Многоуровневая идентичность народов Дагестана

Идентичность дагестанцев можно представить в виде старинной многоярусной башни, фундамент которой составляют этническая («Я-кумык», «Я-аварец», «Я-даргинец»), республиканская («Я-дагестанец») и национально-государственная идентичность («Я-россиянин»). Рассмотрим каждую из идентичностей.

Понятие этнической идентичности в Дагестане трактуется как определение человеком своей принадлежности к тому или иному этносу, и как отражение множественности уровней самосознания. Этническая идентичность дагестанцев представлена следующими компонентами: язык, этническая территория, этногенетические предания и мифы, а также всем спектром выразительных элементов бытовой, духовной и поведенческой культуры – от пищи, застольного этикета до мимики и жестов.

Существование специфики разности символов этнической идентичности у народов Дагестана объясняется тем, что исторические, природно-географические, социально-экономические, политико-правовые, демографические и другие условия существования  у разных народов складывались по-разному. Другая сторона этнической идентичности – это восприятие и отношение к этногенетическим корням, которые определяют вопрос: «Кто наши предки?». У каждого народа на этот счёт свои рассуждения. Одни считают, что предками их народа являются древние племена аланы, другие –  хазары, третьи – турки.

Значительный вклад в исследование этнических процессов в Дагестане внесли ученые А.В. Авксентьев, А.Ю.Шадже, Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Агаев, М.Г. Алиев, Х.Г. Адзиев, М.А. Абдуллаев, Р.М. Магомедов и другие. В центре внимания авторов находятся этнические ценности, межэтнические отношения, установление толерантного отношения в обществе.

Национально-территориальная (республиканская) идентичность дагестанцев представлена как единое социокультурное пространство, в котором сельские и городские общины устанавливали и отстаивали такие нормы и традиции сосуществования, которые позволяли каждому обществу сохранять свой язык, диалект и свою культурную идентичность. Более того, привязанность к родному джамаату (селу или союзу сельских общин) – это особое, «первичное» духовное состояние дагестанца. Мировосприятие и самосознание дагестанца, каким бы безграничным  оно не было, берёт своё начало от родного села  и туда же, в конечном счёте возвращается. Например, казалось бы, какое может иметь значение в далёкой Турции дагестанское село, оставленное  прапрадедами полтора века тому назад, село, которое современные потомки никогда не видели? В Турции, где все выходцы из Дагестана (кумыки, аварцы, даргинцы и др.) считаются дагестанцами. Но и сегодня на надмогильных памятниках дагестанцам,  усопшим в Турции, продолжают писать: «из Доргели», «из Ругуджа», «из Кадара». Таким образом, первичной и главнейшей составляющей самосознания дагестанца является его принадлежность к роду и причастность к сельскому обществу (территории).

 В дагестанском обществе этнической принадлежности индивида придавалось второстепенное значение по сравнению с принадлежностью к тому или иному сельскому обществу.

Если случался конфликт между двумя общинами, принадлежавшими разным этническим образованиям, он погашался соглашениями и адатами без заступничества «за своих» со стороны этносов. Таким образом, сложившийся территориальный строй с четкими, признанными границами обеспечивал статус-кво. В Дагестане не  было синдрома захвата частей чужих территорий и, тем более, этнической ассимиляции иноязычных образований, связанной с обязательной привязкой этносов к своим территориям [Агларов М.А., 2007, c. 23-24].

Этнический фактор был выведен за пределы правового поля, соответственно и первостепенное значение придавалось не этносу, а принадлежности к сельской общине. В Дагестане спрашивать о национальности считалось не этичным: тот, кому был адресован такой вопрос, мог подумать, что отношение к нему зависит от его национальной принадлежности. Обычно спрашивали «къайсы юртлусан?» (кумык.), «мун кисса?» (авар.), т.е. «откуда родом». Делалось это с целью определиться с языком общения [Магомедханов М.М., 2008].

Итак, для дагестанцев первостепенной по эмоционально-психологической насыщенности остаётся их принадлежность к тому или иному сельскому обществу (территории). Но вместе с тем сохраняются и более высокие уровни  самоидентификации – дагестанцы, кавказцы, россияне.

В связи с рассмотрением национально-территориальной (республиканской) идентичности, хотелось бы отметить формирующуюся в настоящее время региональную идентичность «Я-кавказец» объединяющую народы Армении, Грузии, Азербайджана с Дагестанцами, Чеченцами, Ингушами, Осетинами, Абхазами и другими народностями Кавказа.

При всем языковом многообразии на Кавказе сложился единый в сущностных чертах, культурный мир. Смешение и многовековое сосуществование привело к единению кавказцев, к взаимному переплетению их обычаев и традиций.

Разумеется, кавказскую идентичность невозможно представить вне казачества, вне «российскости», которая является звеном, определяющим суть взаимоотношений между народами многонациональной державы.

Общегражданскую (российскую) идентичность дагестанцев нельзя представить без русской культуры, языка, литературы.  Многие поколения были одухотворены русской идеей всеединства, мира и дружбы народов. Гражданская принадлежность «Я-россиянин» определяет каждого дагестанца как личность, принадлежность его к государству Российской Федерации. На институциональном уровне вопрос идентификации в качестве россиян всех граждан России, независимо от их этнической принадлежности, закреплено Конституцией.

Таким образом, у народов Дагестана происходят внутренне противоречивые, но прогрессирующие процессы становления множественной идентичности в отличие от других регионов России. Обусловлены эти процессы как макросоциальными, общероссийскими факторами, так и местной спецификой, выражающейся в этническом смешении абсолютного большинства населения республики и, следовательно, в формировании русскоязычной коммуникативной и культурной среды.

Сегодня многоуровневая  (этническая, республиканская, российская) идентичность в многонациональной республике Дагестан имеет свои отличительные особенности.

Во-первых, процесс формирование этнической идентичности обусловлен взаимодействием и наличием существенной связи с религиозным фактором. Ислам и этничность в условиях Северного Кавказа, взаимно поддерживают и как бы подпитывают друг друга. Бурный всплеск этничности здесь шел параллельно  с процессом возрождения ислама. Длительное взаимодействие национально-этнических и конфессиональных компонентов в историческом развитии обусловливало глубокое проникновение религии в национальную психологию народов Дагестана.

В истории Дагестана религия играет двоякую роль с одной стороны объединяющую роль единства (например, в национально-освободительном движении в 19 в. против антиимпериалистической силы). С другой стороны сама религия занимает активное место в системе идеологических средств, используемых определенными силами в современном Дагестане.

Тем не менее, одной из серьезных проблем на Северном Кавказе продолжает оставаться неразрешенное противоречие между ростом религиозного сознания, который наблюдается в мусульманских регионах России, и правовыми принципами российского государства, стремящегося согласовать принципы своего законодательства с принципами европейского права.

Во-вторых, в Дагестане этническое  и национально-территориальное пребывает в состоянии сложного взаимодействия. Этничность выступает как основа сохранения культуры, традиций этноса, а национально-территориальное  представляет с собой общность территории, образ республики. Данные виды идентичности могут действовать каждый самостоятельно, либо содействуя, либо противодействуя друг другу.

 Дагестан является ярким примером того, что описывать историю и культуру отдельных народов изолированно друг от друга, вне контекста взаимовлияния культур невозможно.  Республиканская идентичность возникает на конкретной родной территории и национальной почве того или иного народа. Республиканское имеет свои закономерности, оно развивается вместе с развитием образа родного края, малой родины. В качестве одного из критериев локально-территориальной принадлежности выступает сознание республиканской идентичности, которое присуще практически всем народам проживающим в Дагестане.

В целом образ Дагестана складывается из трёх основных составляющих: культурной, территориальной и политической. Сегодня дагестанцы живут как бы в двух разных Дагестанах – прекрасно-созидательном и безобразно-разрушительном. В этих условиях ведущими трендами в обществе стали надежда и разочарование. Их сочетание рождает злобу. Дальше Дагестан ждёт либо разрушение, либо созидание: созидание возможно, если совершится настоящий поворот к правовой республике.

В-третьих, в Дагестане взаимодействие этнического и национально-государственного имеет свои противоречивые особенности, как положительные, так и отрицательные. Если даже в многовековой истории Дагестана не наблюдались межэтнические конфликты, тем не менее, современное дагестанское общество сегодня поставлено перед решением ряда проблем и противоречий, унаследованных как от прошлого, так и возникающих в результате проводимой в последние годы политики.

К ним относится, в частности, восстановление прав народов и этнических групп, нарушенных репрессиями сталинского политического режима (ауховская проблема).  Претензии различных народов друг к другу и центробежные тенденции, вплоть до заявлений об отделении от Дагестана (последствия переселения части горцев на равнину, проблема разделённых народов) проблемы русского и русскоязычного населения, миграция и др.

В сегодняшнем положении Дагестан живёт под лозунгом «Спасение Дагестана – в его единстве». Тем не менее, незавершённость разработки республиканской концепции и программы национального развития приводит к обострению социальных и межнациональных отношений.

Зарема Арсланбекова

  1. Агларов М.А. Исторические корни межэтнической толерантности в Дагестане // Научный мир. № 2 (4). Махачкала, 2007. – С. 23-24
  2. Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. Москва: ООО «ДИНЭМ», 2008. – 272 с.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>