О том, как мастер-классы по установке чума, этнические праздники и прыжки через нарты позволят сохранить традиционный уклад северян, — в материале ТАСС.
Общественники арктического полуострова Таймыр разработали профориентационный проект для молодежи из тундровых поселков, призванный вернуть популярность традиционных промыслов, таких как оленеводство, которые на сегодня почти утрачены, и предотвратить отток коренного населения в города.
Проблема кадров
Сегодня треть населения полуострова Таймыр — около 10 тыс. человек — коренные и малочисленные народы. Это эвенки, долганы, нганасаны, ненцы и энцы, многие из них до сих пор занимаются оленеводством и традиционными промыслами. Так, охота на дикого оленя была основным промыслом предков нганасан — самого древнего и на сегодня исчезающего народа Таймыра, самой северной национальности Евразии.
Однако современная цивилизация оказала серьезное воздействие на северные народы и их быт. Так, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, нганасан на Таймыре осталось всего 747 человек. Основная масса ассимилировалась в городах, в тундровых поселках доживают свой век лишь старики. Оленеводством не занимается ни один представитель этого народа, хотя в середине XIX века именно они считались самыми умелыми и самыми богатыми оленеводами.
Проблема исчезновения традиционных промыслов актуальна и для других народов Севера. Согласно данным, приведенным в докладе уполномоченного по делам коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае Семена Пальчина, Таймыр, где сосредоточено практически все поголовье оленей региона, может через пять лет остаться без специалистов-оленеводов. Жители 19 поселков, занимавшиеся оленеводством ранее, в настоящее время кормятся сезонными промыслами и живут (за исключением бюджетников) на социальные пособия.
Молодежь из числа коренного населения уезжает из тундры, чтобы получить специальность, и больше не возвращается, поскольку не видит для себя будущего вне городов. Общественная организация «Союз нганасан Таймыра» решила напомнить молодым людям, что существуют национальные промыслы, и разработала профориентационный проект их обучения традиционным занятиям. Проект получил грантовую поддержку ГМК «Норильский никель».
«По мнению экспертов, для того чтобы сохранить образ жизни и культуру малых народов, нужно, чтобы 35-40% коренного населения занимались традиционными видами деятельности. Для решения данной проблемы необходима работа по профориентации населения, обучение ведению традиционной деятельности в современных условиях», — сказала ТАСС начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала «Норильского никеля» Светлана Рубашкина.
Философия кочевой жизни
Как сообщила агентству представитель «Союза нганасан Таймыра» и руководитель проекта Наталья Некипелова, заметно, что молодые люди интересуются традициями малых народов, укладом жизни в тундре. Поэтому и было решено создать этот проект.
В регионе ежегодно проводятся этнические праздники «Большой Аргиш». «Аргиш» в переводе на русский язык означает «кочевье». По словам Некипеловой, это понятие включает в себя не просто деятельность, а целую философию жизни в тундре — со своими традициями, обычаями, неписаными законами и обрядами. С этими традициями, обычаями и необходимыми навыками общественники и намерены познакомить молодых людей на Таймыре.
«Мы заметили, что дети коренной национальности, которые участвуют с нами в празднике, каждый год задают все больше и больше вопросов. <…> Мы решили использовать это… для решения проблемы возвращения детей … после учебы обратно в тундру для занятий традиционными видами деятельности», — отметила Некипелова.
Ближе к собственным корням
По словам Светланы Рубашкиной, участники проекта получат необходимые навыки жизни в тундре, в игровой форме ребятам расскажут о жилищах северян, затем дети будут учиться устанавливать чум на площадке, рубить дрова, топить печь, ловить силками куропатку, запрягать оленей в упряжь. Кроме того, ребятам расскажут, как правильно собрать припасы в продуктовые мешки, выбрать место нового кочевья, собрать поклажу в сани, проведут соревнования по прыжкам через нарты, конкурс по плетению поясов.
«Для качественного преподавания серии мастер-классов мы хотим пригласить из Красноярска мастера по деревообработке, он … известный этнодизайнер и художник Евгений Поротов, имеет педагогическое и специальное художественное образование», — рассказала Некипелова.
Организаторы проекта уверены, что обращение к своим корням повысит самоидентификацию коренных малых народов Севера, улучшит отношение к их культуре у других народов. Молодые люди получат необходимые умения для жизни в тундре и избавятся от опасений перед возвращением в стойбище.
Источник: ТАСС