Миф о «языковом иге» в Татарстане должен развеяться

В национальных делах нужно отличать пасквиль от реальных проблем, требующих совместного обсуждения

На заседании дискуссионного клуба, организованного казанским отделом Русского Собрания, предполагалось обсуждать вопросы статуса республики и проблемы государственных языков, их изучения и применения. Однако представители официальной власти уклонились от роли «оппонирующей стороны», призванной дискутировать с московским публицистом и новосибирским адвокатом, критикующих Татарстан. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев излагает в «БИЗНЕС Online» свою точку зрения на заданные темы.

Общество русской культуры и казанский отдел Русского Собрания, а также его руководитель Михаил Щеглов давно известны скандальными акциями

ПОЧЕМУ Я ПОШЕЛ НА ЭТУ ВСТРЕЧУ?

Чиновники, депутаты и другие официальные персоны предпочли не откликнуться на это приглашение. А предлагалось обсудить вопросы национально-государственного устройства России, а значит, и судьбу нашей республики, которой предстоит продлить специальный договор с центром, и заодно проблемы изучения татарского языка в школах. Раз уважающие себя статусные персоны воздержались, вероятно, у них была на то причина. Общество русской культуры и казанский отдел Русского Собрания, а также его руководитель Михаил Щеглов давно известны скандальными акциями. Заявления по поводу горькой судьбы русских в Татарстане всесторонне обсуждались еще в начале прошлого десятилетия. Экзотичная легенда тогда осталась неподтвержденной.

Возникают неприятные от холодной влажности вопросы: кто же дал организаторам дискуссии полномочия говорить от имени всех русских и кто сегодня вправе взять на себя такую миссию? Кому доверено представлять и защищать в прямом и буквальном смысле великий, базовый и основной в Российской Федерации русский народ? Эти вопросы зависают в воздухе на фоне всплывающих в памяти образов великих земляков от Державина, Лобачевского, Толстого, Горького до современных ученых казанского происхождения, а также руководителей крупных предприятий, силовых структур, писателей, театральных деятелей, известных на всю современную Россию. Такое возможно только в случае нехватки скромности…

Странноватой была идея объявленной дискуссии — якобы татары обижают русских, заставляя учить их свой язык. И как ответная рекомендация — чтобы поправить положение, надо ликвидировать республику. Это на редкость странная постановка вопроса, потому что сейчас такие мутные политтехнологические материи мало кого увлекают. В современном городе дети и взрослые попали в зависимость от компьютера и интернета, они забросили книжки, уже половину русских слов заменили английскими. А татарский и другой национальный язык звучат чаще в театре, чем в жизни. Уже бабушки-татарки разговаривают с внуками на ломаном русском. Этнические культуры в катастрофическом положении, хотя имеют мощный потенциал воспитания нравственности и любви к родине, семье и труду.

И вот что странно. Даже если кто-то тему договоренностей Казани с Москвой в XXI веке и преподавания татарского языка хочет использовать в своих агитационных целях, вряд ли они могут пренебрегать здравым смыслом, игнорировать реальные факты, аргументы и общепризнанные нормы и законы, которые давно и не раз проверены и апробированы.

И все же я пошел в привокзальную гостиницу, где проводилась тусовка, потому что захотелось понять: кто же так мечтает дискредитировать Татарстан и почему он этого добивается? Ведь этот спор шел на разных уровнях вот уже почти два десятилетия, каждый раз он завершается одинаково — живем так, как предписано Конституцией и законами РФ и РТ, нормами международного права. Россия — федеративная страна, в которой, как записано в Конституции РФ, имеется определенное число областей, краев, республик, как сложилось в истории.

И правда, ассиммитричная федерация — не чья-то выдумка. Она идет от самой жизни. Вот есть субъекты Федерации — Амурская или Тверская область, Краснодарский край, Марий Эл или Республика Татарстан, которые сформировались на базе географического расположения и климатических условий, а также многовековых традиций, с помощью которых сохранились культуры и языки в их взаимодействии.

Регионы — как родные братья и сестры — равноправные, родные, но разные. Не принято в одной семье стричь всех под одну гребенку, делать прически по единой модели или маршировать в одной шеренге вместе и дедушке, и зятю со снохой, и сыновьям, и внучкам. Знают ли об этом организаторы «конференции», одержимые страстью напугать постановкой вопроса «Государственность внутри России — благо или беда страны?» и смущать население, измотанное ростом цен и стоимостью коммунальных услуг, существованием Татарстана, Башкортостана, Чувашии или постмаркеловской Республики Марий Эл? Вот ведь нашли угрозу российскому государству, где иные чиновники и полковники накапливают тонны денежных купюр в частных квартирах! Их федеративный строй и языки аборигенов не беспокоят. Для них таких проблем нет, честное слово!

Понятно, что в обсуждении русского вопроса в некоторых сферах и странах сейчас появились новые элементы. Настроения в обществе меняются, но не настолько, чтобы колесо истории сорвалось с рельс. Так думалось. Захотелось узнать перемены или новости в русско-татарском мире, которые влияют на атмосферу в стране, в ее регионах.

На приглашение я клюнул еще и потому, что анонсировалась конференция с участием авторитетных общественных деятелей, экспертов и публицистов, которые не могут снизойти до митинговой агитации политизированных групп.

СКАЙП КАК ИНСТРУМЕНТ ИМПОРТА РЕВОЛЮЦИИ СО СТОРОНЫ

Вероятно, приглашенные официальные персоны, уклонившиеся от дискуссии, лучше знали формат этой затеи, потому что здесь звучали стократно использованные и многократно опровергнутые пропагандистские призывы изменить государственное устройство страны, а еще нагнетали депрессию при помощи не реализованной в полной мере системы изучения татарского языка в школах в равном объеме с русским.

Похоже, что 10–15 собравшихся в конференц-зале гостиницы в районе вокзала не знали или забыли, что возбуждающие их темы уже давно обсуждалась на уровне ученых, педагогов, юристов, депутатских слушаний, федеральных и конституционного судов и что тема национальной принадлежности руководителей тоже не раз пережевывалась. Почему-то здесь досталось и исторической науке в части раскрытия прошлого татарского народа, «воспевания» Волжской Булгарии и Золотой Орды, которая создавала картину, не соответствующую представлениям некоторых ораторов. Говорили о культе Чингисхана и Батыя, как молотили «ханский эпос» об Идегее в известном постановлении ЦК ВКП(б), принятом от 9 августа 1944 года, в разгар войны, для улучшения агитмассовой работы в ТАССР.

Честно говоря, все это было неинтересно слушать ввиду нехватки новизны и неубедительности тезисов. Может быть, так получилось потому, что объявленный публицист Егор Х., известный как жесткий русский националист и блогер, вопреки ожиданиям, сам в Казань не приехал, а только по скайпу поносил Татарстан почем зря, не подозревая, что его «эксклюзивные» откровения давно проверены и люди занимаются другими проблемами, в том числе по части воспитания детей, изучения школьных предметов, особенно национальных языков. Сейчас в интернете и в печатных изданиях можно встретить и не такие удивительные вещи, так что легковеров становится все меньше.

Странноватой была идея объявленной дискуссии — якобы татары обижают русских, заставляя учить их свой языкСтранноватой была идея объявленной дискуссии — якобы татары обижают русских, заставляя учить их свой язык

Удивительно было узнать, что судить Татарстан взялся еще один оратор по скайпу — некий адвокат или просто юрист Ростислав А. из Новосибирска. Тоже требовал ликвидировать республику, для чего пришлось бы переделать Конституцию РФ. Тоже учил, как жить татарстанцам и жителям Казани, которая ему нравится как прекрасный русский купеческий город. Он ставил в пример Новосибирскую область, где татары живут великолепно, потому что в администрации пост заместителя главы занимает господин Сафиуллин и никогда не слышно об этнических проблемах. Правда, о школах или культурных учреждениях барабинских татар скайп-оратор не упоминал. Видимо, не был в курсе, что в субботу, 3 июня, именно в Новосибирске состоятся II съезд сибирских татар и общесибирский Сабантуй с участием творческой группы из Казани и Зеленодольска, кстати, ничуть не вгоняя в панику муниципальные власти и губернатора области, которого не волнует факт существования татар и их республики, рожденной почти 100 лет назад.

Обоим ораторам было невдомек, что федеративное государство состоит из субъектов, которые представляют собой государственные образования, кои с учетом их специфики имеют свои полномочия. У каждого субъекта — свои географические, исторические, экономические особенности. У одних границы нарезаны вчера, а другие имели государственность тысячу лет назад. И теперь все живут в государстве, учитывающем интересы и специфику, без которых страны превратились бы в казармы.

Одни — доноры, другие — на дотации. Одни вписываются в общий языковой фон, у других свои традиции и культурные особенности. Как же без договоренностей с центром и между собой? Детали и подробности уточняются на месте. Живут себе, например, граждане Швейцарии в своих кантонах с четырьмя официальными языками — и ничего, не жалуются. Или германские Земли от Баварии до Саксонии такие разные по экономике и культуре и даже по атрибутам управления — и ничего, не разваливается страна. В Соединенных Штатах Америки есть испаноязычные регионы, города с китайским, афроамериканским населением, что отражается и на укладе жизни, а также национальном составе местных властей. Хотя отдельные штаты не считаются национальными республиками, но особенности каждого региона побольше специфики иных банановых стран будут. А у нас, в России, иногда любят пугать самобытностью национальных регионов, особенно тех, что платят большие суммы налогов и поддерживают порядок.

Короче, слушать трескучие речи по скайпу было неприятно. У нас что, своих мыслителей, интегрированных к нашей местности, не хватает? Обязательно надо собираться в тесном арендованном конференц-зале непервосортной гостиницы? Кому нужен такой импорт дестабилизирующих идей со стороны по скайпу, когда и так через социальные сети распространяются и революции, и вирусные эпидемии, и даже обучают суициду среди подростков?

ПРАЗДНИК БЫЛ, НО В ДРУГИХ МЕСТАХ

Смущало и то, что дискуссия об угнетенном русском народе была созвана в честь православного и общероссийского праздника. Приглашение начиналось с анонса «Церковный праздник Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, общенародный праздник „День славянской культуры и письменности“». На столе ведущего были выложены сразу три иконы, на стене рядом с российским флагом красовался лик Иисуса Христа. В первые минуты встречи даже была зачитана православная молитва. Потом от церковной темы и славянской письменности отвлеклись. Нельзя сказать, что в городе и республике праздник замалчивался или о нем забыли. Заглянув в интернет, без труда обнаружил информацию о серии праздничных мероприятий, включая традиционный «Каравон» в селе Русское Никольское с участием 20 тыс. человек.

Открытие праздника было вообще на уровне Первомая или 7 ноября. В торжественной церемонии в честь открытия праздника приняла участие заместитель председателя совета ассамблеи народов Татарстана, председатель казанского русского национально-культурного объединения Ирина Александровская. Там же выступили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, первый заместитель министра культуры Эльвира Камалова.

Официальное приветствие председателя Государственного Совета, председателя совета ассамблеи народов Татарстана Фарида Мухаметшина было зачитано по радио, телевидению, опубликовано в печати. Как написано на сайте Дома дружбы народов Татарстана, по случаю праздника вход в концертный зал им. Сайдашева был свободным. Открылся концерт торжественным песнопением «Христос Воскресе». Украшением программы стал Гимн в честь св. Кирилла и Мефодия, написанный Петром Чайковским. В исполнении сводного хора прозвучали популярные песни советского времени «Вместе весело шагать», «Летите, голуби», «Нежность», «Зачарованная даль», «Подмосковные вечера» и другие. В концерте приняли участие академические и народные хоровые коллективы: Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, хор Государственного ансамбля песни и танца РТ, камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой, сводный хор детских музыкальных школ Казани, хор Казанского государственного института культуры, хор Казанского музыкального училища им. Аухадеева.

Состоялись также XIV республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, в Доме дружбы народов наградили победителей олимпиады по русскому языку. Завершила работу выставка русской игрушки. Всего не перечесть, можете сами заглянуть на сайт Дома дружбы народов, кстати, лучшего в Российской Федерации.

Таковы масштабы и формы «угнетения»… Стоит порадоваться, что этнические культуры, начиная с русской, не так легко оттесняются наглым напором глобализации.

Звучали стократно использованные и многократно опровергнутые пропагандистские призывы изменить государственное устройство страны

ЯЗЫКИ — СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ИЛИ ЯБЛОКИ РАЗДОРА?

Не хочу сегодня вникать в существование параллельных русских обществ и конкуренцию лидеров — это их внутреннее дело. В национальных организациях такие разборки — нередкое явление. Но шутить, нагнетать обстановку в столь деликатной сфере нехорошо и даже опасно. Никак не могу согласиться с тем, что русские, добившиеся высокого положения и признания, не представляют и не защищают свой народ. Такие известные фамилии, как Демидов, Когогин, Колесов, Богачев, Песошин, Лаврентьев, Пахомов, Фролов, имена сильнейших государственных служащих (не станем тревожить министров) и управленцев, юристов, прекрасных ученых, артистов, сотен других знатных личностей позволяют составить портрет русских татарстанцев, которые тоже вправе оценивать ситуацию. Согласны ли они ломать устои республики, противопоставлять языковые интересы русских и татар? Да еще и в контексте стопроцентного двуязычия татар и роста поликультурности большинства населения. Сомневаюсь.

То, что некоторые ораторы называли «этнолингвистическим конфликтом», — не что иное, как попытка раскачать языковой вопрос и организовать острое противостояние двух крупнейших народов республики. Если назвать обычный спор отца с сыном «этнодемографическим конфликтом», то каждая семья стала бы полем сражения. Естественное сопротивление материала, ежедневные колебания — учить урок и домашнее задание или смотреть фильм, пойти гулять — нельзя толковать как гражданскую войну и межвозрастной конфликт.

И вообще, школьники с радостью отказались бы от половины предметов, домашних заданий, «откосили» бы от любого урока в весенний день, а тут иные взрослые дяди подстрекают, что некие уроки и языки вообще не нужны. Зачем учиться? Услышав агитацию против языка или уроков, любой мальчик или девочка забросит в угол книгу, ни за что не запомнит ни одного слова изучаемого языка. Он специально не откроет тетрадку, заткнет уши, чтобы не слышать «ненужные» слова! Даже иностранный язык по окончании средней школы вылетает из ушей сразу после экзамена. Редко кто помнит стихотворение на русском языке. А тут язык живущих рядом татар, которых в Казани всего 500 тыс., а республике лишь 2 млн. душ.

Не буду приводить аргументы в пользу изучения и знания языков. Но миф об ущербности изучения русского языка и о «татарском языковом иге» в Татарстане должен развеяться. Увы, даже после 25 лет объявленного государственного статуса татарский язык осваивается и применяется слабо, на что указывал президент РТ Рустам Минниханов. Правда, подобные явления встречаются и в других многоэтничных и постколониальных странах и регионах. Надо просто заниматься. Кое-где со временем в мире и стране и русский язык может оказаться в аналогичном положении, если англоязычная культура, эстрада, ТV продолжат победное шествие. Есть еще китайский, испанский, французский, арабский языки — они тоже востребованы в богатых странах. Одним языком не обойтись, надо знать как минимум два-три языка. Нет для нас ничего лучше полилингвизма, особенно если в букете освоенных языков непременно будут и русский, и родной!

Так вот я специально проверял, как осваивают «угнетенный» русский язык татарстанские школьники. Их уровень превышает среднероссийский. В прошлом году средний балл, полученный выпускниками Татарстана на ЕГЭ по русскому языку, составил 73,05 балла. А среднероссийский показатель — 70,3 балла. Татароязычные дети довольно часто встречаются среди победителей олимпиад и 100-бальников по русскому языку. Если же посмотреть количество призовых мест на общероссийских олимпиадах по русскому языку, то в Санкт Петербурге школьниками завоевано 9 мест, в Московской области — 1 призовое место, в Татарстане — 4 места. А в Новосибирской области, откуда по просвещал казанцев Ростислав А., — 0 (ноль!) победителей олимпиад по русскому языку.

Тогда о чем же говорили два-три часа подряд по скайпу и просто перед собравшейся дюжиной участников «конференции» в том числе трое татар-мусульман, один кряшен и один немец? Возможно, там были еще и евреи или чуваши, но они не на этом вопросе акцентировали внимание, налегали на православную идентичность. Почему спасать русский язык и составляющее 39,3% жителей русское население пришел именно этот ограниченный круг лиц? Разве не достоин великий русский народ более подготовленных и вдумчивых защитников? Известный представитель кряшен Аркадий Фокин говорил о том, что татарский язык перемешивается с русскими словами, потому что изучение его не на должном уровне. Правильно! И применение тоже весьма скромно и ограниченно, потому что слишком много незнающих. Но это не значит, что республику надо отменять, подвергнув реконструкции Конституцию, рискуя оказаться посреди острого конфликта больших народных масс!

КТО ОБИЖАЕТ СТАРШЕГО БРАТА?

Как вы уже догадались, не получилось никакого спора с оппонентами после лекций популярных националистов, записанных по скайпу. Я давно пишу на обозначенные темы, высказываю свое личное суждение стороннего наблюдателя. А именно: все это — давно и многократно бывшая в употреблении политическая жвачка, повода для участия в дискуссии нет. Не стал я тогда упоминать казанского юриста Сергея Х., который судился за право своего сына не изучать татарский язык.

Дело по иску Сергея Х. дошло до Конституционного суда России, однако законы и порядки в Татарстане были соблюдены, что привело в итоге к признанию законности изучения языков в школах РТ. Поэтому я перед собравшимися выразил свое удивление относительно архаических представлений, которые обсуждались 20 лет назад, и сохранения прежнего уровня политической и правовой культуры. Предложил прочитать свою статью, опубликованную в книге «Татары у себя дома», изданной аж в 2005 году. Называлась она «Кто обижает старшего брата?» и начисто отвергала идею угнетенности русских в Татарстане. Тогда был жив и принимал участие в русском движении известный социолог Александр Салагаев, с которым не грех было и поспорить и которого иногда было полезно выслушать. А сейчас времена изменились, появились видеокамеры, прямая трансляция любых встреч в интернете. Только содержательная и политическая сторона никак не развивалась.

Смущало и то, что дискуссия об угнетенном русском народе была созвана в честь православного и общероссийского праздникаСмущало и то, что дискуссия об угнетенном русском народе была созвана в честь православного и общероссийского праздника

Поскольку за полтора-два часа «скайповой революции» попытки разжечь политический спор результата не дали, мы с журналистом Ильнуром Ярхамовым и представителем татарского движения Фаритом Закиевым покинули зал этнолингвистического ристалища. В зале среди десятка «защитников» остались также представители кряшенской общины и немецкого общества, тоже озабоченные судьбой русских в Татарстане. Честно говоря, мы побоялись участвовать в споре, где уже стали звучать тезисы, за которые могут посадить по статье 282 УК РФ. Почему эти «патриоты» не пошли на праздник славянской письменности, устраиваемый ассамблеей народов Татарстана, и по какой причине не проводятся мозговые атаки в Доме дружбы с участием специалистов по заранее подготовленной программе, я не понял.

От Щеглова я услышал совершенно изящный вариант организации спора о языках и этнорегиональном конфликте. Оказывается, ему или еще кое-кому не нравится заявление Минниханова о том, что в республике достигнут консенсус в вопросе изучения государственных языков. Вот и пытаются доказать, что консенсус не достигнут. Потрясающе.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ИДЕИ

Было бы здорово, если бы проводились просветительские занятия по этнологии, федерализму, истории, социологии, а также семинары для экспертов, журналистов и блогеров, работающих по темам национального развития, педагогики, федерализма, по русской и татарской истории. Вот бы рассказать всем интересующимся, какие ограничения и преследования пришлось пережить татарам и мусульманам в годы насильственного крещения и противодействия родному языку, или показать фильмы, прочитать книги. Они бы лучше поняли Закиева, который приходит в официальные конторы, где никто не может ему ответить на татарском языке. И это происходит в столице Татарстана, где якобы доминирует татарский язык, который изучается повально везде и буквально ежедневно. Фарит выходит из той самой гостиницы «Волга», где была устроена «конференция», и видит перед собой церкви, монастыри, кресты, строящийся собор. Он хочет услышать родную речь в городе, куда он специально приехал. И он видит, какую полемику устраивает одно из обществ русской культуры, на каком языке и какие передачи идут по десяткам радио и телеканалов, включая православный телеканал «Спас»… При отсутствии татарского и мусульманского аналога в федеральном эфире.

Ничего хорошего в растерянности и подавленности неправедно обвиненного татарина я не вижу. Лучше бы он сходил на праздник «Каравон» или концерт в Доме дружбы. Честное слово, он старшего брата и не думал обижать. А вот Татарстан как республика федеративного государства ему кровно необходим.

То, что он услышал на «конференции» без оппонентов, но с ораторами по скайпу, можно назвать точным термином — «пасквиль». Но это тоже нужно доказывать. Только не таким образом. Одно совершенно ясно: в национальных делах нужно отличать пасквиль от реальных проблем, требующих совместного обсуждения. И верить, что оно возможно.

Мы с Ярхамовым, который знает татарский язык и национальные проблемы, решили организовать клуб или круглый стол журналистов-этнологов и пригласить туда Щеглова и его знакомых, чтобы обсудить наболевшие темы с участием экспертов. Наверное, на первых порах обойдемся без скайпа. А потом, возможно, и в интернет будем выкладывать ролики, если понадобится. Без диалога в наше время невозможно, но лучше сначала подискутировать не по скайпу, а тет-а-тет, как говорится.

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>