Как выжить этническим СМИ в России

«В июньском номере я написала читателям, что мы закрываем газету — единственное в области казахское издание. Три года бессонных ночей за версткой, бесконечных поездок по аулам в поисках интересных историй остались в прошлом…» Директор газеты «Омбы казактары» («Казахи Омска») Торгын Ашенова рассказала «НацАкценту» о нелегкой судьбе этнических СМИ в России.

В 2008 году в социальной сети «Вконтакте» группа молодых активистов решила — у 100 тысяч казахов Омской области должна быть своя газета, сообщает сайт «Национальный Акцент». Так, 10 ребят из разных вузов главным редактором выбрали Дастана Бейсебаева:

«Как сейчас помню: собрали материал, сверстали газету, сбросились со стипендий по 500 рублей и выпустили первый номер в ноябре 2009 года.

Газету назвали «Атамекен» — в переводе с казахского «Малая родина». Решили: она будет о людях, которые живут и трудятся в Омской области». Выпустить смогли лишь 10 номеров.

Из-за отсутствия средств газету закрыли, хотя наше объединение продолжало работу. Однако мечта о газете не давала покоя. И в марте 2014 года с первыми весенними ростками она как феникс вновь возродилась под новым именем «Омбы Казактары» («Казахи Омска»), также называется и наша организация. Это была черно-белая газета, форматом А4 на четырех полосах. Со временем она стала настоящей газетой – цветной и 8-полосной! Редакционная коллегия работала на общественных началах.

Мы — преподаватель права и истории, учитель русского языка, юрист и фотограф — пытались быть журналистами, искали материал о ветеранах Великой Отечественной войны, о юных спортсменах, о мероприятиях, проводимых в области. Нашли даже деньги.

В октябре 2014 года газету официально зарегистрировали как СМИ, а в ноябре оформили региональную подписку.

«На праздниках, в мечетях и библиотеках газету раздавали бесплатно. Так мы искали своего читателя, знакомили аудиторию с новой газетой. Девять месяцев она финансировалась Региональной казахской национально-культурной автономией, с декабря 2014 года автономия перестала участвовать в финансировании», — вспоминает главный редактор Сауле Сергазина.

Четыре месяца мы кое-как продержались на собственных средствах и благодаря поддержке немногочисленных читателей. В марте 2015 года «Казахи Омска» получили свой первый муниципальный грант, на него мы напечатали пять номеров. Деньги закончились, подписка не принесла нужного количества постоянных читателей. И мы вновь задумались: на какие средства выпускать газету?

Стали изучать опыт других национальных изданий. Их оказалось всего два: у немцев Омской области целый муниципальный район, редакция еженедельного «Ihre Zeitung» не задается проблемой поиска средств, у татар, как оказалось, есть свой сознательный меценат, который уже 13 лет содержит газету. А у других представителей многонациональной Омской области своих этнических СМИ нет.

Оказалось, это не только наша проблема. Искали ответы в интернете и наткнулись на результаты исследования этнических СМИ в России учеными МГУ им. Ломоносова, которые показали, что

национальные издания малочисленны, и не могут выжить без сторонней поддержки.

Однако, по мнению замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, этнические СМИ должны трансформироваться в полноформатные медиа, начать производить современные продукты и научиться зарабатывать самостоятельно.

Попытки продавать «Омбы казактары» и рекламное место в ней, как и подписка, не приносили средств, которых хватало бы на печать. Директор одного завода чуть было не согласился нам помочь, но бизнесмен в нем победил мецената: он отказался финансировать издание, которое преследует социально-культурные цели и не приносит прибыль.

По мнению президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге, этнические издания, тираж которых в лучшем случае составляет несколько тысяч экземпляров, не могут конкурировать с крупными сетевыми изданиями.

И это только одна из проблем. Есть и другие: отсутствие навыков работы на национальном языке, а также специального образования и системы подготовки журналистов, освещающих межэтнические темы. Мы пытались донести до читателей и власти важность и значение газеты, что через нее мы пытаемся сохранить нашу культуру, передать ее своим детям. Наше мнение оказалось созвучно позиции ученых. Руководитель проекта «Атлас этнических СМИ в России» Анна Гладкова уверена, что кроме этого, СМИ влияют на межнациональные и межэтнические отношения, и на то, как люди, воспринимая через каналы масс-медиа информацию об этнических группах, формируют отношение к ним.

Мы долго не сдавались — искали спонсоров, писали в самой газете, на казахских мероприятиях призывали к подписке, но все тщетно. В бюджете области денег на газету нет, 90% муниципальных СМИ существуют за счет дотаций, конкурировать с коммерческими СМИ мы не в состоянии, а платить за газету наша аудитория не готова. «Что делать?» – этот вопрос остался без ответа.

И тогда мы объявили о закрытии газеты. Это не вызвало шквала звонков, сообщений, деньги на печать не появились. Лишь один наш читатель – Аманкельды Токсанбаев попытался помочь: подписал всех своих родственников, ходил по мечетям, объяснял людям важность издания. Но усилий одного активиста оказалось мало.

Нам оставалось смириться с мыслью, что газеты больше не будет, если бы не одна случайная ошибка агентства подписки, которая… опубликовала в новом каталоге на первое полугодие 2017 года «Омбы казактары», и шесть человек успели на нее уже подписаться!

Видимо, просто закрыть свою газету нам не удастся. Мы пытаемся вновь искать средства на ее печать…

Торгын Ашенова

Директор газеты «Омбы казактары»,
председатель правления ОРОО «Казахи Омска»

Если вы хотите помочь газете «Омбы казактары», перевести любую сумму денег можно на счет Омской региональной общественной организации «Казахи Омска».

КПП 550401001 БИК 045004816
р/с 40703810604000000233 в Сибирский ф-л ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», г. Новосибирск
Реквизиты:
ОГРН 1145543027706
ИНН 5504247327
КПП 550401001 / БИК 045004816
р/с 40703810604000000233 в Сибирский ф-л ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», г. Новосибирск
к/с 30101810500000000816

Или на Сберкарту 4276845011109797 с подписью «Для газеты»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>