Крымские татары: долгая дорога домой

140516110010_tatars_512x288_afp18 мая 1944 года началась депортация с родной земли крымских татар. За 2 дня было выселено почти 200 000 человек, практически все, кто остался в Крыму после его освобождения от гитлеровской оккупации. После окончания Великой Отечественной на «спецпоселение» в основном в Узбекистан было отправлено еще 30 000 крымских татар, честно воевавших в Красной Армии. Даже формально не подвергшимся репрессиям Героям Советского Союза было запрещено жить в Крыму.

Без малого спустя 70 лет, 21 апреля 2014 года, президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Почему так надолго затянулась окончательная реабилитация целого народа, репрессированного Сталиным? Какое будущее ожидает крымских татар по возвращении в Россию? Обо всем этом мы разговариваем в Павлом ЗАРИФУЛЛИНЫМ, директором Центра Льва Гумилева, этнографом, историком, политологом.

Павел, вот выдержка из Постановления Государственного комитета обороны «О крымских татарах»от 11 мая 1944 года, ставшего «юридическим» основанием для выселения: «В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии…». На мой взгляд неспециалиста здесь описана достаточно типичная практика коллаборационистов, каковые были и среди других народов СССР. Насколько, на ваш взгляд, предательство среди крмыских татар отличалось от, если так можно выразиться, среднестатистических показателей по стране в целом?

Давайте начнем с того, что выселения людей, оказавшихся на оккупированных территориях, было стандартной сталинской политикой военного времени. Депортировали целыми народами: чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, поволжские немцы. Но массово ссылали и русских, и украинцев, и белоруссов из мест компактного проживания на территориях, захваченных немцами.

Если же допустимо прибегать к обобщениям, то я бы сказал, что, возможно, в процентном отношении среди крымских татар было ненамного больше или меньше коллаборантов, чем среди иных народов СССР, и, разумеется, на порядок меньше, чем на Западной Украине, где население активно записывалось в дивизию СС «Галичина». Но вспомним, что семь крымских татар стали Героями Советского Союза, что их было немало и в рядах партизан, воеваших в Крыму.

И вот тот факт, что за предателей, сколько бы их не было, ответил весь крымско-татарский народ, и даже воины-герои, это, конечно, чудовищно. Как говорил великий философ и этнограф 19 века Гердер, «народы — это  мысли Бога». Весь народ не может отвечать за преступление отдельных своих представителей.

То, что вы говорите сейчас, было признано еще Верховным Советом СССР в 1967 году. Но возвращаться в Крым татарам не разрешили. Далее была Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав». После него началось массовое возвращение крымских татар на историческую родину. Так зачем же понадобился еще один Указ о реабилитации, на этот раз президента России?

Действительно, из всех репрессированных народов крымские татары были реабилитированы последними, хотя сама волна восстановления справедливости, как и возвращений началась еще при Хрущеве. Именно поэтому в большинстве городов Северного Кавказа есть улицы Никиты Хрущева.

Я допускаю, что это могло быть каким-то образом связано с тем, что Крым в 1954 году оказался в составе Украины.

Более того, полноценной реабилитации не произошло даже в современные «майдановские» времена, когда, казалось бы, нынешние киевские власти должны были ухватиться за крымских татар как за свой последний козырь. Совсем недавно, уже после референдума, в Верховной Раде рассматривалась инициатива депутата от партии «Батькивщина» Геннадия Москаля и лидера крымско-татарского Меджлиса Мустафы Джемилева, где речь шла даже не о реабилитации крымских татар, а о том, чтобы признать их коренным народом Украины. Рада отказала им в этом праве.

Получается, что они были окончательно реабилитированы у себя на Родине уже российской властью, после присоединения Крыма.

Что дает этот Указ?

Во-первых, возвращение доброго имени. Всякий преследуемый, всякий униженный и оскорбленный, как бы хорошо к нему не относились по возвращении из «мертвого дома», нуждается в официальном возвращение доброго имени

Во-вторых, идет речь о решении земельного вопроса, который не решался во времена пребывания Крыма в составе Украины. Наоборот, все эти годы он использовался в политических целях и представителями украинской власти, и представителями крымской власти, и представителями Меджлиса. Потому что это был вопрос махинаций, вопрос бесконечных политических разборок. Одни на этом делали капиталы, другие получали на борьбу за справедливость гранты. Собственно сейчас по моему представлению будет выстроена ситуация, когда крымским татарам поэтапно обеспечат справедливые права на их исконные земли. Потому что это не дело: самозахваты, самострой. Все, кто бывает в Крыму, видят все эти уродливые застройки, которые стоят здесь и там без внятного юридического статуса.

Практически, крымские татары получили все то, что они просили у киевской власти в течение многих лет. То есть, это квоты в правительстве, крымский язык как государственный язык в Республике Крым. Поэтому возвращение крымских татар к нормальной жизни, к социальной жизни в составе крымского социума, состоящего из различных народов — оно будет происходить только сейчас.

Однако особой радости по поводу исполнения чаяний среди крымско-татарского народа не наблюдается. По крайней мере, если судить по заявлениям руководителей Меджлиса.

Давайте все-таки не будем забывать и про ужасный опыт ссылки в Узбекистан, и про более давнюю историческую память отношений с Российской империей. Да и про затянувшееся возвращение на свою землю. Потому что, повторяю, в составе Украины каких-то прав особых они не имели. В самом Крыму их воспринимали как «пятую колонну» украинского государства, как «этнических штрейкбрехеров» против большинства русского населения, как инструмент в политических играх.

Вот на этом фоне и существовало такое образование как Меджлис крымско-татарского народа. Как мне говорят многие крымские татары, с которыми я дружу, большинство народа жило бедно, неустроенно все эти годы, на птичьих правах — но нас грела мысль, что у нас есть лидеры, элиты, они отстаивают наши права. А те прочно захватили власть над народом, над его разными группами и используют нас в своих политических играх.

Какие это игры?

Игры с руководством Украины, руководством западных стран, руководством Турции. Это напоминает во многом то, что произошло в Косово, когда националистические власти захватили там власть и превратили край в замкнутый албанский анклав и один из центров криминала во всей Европе.

Они единственные представители народа?

Там есть другие силы. Не забывайте, что главный просветитель крымско татарского народа Исмаил Гаспринский (конец 19 — начало 20 века) считал, что сверхзадача крымских татар — это построить идеологию сотрудничества с русской культурой. Есть люди, которые через эту призму воспринимают воссоединение Крыма и крымско-татарского народа с Россией как благо. И таких людей становится все больше. По моим оценкам, русофильское крыло — примерно треть политически активного электората крымских татар.

799292

Павел Зарифуллин — фото М.Фролов «КП»

Наш Центр Льва Гумилева, например, активно работает с политической партией «Милли фирка». Мы вместе с ними были на референдуме, они призывали крымских татар голосовать за воссоединение. Они воспринимают это как идею возвращения тюрок домой. Для них Россия это мир миров, большая североевразийская общность народов и культур. В России живут десятки тюркских этносов.

И крымские татары все же пошли на референдум. Примерно треть населения приняло участие, несмотря на огромную работу Меджлиса по его бойкоту и на то, что его руководители обещали, что ни один крымский татарин голосовать не будет.

К сожалению, по инерции именно Меджлис воспринимается как единственный представитель народа. Власть крымская пытается по-прежнему договариваться с ним. Он находит себе сторонников и в республике Татарстан. А ведь это те же самые люди, которые на митингах еще недавно кричали о том, чтобы чуть ли не выселить русских из Крыма, вступить в Евросоюз в составе Великой Украины. Это, на мой взгляд, совершенно неправильно.

А на бытовом уровне как отношения между народами складываются?

Для русских в Крыму ощущение полиэтничности очень органично. Там же не только крымские татары, там и армяне, и греки, и евреи. Всегда Крым был своего рода «евразийской лабораторией» народов и культур.

Крымские татары на русских не держат зла. Они помудрели уже. Для них как этноса сейчас важно сохраниться, отстоять свою культуру, идентичность, сохранить генофонд и не влезать ни в какие авантюры. В большинстве своем крымские татары аполитичны. Они хотят жить и работать в Крыму, вести бизнес, привозить туристов, заниматься частным извозом, то есть тем, в чем они реально сильны. Соучаствовать в культурной и интеллектуальной жизни Крыма и России. И Россия дает им для этого гораздо больше возможностей, чем Украина. Народ сохранил здравомыслие и в этом здравомыслии я вижу залог счастливого сосуществования крымских татар с народами Российской Федерации.

Алексей Панкин

Комсомольская правда

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>