал в ночной Праге башню Голема, но не мог найти даже еврейского кладбища. С чиновниками из Администрации Волгоградской области, с двумя эфиопками под мышкой мы ввалились в пивной бар в третьем часу.
Нас встретил седой статный чех и на вопрос про Еврейское кладбище на чистом русском грустно ответствовал: «Молодые люди — весь мир наш еврейское кладбище!»
Тбилисский кукольный театр Резо Габриадзе имеет искомую нами башенку. Эта метафора на все сказочные и тортовые башни сразу. В ней могли бы сидеть Спрятанная Королевна, Голем, театр Буратино или наш Иоанн Антонович. Каланча притягивает будто игрушечный маяк. Башня висит в картонном тифлисском небе над входом в балаган и манит солнечными створками узких окон. Совершенно ясно, что входа в неё нет, а живёт там Недоступное, Нуминозное, внушающее ужас и нездешнее счастье.

88306429_large_10412_184

Император русского сна

Священность императора начала произрастать из пожизненного заточения. Юродивые бродили по Расее и шептали «запрещённое имя». Народ начал ждать своего «Иванушку».
Страх Елизаветы Петровны перед возможным новым переворотом привёл к новому путешествию Ивана. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру Шлиссельбурга. В крепости Иван (официально именовавшийся «известный арестант») находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За всё время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своём царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.
Достоевский очень точно указал на связь священного царя со снами. И дело даже не в том, что царь населению снится. Есть тонкая граница между забытьём и явью. Пространство между первым и вторым сном где-то возле полуночи… Это сейчас, когда нас поедает электричество, ТВ и Интернет мы потеряли этот волшебную благодать прежней жизни. Когда ложатся с закатом и встают с восходом. Тогда сон сам собой делился на две части.
Часовой перерыв среди ночи каждый проводил по-своему: кто-то молился, кто- то размышлял, а кто страстно занимался любовью. В промежутке между двумя снами люди были расслаблены как никогда. В мозгу резко повышался уровень пролактина — гармона сладостного расслабления. Такой уровень пролактина бывает у птиц, в полудрёме высиживающих яйца. Именно в этот поэтический период кремовые розы сочетают своё королевское ложе с золотыми соловьями… Люди мечтали и медитировали, любовники исполняли музыку совокупления, а монахи входили в молитвенный экстаз.
Перерыв между снами, полярная звезда полуночи — это и психический топос, в котором рождаются грёзы. Это трон тайного царя, благословляющего сонным молоком своих дремлящих подданных.
Там зачинаются образы и архетипы народного бессознательного.
«Спрятанный Царь Иванушка» будто из гиперпространства, с «горних высот», с сокровенных глубин постучался клавишами незримого клавесина в сердце каждого русского человека.
Метафорически царь, словно вещий свет был свёрнут в струну (согласно физику Калуце и математику Клейну — свет есть колебание струн пятого измерения). И в таком виде он отвечал за весь русский космос разом. Ведь молекулы нашей генетической памяти ДНК суть тоже цепочки-струны.
«Молекулярная цепочка — это форма, в которой генное бессознательное, всегда оставаясь субъектом воспроизводит само себя»! (3)
Молодой заколоченный царь бродил по герметической комнате, а русский мир от его хода штормило морами и бесполезной Семилетней войной…

Цареубийство

Напряжение от Сокрытия блаженного государя стало невыносимым.
Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключённого гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II (после убийства её мужа государя Петра Фёдоровича), подпоручик Василий Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана.
Однако стражникам императора капитану Власьеву и поручику Чекину была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались.

DSC04577

Из Жития Ксении Петербургской…

За три недели до убийства Иоанна Антоновича в Шлиссельбурге, блаженная Ксения стала целыми днями горько плакать. Все, кто встречал блаженную в слезах, думая, что кто-то ее обидел, спрашивали: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?» Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — и вновь заливалась слезами. Никто из горожан не понимал, что стало с такой обычно спокойной блаженной Ксенией. Никто тогда не понял и ея странных пророческих слов.
И только когда по Петербургу разнеслись слухи о трагической кончине Иоанна Антоновича, всем стало ясно, что своим плачем и странными словами («Там кровь, кровь, кровь!») блаженная Ксения предсказала его гибель.
И оплакивала блаженная Иоанна Антоновича не только как невинную жертву, не только как законного Императора-страстотерпца, убиенного в страшной суете дворцовых переворотов. Нам кажется, она оплакивала его как родственную душу, такого же юродивого Христа ради и нищего духом, как и она сама.
Не исключено, что Ксения блаженная и Иоанн Антонович молитвенно общались, укрепляя друг друга.
Когда Мирович нёс заколотого златоглавого государя через двор крепости, уходящий император его царственно успокаивал. Он умирает величаво и грустно.

Воскресение

Народ долго ждал своего Иванушку и проклинал «Катьку Кровавую». Русские сказки в конце XVIII века разительно переменились. Вместо древлего цикла о
богатырях Владимира Красное Солнышко главным их персонажем предстал Иван-царевич. Он однажды придёт и спасёт Русь от плохих и злых, от кривды и напраслины. Он накажет «неверную жену» и обвенчается с блистательной Еленой Прекрасной.
Невинно убиенный император занял место главного героя русского мифа. О Нём, пребывающем в Волшебной стране, мы читаем своим деткам книжки с картинками.
Он по-прежнему Там находится, взирает на нас сквозь брустверы мифической вышки. И от походки его по каменному полу равеллина дрожат подлецы, буржуи и предатели всех мастей.
Царство властно стучится в наши оледенелые души, в наши заваленные снегом дома.
Во главе неисчислимого войска Восточный Король скоро въедет в Москву…

Павел Зарифуллин

Ссылки:

(1) Дэвид Рэндалл «Наука сна»
(2) Густав Майринк «Голем»
(3) Делёз, Гваттари «Анти-Эдип»

Иллюстрации: Прага, Тбилиси, Шлиссельбургская крепость

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>