Комил Ёдгор — иллюстратор таджикской истории

В преддверии Международного праздника Навруз с 15 по 25 марта в Галерее современного искусства Таджикистана под эгидой Национальной комиссии ЮНЕСКО и Национальной федерации Клубов ЮНЕСКО в Таджикистане состоится выставка картин Народного художника Таджикистана, известного художника-монументалиста Комила ЁДГОРА.

Несмотря на то, что Комил Ёдгор живет в добровольном сельском затворничестве и редко встречается с журналистами, «АП» удалось встретиться с художником накануне выставки, узнать о его личном творческом комфорте, пообщаться на тему художественного отражения исторической памяти таджиков в его картинах, раскрыть тайну «Призрака» 1989 года, узнать о бессилии исторических фигур и многом другом.

Художник-публицист, монументалист, живописец

Творчество Комила Ёдгора многогранно и многолико: художник-публицист (монументалист), в своих картинах раскрывающий остросоциальные темы; мастер тематической картины исторической направленности, работы которого можно сравнить с художественными монументальными произведениями (фресками) Древнего Пенджикента с их безупречным исполнением, композицией и цветосочетаниями; художник-живописец, в картинах которого прослеживается раздумье о судьбе и внутренней сосредоточенности человека в себе самом.

По названию картин можно судить о его художественно-тематическом диапазоне: «Солнце Хуросона», «Исмаил Сомони», «Фараоны», «Лето» (Мать), «Смерч», «Последний полёт», «Рассвет», «Утро большого города», «Табак», «Нищие», «Портрет отца», «Древо Жизни», «Слепые», «Беженцы», «Изгнание», «Заключенная», «Терроризм», «Трудовые эмигранты», «Землетрясение» и т. д. — этот диапазон безграничен.

Все произведения художника отличает интересная и многообразная работа с цветом, понимание сложных и неоднозначных явлений современной жизни. В его картинах через судьбу отдельных людей прослеживается судьба всего таджикского народа.

Работы Комила Ёдгора заслуженно пользуются спросом у отечественных и зарубежных ценителей искусства. Многие из них находятся в частных коллекциях как внутри страны, так и в Москве, Амстердаме, Стокгольме, Тегеране, Софии, Нью-Йорке, Вашингтоне и др.

Творчество во благо народа

«Творчество во благо народа» – так Комил Ёдгор назвал очередную выставку своих картин, и именно в этом он видит свою миссию как художника-монументалиста. Каждое из его произведений имеет свой неповторимый национальный колорит, большинство из них отражают социально-культурные аспекты и глобальные проблемы.

В пятидесяти из трехсот произведений художника запечатлены культурно-административные территориальные объекты Таджикистана. По его словам, в своих монументальных произведениях он старается отразить величие культуры и истории нашей страны.

— Мне посчастливилось создать четыре важных произведения для национального комплекса «Кохи Навруз» — это «Национальная идентичность», «История государственности», «Луч Независимости» и «Продовольственная безопасность», и это доверие для меня — большая честь, — говорит Комил Ёдгор.

«Творческая среда для меня — это быть с природой, народом…»

25 лет назад, с началом гражданского противостояния в Таджикистане, Комил Ёдгор был вынужден покинуть столицу. До сих пор он живет в одном из сёл Матчинского района.

Художник вспоминает каких усилий ему стоило создать творческий комфорт и уют на новом месте:

— Было нелегко — сеял зерно, разводил скот, но и продолжал творить. Одним словом, честным трудом нашел свой хлеб, воспитал детей, параллельно реализовывая себя в творческом плане. И я не сожалею об этом… Мои дети сейчас живут в столице и предлагают, чтобы я жил с ними, но село меня вполне устраивает, — добавляет художник-монументалист.

Рассказывая о своем «сельском затворничестве», несмотря на то, что в городах наиболее развита культурная среда и в разы больше возможностей для реализации и творческого диалога — возращение в столицу не входит в планы художника.

— Что такое творческая среда? Для меня — это, прежде всего, быть с природой, с народом. Находясь здесь среди простого народа, я больше чувствую его сущность, его проблемы и его дух. По этой причине я никогда не ощущаю творческого кризиса. Мои темы — в основном вечные и глобальные — культура, история, война, наркомания, терроризм и многие другие актуальные проблемы человечества, — говорит он.

По словам Комила Ёдгора, в городах имеются свои проблемы, и если бы он в те трудные годы не переехал в село, то вряд ли смог бы достичь тех творческих результатов, которых достиг.

Художник вспоминает, что в то время городская творческая интеллигенция переживала очень тяжелые времена. Так сложилось, что больше приходилось думать о материальном обеспечении своих семей, а не о творчестве.

— Сегодня в наших городах больший акцент делается на рыночную составляющую, нежели творческую. Поэтому некоторые наши уважаемые коллеги вынуждены скорректировать себя под требования рынка, предлагая потребителю более легкие для восприятия произведения, — отмечает художник. — А что касается творческого диалога, то думаю, в селе всё наоборот. Здесь, если не могут мне помочь, то, по крайней мере, не мешают – мои односельчане очень тактичные, гуманные и дружелюбные. Я чувствую особое уважение к себе, за что всем им очень признателен и благодарен.

История создания пророческого «Призрака»

За 3 года до событий, произошедших в Таджикистане в 1992 году, Комил Ёдгор написал картину «Призрак», в которой был запечатлён трагический кадр из будущего кровопролитного гражданского противостояния.

О предпосылках создания этого произведения автор рассказывает так:

— Эта странная история случилась со мной в 1989 году, когда я был в Голландии, в Амстердаме, где выставлялись мои произведения. Мне предложили там остаться, даже открыли на мое имя банковский счет, с условием, что я буду писать картины в этой стране. Услышав мой отказ, несостоявшиеся работодатели заявили: «Зачем тебе Таджикистан, там скоро будет война, и это уже решено». Мне было страшно слышать так

Тема гражданской войны оказала очень сильное влияние на творчество Комила Ёдгора, и до начала нулевых эта боль нашла отражение в ряде его работ.

В этот период им было написано несколько тематических произведений, таких как «Трагедия соловья» (приурочено к смерти известного певца Кароматулло Курбона), «Обжигающая зола» и др.

Историческая память — неотъемлемая часть национальной идентичности

Ряд произведений художника («Уязвимые», «Колыбель», «Смерть Туграла» и т.д.) сфокусирован на исторически значимых событиях.

По словам самого автора, в картине «Уязвимые» он отразил бессилие исторических лиц, стоявших у истоков исторического — «топорного» — разделения стран Центральной Азии, по причине уязвимости которых таджики лишились своей исторической культурной колыбели.

Картина «Колыбель» затрагивает историю лишения богатой таджикской цивилизации взамен на приобретение новой культуры.

«Смерть Туграла» — известный исторический трагический эпизод, в котором повествуется о том, как поэт был убит Красной Армией. Эта картина не выставляется, поскольку принадлежит Национальной библиотеке Таджикистана.

Произведение «Отречение» отражает историю отречения основателя таджикской классической литературы Абуабдулло Рудаки от дворца правящей династии.

По словам Комила Ёдгора, прежде чем достичь сегодняшнего высокого уровня национальной государственности, исторически на судьбу таджикского народа выпало много тяжелых испытаний.

— Поэтому мы обязаны сохранить нашу историческую память как неотъемлемую часть нашей национальной идентичности, — резюмирует художник.

Также Комил Ёдгор выражает признательность руководству республики, в частности Лидеру нации Эмомали Рахмону, за мир, стабильность и благополучие в стране, где в свободной атмосфере можно реализовывать свои творческие замыслы, творить во благо народа.

Биографическая справка

Комил Ёдгор родился 6 мая 1950 года в селе Хадишахр Матчинского района Согдийской (Ленинабадской) области Таджикистана.

В 1965 году окончил среднюю школу, затем поступил в Республиканское Художественное училище Душанбе. С 1971 – 1973 года являлся руководителем изобразительного кружка дома пионеров Матчинского района Согдийской области. В 1973 году поступил в московский художественный институт им. В.И. Сурикова в монументальную мастерскую Ю. Королёва.

До 1982 г. — преподаватель художественного училища им. Олимова г. Душанбе, член и стипендиат Союза художников СССР.

1983 г. — работа в составе международной творческой группы в г. Плевени, Болгария.

1987 г. — лауреат премии Ленинского комсомола Таджикистана.

1989 г. – открытие персональной выставки в Амстердаме, Голландия.

В 1999 г. Комилу Ёдгору присвоено почетное звание Народного художника Таджикистана, в 2010 г. — звание академика Академии художеств Таджикистана.

Имеет пятерых детей, в настоящее время живет и работает в сельской местности северного Таджикистана.

Автор более трехсот картин. Начиная с 1981 года, его работы принимали участие в 36-ти выставках (Таджикистан, Россия, Болгария, Афганистан, Никарагуа, Узбекистан, Чехия, Голландия, Казахстан).

Источник: Независимое мнение

Лекториум он-лайн

Александр Секацкий. "Сакральная география Америки", проект "Белая индия"



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>