Как правильно освещать деятельность экстремистов и не продвигать их идеи

Чтобы правильно освещать проявления экстремизма в СМИ, необходимо как минимум знать закон «О противодействии экстремистской деятельности». Об этом заявила доцент кафедры русского языка Орловского госуниверситета Мария Костромичева на одной из дискуссионных площадок окружного форума «Информационный мир Югры».

1341352241_24Как лингвист она занимается экспертизой текстов на предмет экстремистской направленности. В начале дискуссии на тему «Особенности освещения в СМИ проявлений экстремизма» модератор остановилась на знаковых моментах – что такое экстремизм и его проявления.

Она озвучила одно из его определений по словарю – это приверженность крайним взглядам и действиям, преимущественно в политике. В законе даётся перечень деяний, которые в российском законодательстве считаются экстремистскими. Это и административные правонарушения (публичная демонстрация нацистской символики и запрещённых организаций), и убийство на национальной, религиозной почве, и терроризм…

По мнению Марии Костромичевой, любое проявление экстремизма – это плохое отношение кого-либо к кому-то по трем признакам – этнос, религия, социальная принадлежность.

«При этом мыслепреступление не наказуемо, а уже публичное высказывание, выражение мыслей (слова) подсудно. За публично сказанные слова с расчётом, что их услышит неограниченный круг людей, уже можно наложить штраф. Слово оценивается в зависимости от цели, с которой оно произносится», — пояснила модератор.

Иногда происходит разжигание экстремизма именно благодаря неправильной интерпретации некомпетентными журналистами, т.е. КАК они подают новость, и в СМИ появляется ложь, передёргивание, манипулирование сознанием людей.

Также Мария Костромичева порекомендовала ознакомиться со статьями УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и постановлением пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Кроме того, она также провела для журналистов мастер–класс «Мониторинг материалов в СМИ, соцсетях и в сети Интернет с целью своевременного выявления и пресечения фактов распространения материалов экстремистского и террористического характера».

По её словам, социальная вражда (на почве религии, пола, расы, национальности…) – это самый скользкий момент в законодательстве, касающемся экстремизма. И разжигание вражды ещё надо доказать.

Мария Костромичева показала примеры фотографий, как на улицах города Орла встречаются надписи на домах, заборах экстремистского характера (нацистской символики, атрибутики неонацизма). Модератор представила журналистам схему анализа экстремистского текста (например, роликов в Интернете).

При анализе материалов экстремистского характера, размещаемых в интернете, она использует понятие «символы вражды» – это «собирательное название для графических изображений, числовых сочетаний, аббревиатур, используемых неонацистами и националистами для пропаганды своих взглядов (для окружающих, вовне субкультуры) либо в качестве опознавательных символов (как внутри субкультуры, так и для других субкультур)».

В качестве видов символов вражды Мария Костромичева назвала фашистскую свастику (в различных модификациях 卐), сдвоенную руну «зиг» — ϟϟ, коловрат, кельтский крест, руну «Одал» («ромб с ножками»), аббревиатуры: SH («от англ. skinheads») – скинхеды, числа: 1488 или 14/88 – нацистское приветствие, 4/20 – день рождения Гитлера, 100% — символ белых корней скинхеда… Эти символы вражды используются в текстах Всемирной паутины – например, в интернет-именах: 14_vadim_88.

Модератор обратила внимание, что, анализируя тексты экстремистского характера, важно задать два вопроса: «Имеются ли в представленных материалах высказывания враждебного или уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или иной группы?» и «Имеются ли в представленных материалах высказывания побудительного характера, побуждающие к каким-либо действиям (каким именно) против лиц какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или иной группы?»

Допустим, высказывания со словом «чурка» — уничижительного характера, так как словари дают его с пометкой «пренебрежительное, уничижительное, презрительное, бранное». «В случае употребления слова «чурка» следует говорить об уничижительном характере слов в связи с обозначением лица по признакам национальности и происхождения, поскольку это слово служит для обозначения лиц, принадлежащих не к отдельной национальности, а к разным национальностям, объединённым общим признаком, тем, что обозначаемые лица являются уроженцами Кавказа, Закавказья или азиатами», — отметила Мария Костромичева.

«Югра-Информ»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>