Казань: и лезгинка, и «Русский день».

В окужающих Татарстан регионах до недавнего времени считалось, что хитрый Шаймиев в Казань мигрантов из Средней Азии не пущает, вы там ни одного выходца с юга не найдете – наивно рассуждали волжане, сталкиваясь иногда с особеностями поведения «гостей». Что было, то было. Среди обывателей существовало мнение о том, что в соседней Татарии приезжих меньше и ведут они себя менее заметно. Похоже, ошибались.

В столице Татарии уже давно на улицах во всю лезгинку танцуют. Мы не говорим, что танцевать лезгинку – это плохо, вовсе нет. Мы лишь отмечаем, что лезгинку танцуют, и это заметно. В глаза бросается, понимаете?

Ничего плохого, повторяем, в танцевании лезгинки нет. Но что поделать, если после исполнения лезгинок танцоры совершают иногда (далеко не всегда!) противоправные действия?

Казань лезгинку не приветствует?

Хотите примеров? Чебоксары, 4 июня 2010 года, группа молодых людей «зажигательно отплясывала в районе залива в Чебоксарах лезгинку, сопровождая танцы стрельбой из пистолета». В ходе проверки все участники инцидента были установлены, большинство из них — студенты, приехавшие на учебу с юга. За танцы со стрельбой в общественном месте один из них ранее уже был привлечен к штрафу в 600 рублей. Второго танцора задержали аж в Чечне, у него был изъят травматический пистолет, в отношении молодого человека возбуждено административное дело.

Сочи, встреча 2010 года. Восемь жителей Ингушетии, среди которых были сотрудники МВД республики, нарушали общественный порядок в кафе «Кураж» — танцевали лезгинку на столах и стреляли в воздух из травматического и табельного оружия. После они начали избивать одного из местных жителей за то, что он плохо посмотрел на их автомобиль.

Знакомым пострадавшего, пришедшим ему на помощь, дебоширы стали стрелять по ногам. Примечательно, что ингуши дрались с местными жителями, представителями национальных меньшинств.

Про Москву и говорить нечего. Там лезгинку танцуют регулярно и повсеместно, и регулярно случаются стычки. А в Питере лезгинку танцуют даже подвипившие милиционеры в форме, приехавшие в северную столицу на учебу.

В Казани лезгинку пляшут давно, с 2009 года. В марте 2011 года казанская общественность проснулась и начала обсуждать «проявления кавказской этничности, выражаемые подобным образом». Поводом послужило размещение в социальных сетях ролика, где кавказская молодежь пляшет около торгового комплекса «Мега» под музыку из припаркованного автомобиля.

ИА REGNUM собрал целый букет мнений и оценок

Профессор кафедры этнологии и археологии КФУ Татьяна Титова: «Кавказский этнодансинг» в городах Центральной России можно рассматривать не иначе, как вызов остальному обществу, лезгинка выступает как определенный этнический маркер — кавказская молодежь стремится публичным исполнением национальных танцев обозначить свое присутствие в конкретном населенном пункте, целью является демонстрирование своей силы. Нет ничего плохого в том, чтобы лезгинка исполнялась на фестивалях дружбы народов или на закрытых корпоративных мероприятиях — свадьбах и днях рождениях, но когда подобное приходится наблюдать в общественных местах, то это необходимо пресекать. При дальнейшем попустительстве со стороны властей и руководства кавказских общин это может привести к нежелательным последствиям, которые уже наблюдались в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других российских городах.

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента КГТУ (КАИ) Владимир Беляев: Кавказцы считают лезгинку свадебным танцем, который они никогда не станут исполнять, где попало. Те же, кто нарушает этот порядок, самими кавказцами воспринимаются как «обычное быдло, которые позорят честь горцев». Приезжие обязаны учитывать обычаи нашего региона, где не принято исполнять танцы в общественных местах. Правоохранительные органы должны «жестче следить за порядком».

Завсектором Кавказа Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина: Очевидно, что исполнение лезгинки в общественных местах — не невинное желание ознакомить жителей Казани с этим кавказским танцем, а демонстративный акт, с помощью которого танцоры пытаются «застолбить» за собой территорию. Во многих других городах России подобные танцы достаточно быстро переходили в межнациональные столкновения, и совсем не потому что жители других российских городов — ксенофобы. Просто они уже хорошо знают, что стоит за такими лезгинками, которые, кстати, на улицах кавказских городов никто не танцует. А если бы кто-то вдруг решил так поступить, это вызвало бы примерно такое же удивление, как если бы казанцы вдруг пустились плясать вприсядку «Барыню» или «Яблочко» на улице.

Председатель Общества русской культуры (ОРК) Татарстана Александр Салагаев: Бывают танцы, посвященные окончанию сбора урожая, свадебные и так далее, но на видео, которое выложено в интернете, видно, что все собравшиеся пляшут некий военный танец. Какой смысл вкладывает в свои пляски кавказская молодежь, исполняя лезгинку у торгового комплекса «Мега» или на центральной улице Баумана в Казани? С кем хотят воевать?

Активист социалистического крыла татарской молодежи Булат Шагеев: Властям республики пора обратить внимание на миграционную политику. Количество кавказцев в Казани еще не достигло уровня Ростова-на-Дону, Краснодара и других городов Центральной России, поэтому в Татарстане чуть спокойнее.

Директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков : За кавказскими танцами, спонтанно исполняемыми в общественных местах, стоит не просто демонстрация культуры, а нечто другое. Каждый этнос стремится к выражению собственной идентичности: татары, например, свою татарскость стремятся направить в написание книг, а кавказцы предпочитают внешние проявления — лезгинку, ношение футболок с кавказоцентричными надписями, однако всегда нужно учитывать местные традиции. У себя дома можете танцевать, где угодно и сколько угодно, но в Татарстане так не принято.

Открыто приветствовал исполнение лезгинки на казанских улицах только лидер «Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин. «Они показывают, что гордятся своей национальностью и не стесняются продемонстрировать это публично: это достойно похвалы. Татарам и другим нерусским следовало бы брать пример с кавказцев!» — заявил лидер молодых национал-радикалов. Возмущение некоторых жителей Казани лидер «азатлыковцев» списал на «русский шовинизм»: «Русские не хотят видеть ничего, кроме русского, и это их проблемы. Мир не однобок, существует много наций и культур, придется смириться с тем, что не все хотят быть русскими».

Председатель национально-культурной автономии чеченцев Татарстана «Вайнах» Селим Сусаев был несколько смущен просьбой прокомментировать лезгинку в Казани, однако заметил, что «это гораздо лучше, чем распитие алкогольных напитков или употребление наркотиков». «Тем не менее, танцевать нужно на фестивалях национальной культуры, на сценах ДК или на свадьбах, днях рождениях, чтобы это носило цивилизованный характер», — отметил Сусаев. Также он сообщил, что намерен выяснить, кто конкретно из молодых кавказцев танцевал лезгинку возле торгового комплекса «Мега».

Бег под запретом?

Может, и не стоило бы затевать разговор о лезгинке в Казани, если бы не одно «НО». Татарские чиновники отношения к лезгинке внятно так и не выразили, зато обозначили свое негативное отношение к бегу.

16 января в столице Татарии произошла массовая драка между участниками двух молодежных группировок — болельщиками казанской футбольной команды «Рубин» и местным движением «Антифа». Инициаторами драки стали активисты «Антифа», которые напали на спортивных фанатов с дубинками. Как следует из заявления «Антифа», размещенного в социальной сети, поводом для драки послужила «акция националистов», а именно — массовый забег футбольных болельщиков под лозунгом «Русские за здоровый образ жизни!». На мероприятие собралось около 25 человек в возрасте 13-18 лет, которые были одеты в спортивные костюмы и не имели при себе ни плакатов, ни других посторонних предметов. Маршрут кросса пролегал от улицы Петербургской до торгового комплекса «Тандем» (около 5 км). Во время бега болельщики скандировали «Русские — за спорт!», «Трезвость — выбор сильных», «Русский, значит трезвый!», «Россия!», «Казань!»

Когда участники акции подбежали к перекрестку на улице Чистопольской и Декабристов, на них с криками «Антифа!» и «Вам п..здец!» напали члены «Антифа» в количестве около 50 человек, вооруженные битами, резиновыми дубинками и кастетами. Завязалась драка, но поскольку силы были явно неравны, то «спортсмены» разбежались, причем некоторые были вынуждены прятаться в находящихся рядом магазинах и подъездах домов. После этого тех, кто спрятался в подъездах, забрала милиция, доставив в ближайшее УВД Московского района, где с них сняли отпечатки пальцев. По завершению этих процедур болельщиков «Рубина» отпустили.

Участники спортивной акции сообщили корреспонденту ИА REGNUM, что никаких националистических речевок ими во время пробега не скандировалось, а единственное, что было у них в руках — это государственный флаг России. По их мнению, у проведенного мероприятия не было никакой ксенофобской подоплеки, которую им приписывает «Антифа», хотя бы уже потому, что «около половины участников акции были татары по национальности». Как считают болельщики «Рубина», мероприятие носило оздоровительно-спортивный характер, а участие татар только подчеркивает «небезразличие их к деградации и спаиванию русского народа». При этом многие из болельщиков считают себя «русскими» по принципу гражданского понимания понятия «нация» — «граждане России — русские».

Лозунг молодых болельщиков «Русские — за здоровый образ жизни!» не понравился доценту кафедры социологии Казанского федерального университета Ларисе Усмановой, являющйся также руководителем проекта «Толерантность в Татарстане». Усанова считает, что сегодня в России публичная демонстрация русскими своей этничности даже с «благородными мотивами, представителями нерусских народов воспринимается как вызов их национальной идентичности». Вот так. Лезгинку танцевать можно, а скандировать лозунг «Русские — за здоровый образ жизни!» — нельзя.

По ее мнению, «если подчеркивается этническая идентичность, то и лозунг акции должен касаться именно национальной особенности, например «Русские — за чистоту русского языка» или «Татары — за сохранение праздника Сабантуй». Сабантуй, между прочим, не только татарский праздник, но и башкирский, но толерантная Учманова об этом не знает. Вот такая она, толерантность в Татарии.

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, профессор Александр Салагаев отметил, что ничего провокационного в лозунге «Русские за здоровый образ жизни!» не было, а вотповедение членов «Антифа», которые с дубинками и кастетами напали на болельщиков «Рубина», как раз и стоит считать экстремизмом, а не простым уличным хулиганством. «То, что некоторые русские готовы отказаться от демонстрации своей этничности, чтобы только не провоцировать представителей нерусских народов, можно объяснить старым «комплексом вины», который у русских еще идет с советских времен, когда этничность русских подавлялась», — считает казанский социолог. Что касается участия татар среди участников забега, то, по мнению Александра Салагаева , это можно объяснить тем, что татары воспринимают себя как часть гражданской нации («Все россияне — русские»), к тому же, этнокультурная дистанция между татарами и русскими значительно меньше, чем между татарами и кавказцами.

Профессор кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяна Титова заявила, что не видит экстремистской и ксенофобской составляющей в прошедшем забеге. В то же время, по ее мнению, любые насильственные действия, фактически носящие характер самосуда, со стороны какой-либо из групп молодежи (в данном случае, членов «Антифа») независимо от их мотивации должны быть запрещены, поскольку находятся вне закона. «Болельщики «Рубина» демонстрировали свою этничность в форме оздоровительно-спортивного мероприятия, т.е. ничего криминального в этом не было, — считает профессор Титова, — а вот поведение так называемых «антифашистов» можно назвать только экстремизмом, какими бы, по их мнению, благородными причинами оно не прикрывалось».

Русский день пришел в Казань

За что нужно уважать казанцев, так за их последовательность и неустрашимость.

27 февраля в столице Татарстана состоялось мероприятие, первоначально заявленное как массовый пробег «Русские — за здоровый образ жизни!». После многочисленных согласований с милицией и исполкомом города акция превратилась в шествие, в котором приняли участие около 100 человек — как русских, так и татар.

Сначала провести пробег планировалось в День защитников Отечества — 23 февраля, однако в последний момент мэрия города отказала организатором, сославшись на неправильный срок подачи заявки. Новая дата, впрочем, как и сам забег, также долго была под вопросом — в милиции представителям ОРК настоятельно советовали отказаться от затеи или перенести забег на стадион.

В результате акцию все-таки разрешили, но в день проведения стало известно, что участникам забега запретили бежать, а предложили просто пройти колонной, поскольку в поданной заявке «речь шла именно о шествии, а других форм по закону не предусмотрено». По словам председателя ОРК Александра Салагаева, выступившего перед участниками до начала мероприятия, «кому-то хочется любую русскую акцию представить как проявление фашизма», однако «ничего экстремистского в мирном шествии, популяризации здорового образа жизни и русской культуры не имеется».

«Целью данного мероприятия является привлечение русской молодежи Татарстана к спорту, русской культуре и сохранению русского языка», — заявил ИА REGNUM активист молодежного крыла ОРК РТ Михаил Федько. По его словам, «необходимо сделать так, чтобы русские в Татарстане не имели подавленного национального самосознания и не стеснялись гордиться своей принадлежностью к русскому народу».

Следует отметить, что заявленного молебна о «О призвании Святаго Духа ко всякому благому делу», как и собственно забега, также не получилось. Приглашенный для этого о. Олег Соколов не смог провести молебен, поскольку делать это ему запретил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Тем не менее, священник присоединился к шествию, заявив, что «как член правления Общества русской культуры и просто как русский человек он не может остаться равнодушным». По словам о. Олега, массовое участие русской молодежи свидетельствует «о пробуждении русского национального самосознания», которое пока в Татарии «значительно уступает самосознанию братского татарского народа». «Татары себя всегда сознают татарами, а вот среди русских, к сожалению, этого нет», — посетовал священник, добавив, что «уважение к другому народу невозможно без любви и гордости за свой собственный».

В шествии приняла участие и татарская молодежь, которая, по словам организаторов, «неравнодушна к поднимаемым русскими общественниками проблемам здоровья нации, имеющим общий характер». Активист социалистического крыла татарской молодежи Булат Шагеев, пришедший на шествие, заявил, что «пропаганда здорового образа жизни нужна всем национальностям». По его словам, принять участие планировали и члены татарских молодежных организаций, только они хотели провести мероприятие как «Русско-татарский день в Казани». В результате «из-за ряда организационных нестыковок и из-за болезни гриппом» татарские активисты не смогли участвовать. Шагеев также подчеркнул, что сам он не видит национализма или ксенофобии ни в названии «Русский день в Казани», ни в предлагаемых лозунгах и речевках. Более того, он считает, что «любой татарин-патриот России должен это мероприятие поддержать».

По команде организаторов и в сопровождении многочисленных нарядов милиции участники начали движение по центральной улице Казани. В колонне были замечены как стяг с изображением Спаса Нерукотворного (копия знамени войска Дмитрия Донского), так и династические флаги Романовых, Андреевский флаг, государственные флаги России и Татарстана, а также самого ОРК РТ. Быстрым шагом, скандируя речевки («Один за всех, и все за одного!», «Русские, вперед!», «Русские за спорт!», «Табак — всем русским враг!», «Русский — значит трезвый!», «Сильная Россия — трезвая Россия!», «За здоровый образ жизни!», «Говори по-русски! Помни свои корни!»), молодежь прошла по улице Баумана до ротонды на улице Петербургской, где участники остановились и, вероятно, чтобы все-таки выполнить спортивную часть мероприятия, совершили отжимание на снегу.

После этого колонна проследовала к памятнику великому русскому певцу Федору Шаляпину, к которому были возложены цветы, а представители ОРК РТ пригласили всех желающих принять участие во второй части «Русского дня в Казани». Культурная программа, организованная в Доме дружбы народов Татарстана, проходила по «секциям», подготовленным активистами ОРК.

В программе «Русского дня» были заявлены: выставка картин известного художника Константина Васильева, ярмарка, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, концерт фольклорных коллективов («Коляда», «Оберег», «Красная горка», «Купава» и др.), фотовыставка «Возрождение Свияжска», мини-фестиваль короткометражных фильмов о русской этнике, спектакль «Митина любовь», выступление русских писателей из Казани, а также дегустация блюд русской национальной кухни (при полном отсутствии алкоголя) и театр Петрушки. Мероприятие завершилось поздно вечером.

Илья Иванов, по материалам «Открытая Уфа»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>