История кыпчаков, которых мы именуем половцами

Многие историки, изучающие историю России, часто пишут о междоусобных войнах князей и их отношениях с половцами, народом, имеющим много этнонимов: кипчаки, кыпчаки, половцы, куманы. Чаще рассказывается о жестокости того времени, но очень редко затрагивают вопрос о происхождении половцев.

Очень интересно было бы узнать и ответить на такие вопросы, как: откуда пришли они?; как они взаимодействовали с другими племенами?; какой образ жизни они вели?; в чём состояла причина их переселения на Запад и связано ли это с природными условиями?; как они сосуществовали с русскими князьями?; почему историки так негативно писали о них?; как рассеялись они?; есть ли среди нас потомки этого интересного народа? На эти вопросы нам наверняка должны помочь ответить работы востоковедов, историков России, этнографов, на которые, мы и будем опираться.

В VIII-м веке, практически во время существования Великого тюркского каганата (Великий Эль) в Центральной и Восточной частях современного Казахстана сложился новый этнос — кыпчаки. Кыпчаки, пришедшие с родины всех тюрков — с западных склонов Алтая — объединили под своей властью карлуков, кыргызов, кимаков. Все они получили этноним своих новых хозяев. В XI-м веке Кыпчаки  постепенно продвигаются к Сырдарьи, где кочуют огузы. Спасаясь от воинственных кыпчаков, они переселяются в степи Северного Причерноморья. Практически вся территория современного Казахстана становится областью владений кыпчаков, которая получает название Кыпчакская Степь (Дешт-и-Кипчак).

Кыпчаки стали переселяться на Запад, практически по той же причине, что и когда-то хунны, которые стали терпеть поражения от китайцев и сяньбийцев только по той причине, что в восточной степи началась страшная засуха, нарушившая благоприятное развитие державы Хунну, созданной великим шаньюем Модэ. Переселение в западные степи оказалось не таким уж и лёгким, так как постоянно происходили стычки с огузами и печенегами (канглами). Однако, благоприятно на переселение кипчаков влияло тот факт, что Хазарского каганата, как такового, уже не существовало, ибо до этого, повышение уровня Каспия затопило многие поселения хазар, селившихся на берегах Каспийского моря, что явно потрепало их экономику. Концом этого государства служило поражение от конницы князя Святослава Игоревича. Кыпчаки перешли Волгу и продвинулись до устьев Дуная. Именно в это время у кыпчаков появились такие этнонимы, как куманы и половцы. Куманами их назвали византийцы. А половцами, кыпчаки стали называться на Руси.

Давайте рассмотрим этноним «половцы», ведь именно вокруг этого наименования этноса (этнонима), ведётся так много споров, так как версий очень много. Мы выделим основные:

Итак, первая версия. Этноним «половцы» по мнению кочеведов, произошёл от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми, а может даже и голубоглазыми. Вероятно, половцы были европеоидными и не зря наши русские князья, приезжавшие в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их «красными девками половецкими». Но ведь есть ещё одно утверждение, по которому можно сказать, что кыпчаки были еврорпеоидным этносом. Обращаюсь к Льву Гумилёву: «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких, (есть предположения, что Александр Невский был сыном половчанки), принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский «енко» (Иваненко)».

Следующая версия чем-то тоже напоминает версию, выше сказанную. Кыпчаки являлись потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, образовавшихся на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». В древнерусском же «половь» и означает «жёлтый». Это может быть от лошадиной масти. Половцы могли называться так потому, что ездили на половых лошадях. Версии, как видите, расходятся.

Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к 1055 году. Историки такие, как Н. М. Кармзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. И. Костомаров считали кыпчаков жуткими страшными варварами, сильно потрепавшими Русь. Но как говорил Гумилёв о Костомарове, что: «в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели себя».

Русские князья нередко бились между собой с такой жестокостью, что можно было бы принять их за дворовых собак, не поделивших кусок мяса. Причём, происходили эти кровопролитные междоусобицы очень часто и были они более страшными, чем какие-то небольшие нападения кочевников, допустим на Переяславское княжество. Да и здесь не всё так просто, как кажется. Ведь князья использовали половцев, как наёмников в войнах между собой. Потом же наши историки стали рассказывать о том, что Русь якобы вынесла борьбу с половецкими полчищами и защитила Европу, как щит от грозной сабли. Короче говоря, у наших соотечественников фантазий было предостаточно, но к сути дела они так и не пришли.

Интересно, что Русь защищала европейцев от «злых варваров-кочевников», а после этого Литва, Польша, Швабская Германия, Венгрия стали продвигаться на Восток, то есть на Русь, на своих «защитников». Уж больно надо было защищать нам европейцев, да и защиты-то никакой не было. Русь, несмотря на свою раздробленность, была намного сильнее половцев и те мнения историков, перечисленных выше, являются необоснованными. Так что никого от кочевников мы не защищали и никогда не были «щитом Европы», а скорее были даже «щитом от Европы».

Вернёмся к отношениям Руси с половцами. Мы знаем, что две династии-ольговичи и мономашичи, стали непримиримыми врагами, и летописцы, в частности, склоняются на сторону мономашичей, как героев борьбы со степняками. Однако, давайте объективно рассмотрим данную проблему. Как мы знаем, Владимир Мономах заключал с половцами «19 миров», хотя «князем миротворцем» его никак не назовёшь. В 1095 году он предательски убил половецких ханов, которые согласились прекратить войну — Итларя и Китана. Затем князь киевский потребовал, чтобы князь черниговский Олег Святославич либо отдал сына Итларя, либо сам его умертвил бы. Но Олег, будущий хорошим другом половцев, отказал Владимиру.

Конечно грехов было достаточно и у Олега, но всё же, что может быть более омерзительным, чем предательство? Именно с этого момента началось противостояние двух этих династий — ольговичей и мономашичей.

Владимир Мономах смог произвести ряд походов на половецкие кочевья и вытеснил часть кыпчаков за Дон. Эта часть, стала служить грузинскому царю. Кыпчаки не потеряли своей тюркской доблести. Они остановили натиск турок-сельджуков на Каваказе. Кстати, когда сельджуки захватывали половецкие курени, они забирали физически развитых мальчиков, а затем продавали египетскому султану, который выращивал из них элитных бойцов халифата — мамлюков. Кроме потомков кипчаков, в египетском халифате служили султану потомки черкесов, которые также являлись мамлюками. Однако это были совершенно разные подразделения. Половецкие мамлюки носили название ал-Бахр или бахриты, а черкесские мамлюки ал-Бурдж. Позже эти мамлюки, а именно бахриты (потомки половцев) захватят власть в Египте под руководством Бейбарса и Кутуза, а затем смогут отбить нападения монголов Китбуги-нойона (государство Хулагуидов)

Возвращаемся к тем половцам, которые всё-таки смогли остаться в Северо-Кавказских степях, в северном Причерноморье. В 1190-х годах половецкая знать частью принимали христианство. В 1223 году командующие монгольским войском в два тумена (20 тыс. чел.), Джэбэ и Субэдей, совершили внезапный рейд в тыл половцам, обойдя Кавказский хребет. Половцы в этой связи просили помощи на Руси, и, князья решили им помочь. Интересно, что, по мнению многих историков, негативно относившихся к степнякам, если половцы вечные враги Руси, то как они объяснят столь быструю, почти союзническую, помощь со стороны русских князей? Однако, как известно, совместные войска русских и половцев потерпели поражение, причём не по причине, допустим превосходства противника, которого и не было, а по своей неорганизованности (русских с половцами было 80 тыс. чел., а монголов всего-то 20 тыс.  чел.). Затем последовал полный разгром половцев от темника Батыя. После этого кыпчаки рассеялись и практически перестали считаться этносом. Часть их растворилась в Золотой Орде, часть приняла христианство и вошла в позднее в Московское княжество,  часть, как мы говорили, стала править в мамлюкском Египте, а часть ушла в Европу (Венгрия, Болгария, Византия). На этом история кыпчаков заканчивается. Остаётся только описать общественный строй и культуру этого этноса.

У половцев был военно-демократический строй, практически, как и у многих других кочевых народов. Единственная их проблема заключалась в том, что они никогда не подчинялись централизованной власти. Их курени были отдельными, поэтому если и собирали общее войско, то это случалось редко. Часто несколько куреней объединялись в небольшую орду, руководителем  которой был хан. Когда же некоторые ханы объединялись, то во главе выступал каган.

Хан занимал высшее положение в орде, и к именам половцев, занимающую эту должность, традиционно прибавлялось слово «кан». После него шли аристократы, которые распоряжались общинниками. Затем главы, возглавлявшие рядовых воинов. Самое низкое социальное положение занимали женщины — служанки и колодники — военнопленные, которые выполняли функции рабов. Как было написано выше, в орду входило определённое количество куреней, которые состояли из семей-аулов. На владение куреня назначался кошевой (тюрк. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать).

«Основным занятием половцев было скотоводство. Главной пищей простых кочевников служили мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

В большинстве, если исключить аристократию, которая стала принимать христианство, то половцы исповедовали тенгрианство. Так же, как и тюркюты, половцы почитали волка. Конечно, в их обществе служили и шаманы, именуемыми «басхамы», которые вели общение с духами, лечили больных. В принципе, они не отличались ничем от шаманов других кочевых народов.  У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия, воины которой носили ламеллярные панцири, пластинчатые панцири, кольчуги, шлемы. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.

Опять, степофобские историки утверждали, что городов половцы не строили, однако в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Согласно историку-путешественнику Рубруку, продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.

Наш рассказ о половцах заканчивается, однако при том, что данная статья имеет недостаточно данных об этом интересном этносе и поэтому подлежит дополнению.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У).

 

Список литературы:

  1. 1. Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва. 2010 г.
  2. 2. Гумилёв Л. Н. «Тысячелетие вокруг Каспий». Москва. 2009 г.
  3. 3. Карамзин Н. М. «История Государства Российского». Санкт-Петербург. 2008 г.
  4. 4. Попов А. И. «Кыпчаки и Русь». Ленинград. 1949 г.
  5. 5. Грушевский М. С.  «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до XIV столетия». Киев. 1891 г.
  6. 6. Плетнёва С. А. «Половцы». Москва. 1990 г.
  7. 7. Голубовский П. В. «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». Киев. 1884 г.
  8. 8. Плано Карпини Дж. «История монголов, которых мы называем татарами». 2009 г. // http://kitap.net.ru/archive/12.php
  9. 9. Рубрук Г. «Путешествие в восточные страны». 2011 г. // http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/R.phtml?id=2057

Лектриум он-лайн

Павел Зарифуллин "Ангелы в мифах народов Евразии"



Вам также может понравиться

42 Комментариев

  1. 1

    Интересная и познавательная статья об истории половцев, спасибо автору. Марад Аджи, пишет о половцах в своих изданиях «Полынь половецкого поля» и «Мы из рода половецкого». В его книге говорится о тех половцах, которые растворились (ассимилировались) в народах Кавказа.

  2. 2

    Спасибо автору, очень интересная статья. Мы кумыки считаем, что половцы были нашими предками.

  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 7

    Казахи Западного Каэахстана являются современными половцами . Я из рода токсоба /токсобичи в древнерусских летописях/ . Двенадцать родов племени Баиулы / Алшины/ — бериш, шерееш,жаппас,ыссык,адаи и другие. Так что половцы не исчезли. Они живут и будут жить. Приезжаите в Западныи Казахстан .Знакомтесь с родами и племенами нашего региона.

    • 8

      Только не похожи вы на половцев, которые были с европеидными чертами лица, светловолосы и голубоглазы. Скажите спасибо той толпе, которую привел с собой Темучин и которые испортили вашу генетику.

  7. 9

    Потомки кипчаков, половцев это казахи и Ногайцы. Все роды половцев- Токсобичи, Берчевичи, Алачевичи, Йетобичи- Все это сегодня рода казахов. Кипчаки, войдя в Золотую Орду смешались там с татарами Чингизхана. Так что все это бред о европеидности кипчаков.

    • 10

      Татары они и есть кыпчаки. В дешт и кыпчак В 12 веке война между кыпчаком токсаба и дуруд это наш история а чингизхан и его монголы это взросли сказка татари убил родителей темуджина сам темуджин убежал до кытайя и собраль 1000 войск и напал на дешт и кыпчак мынкол чингис из рода дуруд он был кыпчак это факт

  8. 11
  9. 12
  10. 14
  11. 15

    Конницы у Святослава (Игоревича ли?) не было. Сам он со товарищи сплавлялся на лодьях, а по берегу на конях сопровождали печенеги, с которыми был уговор. Последние то и были ираноязычными европеоидами, после 5 века н.э. перешедшими на тюркский язык с приходом тюрок-тугю в Среднюю Азию и покорения ими канглов, тоже оседлых изначально ираноязычных европеоидов (печенеги потомки канглов). Среди подчиненных кыпчакам народов были карлуки, кыргызы, кимаки. Из них киргизы тоже европеоиды, но уже тюркизированные. Кимаки же это серы из Серики, которых почему то считают китайцами, но у них только название китайское-сеяньто. Часть из них ушла по Оби на север, перешла Уральские горы и была ассимилирована коми-пермяками под названием зырян, имея письменность и алфавит на основе брахми, переписываясь с булгарами. Эта переписка, естественно, была на иранском языке и ее уничтожили с приходом к булгарам ислама. Тексты зырян тоже утрачены с приходом православия, остались только варианты алфавита. Зыряне это «золотистые», если ориентироваться на фарси. Точно такая же характеристика была у исседонов Геродота-золотоносные. Если ориентироваться на то, что они же были еще и куманами, последними осели в Венгрии, то можно понять, что не были они ни китайцами, ни тюрками, а теми же иранцами, владевшими и иранским, и тюркским языками, но пришлось перейти на венгерский (много ли тюрок в Венгрии?).
    Женились наши князья как раз на печенежских девках, часть из племен которых фактически была во главе половцев, так как могла иметь тяжелую конницу. Печенеги (и, возможно, куманы) имели навык оседлости, жили в городах. К ним и шли свадебные поезда (и к зырянам тоже).
    Князья использовали половцев в междоусобной борьбе, но не брали их на службу. Такая практика была у иранских Сасанидов. Кончилось тем, что власть перехватили Газневиды. Такого на Руси не случилось, так как ни один князь с помощью половцев надолго не утвердился. Однако, под власть монголов русы попали, правда, не навечно. Силы у монголов тоже были не беспредельны, так как орду надо кормить, а если все пограблено и наступает зима, то они уходят в степь. Так было и с их отказом идти на Новгород и т.д.
    Кыпчаки в союзе с аланами остановили монголов, и тем пришлось перед повторным приходом нажимая на «родственные» к кыпчакам чувства.разрушить их союз с аланами. После этого монголы одолели аланов, а затем наказали кипчаков и пошли на Русь, которая тоже не была единой.
    Шарукань, Сугров, Чешуев были как раз городами привычных к оседлости печенегов, а не кыпчаков. Где города последних никто не знает, так же как и города нагайбаков (у ногаев была столица на Урале не ими основанная).

  12. 17
  13. 18

    Мама моя из племени кыпчак, принадлежит ханскому роду. Одно мне не понятно, почему все знают, что есть огромное количество людей, которые называют себя кыпчаками, например, среди казаков (по-русски казахов) и других тюркских народов, при этом практически во всем сохранившие свой язык, культуру, традиции. Однако, большинство исследователей продолжают считать, что этот этнос исчез, рассеялся, ассимилировался. Не правда это все. Мы казаки, знаем свой род до 7-го колена. Никуда кыпчаки не исчезли! Мы просто вошли в новые этнические союзы. Хотя, факт некой метисизации могу признать.
    Тоже самое происходит и в отношении других древних тюркских этносов. Например, найманы тоже никуда не исчезли, они интегрировались в состав среднего жуза современных казаков.
    Очень смешно порой читать о таких непонятных исчезновениях в никуда, тем более таких мощных и весомых этносов.
    Такое впечатление, что нас хотят лишить истории. Типа, да были великие кыпчаки, найманы, барласы, аргыны, джалаиры, но они исчезли. А на вопрос, а как на счет тех, которые и сегодня есть и знают свой этноним, в ответ — тишина.
    Помню в школе проходила историю, что казаки были дикие, безграмотные и т.д., но потом нас оцивилизовали. А потом приходила домой, а там бабушка с дедушкой Коран по-арабски читают, а папа легко понимает Кодекс Куманикус, потому как почти родной язык!
    А еще, помню читала Исая Калашникова Жестокий век и трилогию Яна о великих монголах, а потом спрашивала папу, а что это там про мамин род написано? Про кыпчаков? А вот нас в школе учат, что мы никто и ничто. Спасибо папе за то, что просвещал, несмотря на властвующую тоталитарную идеологию, а так бы и выросла в полном незнании собственной истории.
    Я не болею пантюркизмом и вообще какими-либо измами, просто не хочется вранья. Поэтому хотелось бы, чтобы эта статья стала одним из кирпичиков возвращения настоящей истории.

  14. 21

    Я Кыпчак из Павлодара, наши братья в большом количестве сейчас живут в России и до Астаны. но и в других странах где они правили государствами

  15. 22
  16. 23
  17. 24

    Происхождение этнонима «половцы» — не от «полова» — якобы «солома»,
    а от слова «ПОЛЕ» — половец, живущий в поле, в степи, степняк.
    Это же очевидно.

  18. 28

    Естественно не от слова полова а от поле. Ведь русские будучи сами почти абсолютно блондина ми с голубыми синими и зеленоглазыми не могли их назвать. Ведь корейцы не назыв своих соседей — японцев узко глазыми . ага!!

  19. 29

    Добрый день! Немного о половцах.Полова — рубленная солома. Цвет волос половцев — соломенный. Половцы — светловолосые, голубоглазые по Льву Гумилёву. Основали Малую Тартарию в Крыму и Приазовье, если смотреть по старинным картам.Также город Азов-Асов. Половецкая орда — это те же казаки. Орда: Ор-сила, Д-добро, А-ас. Сила добра асов.Серьги в ушах у воинов как у казаков. Множество совместных браков с русами. Половцы те же русы, но не принявшие христианство. И никакой другой религии. А имена их непривычны — они не христианские. Но говорили изначально на одинаковом языке с русами. У них не было принятия греческого языка. Половцы участвовали в формировании этносов: украинцев, венгров, поляков и др. Намного позже Малую Тартарию переименовали в Крымское ханство с впервые появившимися татарами, вместо тартарийцев. Всего одна буква.Также и с моголами. Появились не существовавшие ранее монголы. Росчерком пера.

  20. 30

    Правда то,что половцы тюрки.Правда и в том что они были европеоиды. Причина? ассимиляция потомков скифских племен евразии.Поэтому кстати в тюркском языке достаточно иранизмов (правильнее будет «туранизмов»,ибо скифы противопоставляли себя персам, иран-туран. Правда также в том что половцы были православными,причем православие от Византии ,т.е. не киевская и тем паче не московская.
    Гуглите господа…

  21. 31

    Статья сумбурная склеена из противоречащих друг другу кусков и похоже автор даже не читал сам что тут изложено иначе бы срочно поставил везде смайлики! А про Кошевого вообще ни в какие ворота! Да будет вам известно На просторах Киргизов Казахов во всем Семиречье Белой Кости перед любым аулом путника встречают примерно такими словами Кош Кэлдыныздэр догадайтесь с трёх раз что значит?! Бегите дорогой автор ибо война не иначе по вашим словам! И в догонку вам Слова Кошель Кошелёк тоже не иначе как лук и стрела означают! Удачи

  22. 32

    Симпатяги с копной соломеных вихров солдатики любви синие глаза ну прям Орда Сергеев Есениных прет тьма тьмущая покосы топчет девок своих красных не ведают куда ещё пристроить)) как представил сразу Каракалпаков вспомнил. Куда делись? Да все туда же в Русский Мир) ткните пальцем Ярославль и вниз по матушке Волге до неразумных Хазар а там внизу на запад Чёрное море а на восток Синее прямо Дербент шамаханская царица золотые петушки и прочие все включено прелести. Вы ходили из Алтая в Казахстан? Идите пробуйте жители Кокчетава или лучше Зыряновска вам подскажут охотничьи тропы)))) с той стороны хребтов быстрее в Каракол попадёшь на иссык куль к кыргызам а куда из того рая бежать чего искать дальше? Хорошо если им не нравится прямой путь в Чу(Шу)йскую долину север долины хан тау хребет а за ним пустыня мойын-кум короче говоря это путь который даже сейчас очень сложный и опасный.

  23. 33

    Симпатяги с копной соломеных вихров солдатики любви синие глаза ну прям Орда Сергеев Есениных прет тьма тьмущая покосы топчет девок своих красных не ведают куда ещё пристроить)) как представил сразу Каракалпаков вспомнил. Куда делись? Да все туда же в Русский Мир) ткните пальцем Ярославль и вниз по матушке Волге до неразумных Хазар а там внизу на запад Чёрное море а на восток Синее прямо Дербент шамаханская царица золотые петушки и прочие все включено прелести. Вы ходили из Алтая в Казахстан? Идите пробуйте жители Кокчетава или лучше Зыряновска вам подскажут охотничьи тропы)))) с той стороны хребтов быстрее в Каракол попадёшь на иссык куль к кыргызам а куда из того рая бежать чего искать дальше? Хорошо если им не нравится прямой путь в Чу(Шу)йскую долину север долины хан тау хребет а за ним пустыня мойын-кум короче говоря это путь который даже сейчас очень сложный и опасный. Кстати сейчас вспомнил в детстве я был в Ленинграде в детском дневном интернате и нас детей с утра до вечера возили по Ленинградским музеям и театрам паркам и я помню в Эрмитаже экспонат Половецкая тележка и её уникальность кроме возраста это технический вопрос а именно она собиралась и разбиралась состояла из деревянных жердей и кожаных ремней колеса! Если дорога позволяет впрягается лошадь и катишь по ровной местности а в горы ползти разобрал сложил и на ту же лошадь примерно как детские коляски сейчас!

  24. 34

    «В XI-м веке Кыпчаки постепенно продвигаются к Сырдарьи, где кочуют огузы. Спасаясь от воинственных кыпчаков, они переселяются в степи Северного Причерноморья.» Уже это выдает в авторе сказочника. Где он эту чушь вычитал- первоисточник???? А вообще в истории надо ввести такой термин «историческая арменизация «, это сказка под видом истории, где автор восхваляет народы, которые, как ему кажется были его предками, на уровне лепета третьеклассника , восхваляющего дворовым ребятам героизм и мужественность своего старшего брата , который навалял недавно самому Брюс Ли)

  25. 35

    НЕ следует путать половцев с отдельным родом кыпчак, имеющимся в составе алтайцев, кара ногайцев и казахов среднего жуза! Отличие между ними большое, ибо половцы преднадлежат к западнотюркским племенам помимо огузов, булгаров, суваров и т.д. А вот отдельный род кыпчак относится к восточным тюркам, точнее к татарам Тимучина. У половцев есть свои роды как Беричи, Токсобы, Бурили и т.д.

    • 36

      Сакалиб куны команы половцы сир сеянто кунсаки кипсак кыбшак қыпшақ куманы это все кыпчаки а в теле огуза это кыпчаки

  26. 37

    Половцы это славяне-русы, не имевшие религии. Светловолосые (полова — рубленная солома). Говорившие на славянском языке. Рус- родовой уклад славян. Русь-родовое устройство страны. Тмутаракань — это Тьматарахань. Значит — много(тьма) ханов Тары. То есть это место где собирались ханы. Ханы это то же самое, что и атаманы. Там была их ставка, казачий круг. Поэтому это место и называлось в старину не Тамань, а Атамань.

  27. 38

    Монголы Чингисхана, Кереи, Канглы, Найманы, Кипчаки, Джалаиры, Аргыны, Киргизы, Татары и другие не названные роды, входившие в состав сказанных, являются тюрками. Те Печенеги, как Канлы, не относятся к иранцам. Огузы, являющиеся предками большинства турок и других тюркских народов, также тюрки, так и Сельджуки. Кипчаков европейцы называли куманами. Котен хан, проигравший совместно с русскими князьями битву полчище Субутая на Калке, ушел в Венгрию. Король Венгрии выдал Котен хану свою дочь и выделил земли. Сейчас в Венгерских областях Большой Кумании и малой Кумании живут те предки кипчаков-куманов, насчитывающие приблизительно 300 тысяч. Венгерские историки приводят данные тех времен о родовом составе куманов-кипчаков. По этим данным они состояли из множества тюркских родов и подродов, относящихся ныне к казахам, узбекам, башкирам, ногайцам, татарам, киргизам и даже Сибирьским тюркским народам. А по истории джалаиры, найманы, татары, барласы и ряд родов в Восточную Европу прибыли только после захвата войсками Чингисхана.

  28. 39

    древние род Ашина имеют гаплогруппа Q (У-ДНК) а также северо алтайцы и среди казахов род Кулан-Кыпчак это и есть род Ашина КZ род кыпчаки (Қыпшақ) имеют гаплотип (У-ДНК ) R1a. R1b. R1a1a. R1b1b2. Q. Q1a. Q1b. род Кыпчаки отличаются от других казахов Кыпчаки европеоидная раса народы это факт , а род Найманы имеют гаплотип О3 а род Аргыны имеют гаплотип G а остальное род не важно Манжурская (калмыки ойраты буряты) не тюркская гаплотип С3 это гаплотип пришол к нам 16 веке с Ойратом они завоевали Ногайцев а Кыпчаки великое народ ДЕШТ И КЫПЧАК КОДЕКС КУМАНИКУС и Мамлюки ҚЫПШАҚ !!!

  29. 40

    Саки наши предки ( Кып-сак ) Кыпчак Кыпчаклар Қыпшақ Тюрк-Кыбшак мы все Кыпчаки 92-96 баулы Қыпшақ

  30. 41

    Искаженная статья. Автор, Вам следовало бы прочитать историю кыпчаков из более правдивых источников, а потом уже заниматься публикациями такого рода статей.

  31. 42

    +1 кыпчак из киргизии, и в наши дни дашти означает степь. В последнее время все больше проводится встреча кыпчаков со свех стран в кыргызстане

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>