Миротворец, странствующий по жизни

МНОГО лет назад, двадцатилетним юношей, он вышел из дверей, отчего дома в Японии и с тех пор без устали шагает по дорогам и провозглашает: «Каждый человек – колыбель цивилизации, берегите его». По маршрутам этого странствующего монаха можно изучать обширную географию войн и вооруженных конфликтов современности. Он там, где больно. В Москве, в дни августовского путча бил в барабан и молился у стен Белого дома, был у саркофага атомного реактора в Чернобыле. Совершал молебен в Священной мечети иракской Самарры. Он на марше Мира шедшего от Брюсселя и Варшавы к Берлинской стене, на границе Ирака и Саудовской Аравии, на марше обездоленных в Индии. Проводил бдение у стен американской миссии в Женеве, во время встречи министров иностранных дел США и СССР.

Вдвоем с Тэрасавой-сансеем

Искандер Аманжол с Дзюнсэем Тэрасавой

Молился о прекращении холодной войны на Красной площади во время переговоров Горбачева и Рейгана. Среди тех, кто солидарен с ним: квакеры из Англии и старообрядцы из России, католики и протестанты, индуисты и иудеи. И для него неважна конфессиональная принадлежность тех, кто разделяет его взгляды. Но относятся к нему по-разному: российский Комитет солдатских матерей возносит слова благодарности, а ФСБ занесла его имя в черные списки и депортировала из страны. Этому примеру последовали их украинские коллеги из СБУ.
Справедливости ради следует отметить, что это было до Оранжевой революции. Это сейчас его приглашает Сенат парламента РК, а бывало, что и в Казахстан не пускали. Беседуя с ним, поймал себя на мысли: неважно, что мы говорим на разных языках, главное в том, что мы одинаково болеем за судьбы мира и задаемся вопросом: «Что мы, люди, делали, когда умирали и умирают простые люди в Афганистане и Ираке или когда с чеченцами поступали, как когда-то с заключенными Освенцима?». Встречи – это подарок судьбы, каковым я отношу знакомство с «вышедшим из дома» Учителем из буддийской школы Лотосовой Сутры – достопочтенным Дзюнсэем Тэрасавой.


Терасава-сансэй расскажите, пожалуйста, о своей школе. Когда и кем она была основана? В чем состоит ее особенность, в чем заключается отличие от других направлений буддизма?

Наш орден называется Ниппондзан Мёходзи. Доктриной школы является учение Будды Шакьямуни, который появился, жил и проповедовал в Индии 2500 лет назад. В основе его учения лежит Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. На санскрите она называется Саддхарма-Пундарика-Сутра. Сама школа появилась не в Индии, а 1600 лет назад в Китае, когда в числе других, Лотосовая Сутра была переведена Великим Учителем (Кумарадживой – «ДН») с санскрита на китайский язык. Там же в Китае 200 лет спустя появился Великий учитель Тяньтай (538-597). В это же время буддизм пришел в Японию, это было, примерно, 1400 лет назад. Император принял его. В самом начале распространения буддизма на японских островах, Сутра о цветке лотоса считалась царем среди сутр. Вся духовная культура строилась и формировалась на ее основе. 1200 лет назад школа Учителя Тяньтая была официально учреждена в Японии. 700 лет назад появился другой великий Учитель Лотосовой Сутры – Нитирэн (1222-1282), основатель школы посвятивший жизнь воплощению ее пророчеств, т.е. предсказаний самого Будды. Он впервые сотворил молитву Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё. Мой Наставник Нитидацу Фудзии (1885-1985) основатель нашего ордена посвятил свою жизнь широкому распространению Лотосовой Сутры по всему миру, возвращению ее на родину Будды – в Индию. Я продолжил дело своего Наставника, вдохновил российского ученого Игнатовича на перевод Лотосовой Сутры на русский язык. Она была издана в Москве в 1999 году. Хотел бы отметить, что особую роль в распространении буддизма я отвожу народам Центральной Азии. Однажды в истории они создали уникальную цивилизацию, в которой мирно сосуществовали, взаимообогащались и учились друг у друга различные народы.

— Занимаясь вопросами истории религии, я все больше склоняюсь к мысли, что, живя рядом, мы многое заимствовали, перенимали друг у друга. В пантеоне христианских святых, есть святой Саваоф, который родом из Индии. Древние славяне поклонялись Ярило, Сварогу и другим богам. Как и сказочный персонаж русских сказок — Баба-яга, они родом из зороастризма. В Исламе почитают святых, являющихся персонажами Библии. Ареалы распространения этих религий разделяют тысячи и тысячи километров, между которыми находился кочевой мир, служивший связующим звеном, а возможно, и «разносчиком» цивилизаций. Что вы думаете по этому поводу?

— Цивилизации не возникают на пустом месте. Самыми древними были цивилизации Китая и долин Ганга и Инда, цивилизации Месопотамии и Египта. Но до их возникновения, должны была существовать предпосылки, на базисе которых эти цивилизации развивались. Центральная Азия сыграла особую роль в истории человечества. Номады были носителями многоликой духовной мудрости, возникшей благодаря развитию уникальной духовности, географических знаний, знаний о природе, знаний о взаимосвязи земли и неба, знаний о древней космогонии. Кочевники обладали способностями слушать, что говорит небо, космос, и воспринимать послания от них, наблюдать за природой и слышать, что она говорит. Позже эти знания стали основой развития древних цивилизаций. По традиции Будду зовут Шакьямуни, что означает «мудрец (святой) рода шакьев». Шакья – название одного из главных кочевых народов Центральной Азии. Греки называли его скифами, персы – саками, существуют и другие названия: сколоты, сэ, скиты, сукхи, все это разные названия одного и того же народа. Доказательство тому – народность шакьи живущая в Индии и Непале. Она до сих пор сохраняет уникальную культуру ювелирных изделий, идентичную культуре сакских курганов, которая в V веке до н.э. была распространена от Черного моря до Кореи и покрывала собой весь Евразийский континент. Род, из которого произошел Будда, является ветвью этого народа, переселившегося на Индийский субконтинент, где произошло накопление обширных знаний о духовном пробуждении. В кочевом мире о шакья не забыли, поэтому буддизм легко вернулся в Центральную Азию. Образ жизни монахов с Сангхе – общине, созданной Буддой, был сродни обычаям кочевников. Главным считалось свободный дух и свободные странствования, что соответствовало духовным качествам кочевых народов. Тем более что уже с давних времен между Индийским субконтинентом и Центральной Азией была культурная, языковая и духовная близость.
Археологические находки подтверждают это. Кочевые народы, населявшие эти районы, распространяли буддизм, зародившийся на Индийском субконтиненте, несли его через весь Азиатский континент в Китай. Иисус Христос открыл учение и проповедовал на Ближнем Востоке для народа Палестины, на самом деле оно было не чем иным, как Благой Вестью высочайшей духовности развитой в Кушанах. На протяжении всей своей истории китайская цивилизация никогда не признавала себя учеником, наоборот, воспринимала себя Наставником, более развитым, чем другие, и все вокруг должны были приходить и учиться там. Но в золотую эпоху Кушанского царства (I в. до н.э. –IV в. до н.э.), Китай занимал положение ученика. В Китае его называли «страна Лунного рода». Китай прилежно постигал сущность глубокой духовной мудрости, которую ему передавали буддийские монахи, зачастую выходцы из Центральной Азии. В те времена это не было религией, это была всеобъемлющая духовная мудрость, универсальное вселенское послание о мире. Не было разделения на правоверных, православных и неверных, завоевателей и покоренных. Было изначальное единство. И мы должны признать, современные ученые не упоминают того, что широкое распространение этой духовной культуры произошло благодаря кочевым народам Центральной Азии. Это был длительный процесс эволюции, процесс становления духовной цивилизации, формирования духовной общности. В этом ключевая роль номадов.

Но возникла некоторая путаница, вызванная наличием различных философских школ и направлений буддизма, и Лотосовая Сутра всегда выступала объединяющим началом обширного океана направлений мысли в единое целое. Это было время больших потрясений. Эпоха империи Чингисхана, которая покорила всю Азию до Европы и достигла Кореи и японских островов. В Японии происходил период нестабильности, борьбы, кризиса, природных катаклизмов. Наступила эра страданий, горести и бедности. Люди нуждались в духовном руководстве, которое вело бы к единству и миру. Я проникся идеями моего Наставника, унаследовал его путь, нести людям идеи Лотосовой Сутры. Наша школа напрямую ведет духовную линию от Учителя. Главное заключается в том, что люди нуждаются в истинной вере и истинном пути ведущих к гармонии в природе и обществе. Это связано с небесным покровительством. Мир зависит от уровня духовности людей и только тогда, когда она достигает высокой степени, страна может утвердиться на основе мира и гармонии. Об этом было много пророчеств Будды. Одно из них гласит, что вначале учение будет распространяться из Индии на Восток, а спустя две с половиной тысячи лет из Японии на Запад. День за днем луна превращалась в полнолуние и одновременно распространялась на Восток. И во время царствования бед, катастроф и насилия, через две с половиной тысячи лет учение начнет возвращаться с Востока на Запад. Оно подобно восходу солнца на Востоке. Это пророчество заключено в 16-ой главе Лотосовой Сутры, в притче о возвращении отца домой. Мой Учитель, основав орден странствующих монахов Ниппондзан Мёходзи, отправился из Японии в Индию.

— В эпоху Ататюрка, мусульманское духовенство Турции превратилось в препятствие процессам модернизации. С ним расправились жестоко, расстреливали из пулеметов на порогах мечети. Как этот процесс проходил в Японии в эпоху Маэдзи?

— Я бы сказал, что эта параллель опосредованная. То, что мы называем веяниями нового века, были обусловлены контактами с Западом. Как известно, Япония была закрытой страной и в течение 400 лет не имела каких-либо внешних связей. Потом, под давлением Британской империи, она стала открытой Западу, открылась новым веяниям, а это означало, что страна становилась современным государством, в военном плане, это стало усилением огневой мощи. Пришло понимание того, что, не имея возможности противостоять Западу, необходимо меняться самому. Все это сочеталось с установлением культа императора, что стало причиной начала политики территориальных захватов. Для выживания и поступательного развития индустрии, отстаивания своей независимости Японии пришлось перенять западную систему. В этом была острая необходимость, следовало перенять новации. Несомненно, что традиционные ценности были препятствием, и для сближения с европейской моделью их удаляли.
Была полностью перенята европейская система образования. Умышленно стали избегать традиционных аспектов, уделяя внимание только идеям модернизации. Для того чтобы не допустить усиления Российской империи на Дальнем Востоке, что не соответствовало интересам Британии, она направила японскую экспансию на погрузившийся в хаос Китай. С поставленной задачей справилась успешно, за что Япония получила от Британской империи остров Тайвань. Были осуществлены захваты Кореи, а потом Британия нацелила ее на Россию. После чего последовали захваты Маньчжурии и других стран.

— Продолжая исторические параллели, на мой взгляд, глубинные процессы, проистекавшие тогда в Японии, и то, что сейчас происходит в странах мусульманского мира, в какой-то мере схожи. Поэтому хотел бы узнать, проходила ли в Японии коренная ломка столь же трагично, как противостояние традиционализма процессам модернизации на мусульманском Востоке?

— Противостояние модернизации и западному образу жизни в Японии стало странным образом сочетаться с узким национализмом, который привел к всплеску милитаризма. Не следует забывать, что Япония была единственной страной, не принадлежавшей к белой расе, которой удалось создать империю. Британия, Россия и США объединились в Лиге Наций против Японии, которая стала позиционировать себя как защитница стран третьего мира. Внутри страны зрел национализм, насаждалась идеология на подобие фашистской. Япония вошла с альянс со странами фашистской оси. (Объявив эмбарго, США не оставили Японии иного выбора, как напасть на Пирл-Харбор). Когда-нибудь всему этому должен был наступить конец. После поражения Германии и Италии, в Японии воцарил лозунг «Война до победного конца». Появились смертники – камикадзе, которые воодушевленные фанатичными идеями шли в самоубийственные атаки. Точно так же, как это сейчас делают шахиды. В корне этого явления лежат фанатичные действия против США. Япония прошла этот путь давно.

Напрашивается аналогия с Саддамом Хусейном. В начале Америка поддерживала его полностью. Он был необходим для войны с режимом аятоллы Хомейни, чтобы не допустить распространения идей исламской революции по всему Ближнему Востоку. Саддам вовсе не был религиозным человеком. Он был националистом, руководимая им партия БААС не была исламского, а социалистического толка. Америка использовала Саддама в своих интересах. Фактически она подтолкнула его на войну с Ираном, разожгла ирано-иракскую войну. Укрепила Ирак до такой степени, что он стал самым сильным в военном отношении государством. И когда война закончилась, Саддам счел Ирак страной, играющей ключевую роль в регионе. И только после этого, по всему миру стали демонизировать его, распространять измышления о том, что Ирак и его лидер, это страшные вещи. Это была пропаганда. Начались провокации, носившие экономический характер. У Ирака не было самостоятельных возможностей выжить, а провокации нацеливали Ирак на развязывание войны (вторжение в Кувейт). И когда она началась, у США появился повод для уничтожения Ирака. Аналогия с Японией тут самая прямая. Она усилилась, и Британия перестала быть заинтересованной в этом. Поэтому у них начался прямой конфликт в Азии. Западный мир сообща пытался ограничить влияние Японии. К этому времени в Японии получили широкое распространение националистические идеи, и Запад представил страну в глазах мирового сообщества как сборище фанатиков и террористов.

— Вы бывали в странах мусульманского Востока. С какой миссией вы ездили в Ирак и Чечню, Пакистан и Палестину? Насколько она была успешной?

— Когда стала очевидной неизбежность катастрофы, я отправился туда с миссией активизировать гражданское общество. Моей первоочередной целью было обратиться к людям с миротворческими инициативами, мобилизовать гражданское общество на направление усилий на недопущение войны. Т.е. государства были намерены развязать войну, а гражданское общество мобилизовалось на принципах ненасилия, для того, чтобы через общественное мнение воздействовать на правительства. Так было в Чечне. (Позднее монах-ученик Тэрасава – сансея по имени Алексей рассказывал, что 8 марта 1995 года марш Материнского Сострадания, начал свое шествие от стен Кремля в Чечню. Местное население присоединялось к маршу Материнского сострадания. Под предлогом того, что боевики могут напасть на шествие, БТРы блокировали участников в Серноводске и Самашках. Представители ФСБ заявляли: «Мы не рекомендуем…». После чего отправили их транспортными самолетами в Москву. Второй раз участники марша пошли по горам. На всем пути чеченцы встречали их с добром. На этот раз, их посадили в фильтрационный лагерь. Так было во времена первой и второй иракской войны. Когда начиналась первая война, около 100 миротворцев, которые собрались со всего мира, расположились лагерем на границе Ирака и Саудовской Аравии, которую были готовы пересечь воинские соединения коалиции из десятков стран. Там были дислоцированы десятки тысяч солдат США. Миротворцы из International Asian Peace Mission, Iraq Peace Team, Human Shields встали на пути военных. Саддам одобрил проведение этих акций, но это вовсе не означало, что мы поддерживаем его. Только-только закончилась холодная война, но Америка хотела эту войну, настойчиво формировала коалицию, день за днем разрабатывала свой военно-промышленный комплекс, совершенствовала машины для уничтожения людей. Затрачивала на военные нужды миллиарды долларов. ЦРУ был нужен гигантский бюджет. Им не хватало лишь повода к войне. В свою очередь мы, хотели остановить ее. После (холодной) войны с Советским Союзом произошло смещение интересов, США переключились на ислам и Ближний Восток. Саддама Хусейна использовали, для того чтобы обосновать наращивание американской военной мощи. Все это мы осознавали.

Так было в Вифлееме, когда палестинцы захватили священнослужителей в церкви Рождества Христова. Ее окружили израильтяне. Противостояние продолжалось долго, и возникала вероятность большого кровопролития. Точно также было и в Пакистане. Когда в 2002 году мы направились в эту страну, обстановка была взрывоопасной. По обе стороны индийско-пакистанской границы сосредоточилось более миллиона солдат. Пакистан напал на индийские территории, и Индия была готова нанести превентивный удар для того, чтобы не допустить повторного нападения. Они рассуждали следующим образом: если пакистанские террористы атаковали индийский парламент, то мы имеем право на нанесение упреждающего удара, точно такого, какой нанесли США по Афганистану. Индия и Пакистан являются ядерными державами, у которых нет системы наблюдения. Никто не знает, кто нанесет удар первым, ведь для тех, кто будет первым, это означало одержать победу. Какое-либо крупное столкновение между этими странами тут же переросло бы в ядерную войну и мы хотели это предотвратить. Провели марш мира из Пакистана в Индию. В каком-то смысле это разрядило обстановку. Очевидно, что обе страны восприняли наше обращение к правительствам очень серьезно и согласились с проведением марша Мира. Это было признаком того, что возобладало мнение не доводить дело до войны. Спустя неделю Индия объявила об отводе своих войск от границы. Наши молитвы были услышаны.

— Слушая новости, читая газеты, мной начинает овладевать мысль, что мир сошел с ума. Иногда появляются подозрения, а в здравом ли я уме? В моем представлении наступает своего рода Апокалипсис: говорят о пси — и сейсмическом оружии, генном оружии, информационных войнах. Деятельность лучших умов направлена на совершенствование машин, направленных на истребление человечества. Является ли это зло неизбежным?

— Человеческая психика доведена до такой степени крайности. Слишком много страха. Он стал движущей силой, причиной совершенствования техники и методов войны. Создавая это, люди полагают, что это их обезопасит. Дает возможность победить своих оппонентов физически. Возлагают надежду только на силу, на стремление разгромить своего противника. Но вопрос следует поставить в иной плоскости: имеются ли реальные основания для страха? Он нагнетается через СМИ, разного рода манипуляции. Кто получает от этого выгоду? Военная промышленность и люди связанные с ней. Надо задумываться над тем, как противостоять этому злу. Все это в корне меняет человеческий дух. На сегодняшний день это самый болезненный вопрос. В этих условиях легко стать зомби, и нет врачей, которые лечили бы от этой болезни. Следует констатировать, что больно сознание людей, как и болен человеческий дух. Если Америка затрачивает на войну 6 трлн. долларов и все равно не может победить, это о чем-то говорит. Опасность новой мировой войны существует только потому, что мир утратил единство. Глубокие корни кризиса происходят из нашего сознания, из-за того, что мы видим только различия друг в друге. Это первопричина. Все разделились на разные группы и не могут найти единства, видя в других врагов, а огонь многочисленных желаний, неведения и ненависти все разгорается, угрожая разрушить весь мир. Нам нужно преодолеть это разделение. Вернуть мудрость. И для того, чтобы реализовать истину единства всех людей, религий и форм жизни, неважно, являетесь ли вы последователем, относитесь ли вы вообще к какой-то религии, или нет.

— В странах Запада, особенно в США, много говорят об успехах в деле расширения демократии в исламских странах. На самом деле, идет насильственное приобщение к модернизации народов еще не готовых к этому. В итоге достигается противоположный эффект. Что это – лицемерие или за этим скрывается нечто большее?

— Это в корне неверная политика. Государство не может строиться на принуждении. Это решают не деньги и конституционные реформы, построение страны, это, прежде всего дух людей. Это дело нации. Народ должен сам прийти к пониманию необходимости. И поняв, сделают это без понуканий и принуждений.

— У меня складывается впечатление, что война, это как своеобразный политический тренинг. Идет демонстрация силы, целью которой является попытка создать некие будущие модели мира в режиме реального времени, на живом материале, с настоящей кровью. Насколько может противодействовать этому ваше учение? Насколько оно действенно?

— Все это продолжение политики, использующей страх человека. Наша работа заключается в освобождении всего мира от этого чувства. Это возможно за счет мудрости сострадания и истины. Все подвижники, все духовные наставники, все пророки начинали осуществлять свою миссию в одиночку. Все Великие Учителя начинали в одиночку и покоряли сердца миллионов людей. Иногда они противостояли великим империям и от тех, кто сосредотачивал в своих руках богатства, силу и власть ничего не осталось.

— Сейчас стало модным проведение мероприятий типа Форума мировых религий. Являются их проведение чем-то остро необходимым, или это PR-акции? Насколько действенны такого рода форумы?

— Государство – организаторы проводят их для улучшения своего имиджа. Но это важно и для народа, для его духовной культуры. И такой возможности нельзя отвергать, надо использовать представившийся шанс. Проведение таких мероприятий важно для народа, важно, когда государство обращает внимание на духовную культуру.

Достопочтенный Тэрасава-сансэй, хотел бы поблагодарить вас за содержательную беседу и пожелать вам успехов на вашем миротворческом и просветительском поприще.

Беседовал Искандер Аманжол
Центр Гумилёва — Алма-Ата

Лекториум он-лайн

Правда Ивана-Царевича. Павел Зарифуллин



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>