Монгольский синдром

Осада Сидона монголами

В мире нет так много вымыслов, лживых легенд, как о монголах, хотя при сопоставлении деяний монгол с деяниями других народов мира, монгольский этнос выглядит гораздо лучше многих европейских, малоазиатских и восточных (чжурчжэней, китайцев) народов.

Лев Николаевич Гумилёв в своей книге «Чёрная легенда» писал: «Наши предки, жившие на Московской Руси и в Российской Империи конца XVIII века, нисколько  не сомневались в том, что их восточные соседи — татары, мордва, черемисы, тунгусы, казахи, якуты — такие же люди, как и тверичи, рязанцы, вдадимирцы, новгородцы и устюжане». Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов – «Шереметьевы», грузин — Багратион и татар – Кутузов. Кстати, эта фамилия, несомненно, является тюркской, так как мы встречаем в истории Крестовых походов имя руководителя мамлюков, потомка половцев – «Кутуза».

В странах же Западной Европы предубеждение против неевропейских народов родилось давно. К этношовинизму, зародившийся в античном греко-римском мире, в средневековой франко-германской Европе постепенно добавился расизм по конфессиональному признаку. Так, например, «цивилизованные греки» называли территорию современной Украины и России «Гипербореой»  —  страна ужасов и чудес. А тысячи лет спустя Папа Римский Григорий IX призывал тевтонцев и шведов к Крестовому походу против неверного населения Балтии и Руси. Считалось, что азиатская степь, которую многие географы начинали от Венгрии, другие — от Карпат – обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола.

Александр Невский и Сартак

Взгляды эти были закреплены авторами XVIII-XIX веков, создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики, таких как Георг Гегель. При этом, самым существенным было то, что авторы эти имели крайне поверхностное и часто превратное представление. Всё же, это их не смущало, и их взглядов не опровергали французские или немецкие путешественники, побывавшие в городах  Передней Азии или Индии и Китая.  Гумилёв прекрасно описал тот настрой и англичан, и французов, и других европейских наций не только на монголов, но и на других кочевых народов. Однако здесь, в поле зрения людей, ненавистных европейцам попадают и оседлые русские, прекрасно умеющие находить контакт с тюрками и монголами.

Но откуда такая неприязнь? Ведь, если вспомнить Крестовые походы, то, как раз монголы выступали как защитники христианства, несмотря на то, что крестоносцы были католиками, а пришлые кочевники в основной массе своей — несторианами… До 1260 года сеньором палестинского города Сидон (тогда крепость, принадлежавшая тамплиерам и госпитальерам) был Жюльен де Гренье. Французский историк Рене Груссе описывает его как «тяжёлого барона с лёгкой головой».[1] Он ограбил окрестности Сирии, где правил его собственный дядя. Жюльен, по словам Ж. Ришара, «увидел в катастрофе, постигшей мусульманскую Сирию, лишь ещё одну возможность пограбить».[2] Монголы были потрясены действиями Жюльена, они не терпели грабежи на своих землях. Как он мог нападать на своих союзников? Племянник наймана Китбуги-нойона с небольшим отрядом отправился за войском Жюльена, чтобы выяснить недоразумение, но что сделали «благородные рыцари»? Они обманом убили  монголов… всех до одного, ведь их было мало и сопротивляться монголы уже не могли — было поздно! Это было самое подлое предательство. Китбуга-нойон не прощал предательств, как впрочем все найманы, кераиты, ойраты, и все степные народы вообще. Сидон был разрушен, однако большая часть жителей, да и сам Жюльен спаслись путём эвакуации на остров, располагающийся рядом с Сидоном. А после всего этого, западники и европейцы стали утверждать, что, мол, кочевники злодеи, разрушители и поработители. Приведенный случай очень напоминает о недавних августовских событиях 2008 года, когда в западных СМИ защитников и агрессоров поменяли местами.

К числу дикарей, угрожавших европейской культуре, причислялись даже сами русские, по той причине, что они якобы были частью Монгольской империи почти 250 лет. Однако и не только в Европе распространилась версия кочевнического порабощения, но и в России.

Многие аристократы, псевдоинтеллигенты, дворяне приезжали из Франции с той версией о кочевниках, которая существует сегодня до сих пор. Но если прийти к сравнению, то можно привести некоторые примеры, ибо, как говорится, всё познаётся в сравнении.

Чингисхан

Монголы были веротерпимыми и не убивали женщин и детей, ибо такое обращение запрещала «конституция монгол» — Яса Чингисхана. Сравните китайцы, вырезавшие всё население врага, включая и женщин, и детей, что считалось для них абсолютно нормальным. Сравните арабов, которые насильно вводили в покорённые ими государства Ислам, а исключение делали только для Персии, и то за определённые налоги. Сравните тех европейцев, насильно вводивших католицизм, а позже проводивших геноцид индейцев в Северной Америке.

Но вернёмся к монголам. Да, монголы разрушали непокорные им города, но ведь было за что! Убитые киевским, рязанским, козельским князьями монгольские послы – в мировоззрении и законодательств монгол настоящая подлость, за которую убийца приговаривается к смерти. Эти самые князья являлись теми, кто нарушал дипломатические и общечеловеческие принципы, ведь любой посол – это, прежде всего, гость, которого ни в коем случае убивать нельзя.

И снова сравнение. Северный Китай был завоёван и опустошен чжурчжэнями в 1114-1140 годах, за сто лет до монгол, хотя опять многие западные историки пишут, что именно Орда Чингисхана всё это произвела. Средняя Азия и Иран были разорены сначала сельджуками, а после, хорезмшахами. И опять виновны монголы.

Это отношение Запада к Востоку, эту целенаправленную фальсификацию нашей истории, стоит назвать «монгольским синдромом». В настоящее время всё больше говорят о нашей отсталости от Европы по причине угнетения нас Золотой Орды. Но это абсолютная ложь! Считается, что если бы не вмешательство монгол, то мы, жили бы лучше. Но не забывайте Великого князя новгородского Александра Ярославича! Он смог найти общий язык с Золотой Ордой и даже побратался с сыном темника Батыя — Сартаком. И это нельзя называть просто дипломатическим выигрышем, так как дружба Невского с монголами стала искренней, что пошло на пользу не только Новгороду, но и Руси в целом. Ведь не только Александр, но и его отец Ярослав умел дружить с Ордой. А что стало с Белоруссией, Киевщиной, Галицко-Волынским кяжествами, шедшие на союз с латинством — все они стали частью Литвы и Польши, а позднее объединённой Речью Посполитой. Как 1941 году братья славяне и тюрки панфиловцы остановили немцев у ворот Москвы, так и Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 г. А там, где татарской помощью пренебрегли, Россия в итоге потеряла. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева- Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани — Ревель, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине, Бердичев и Брацлав (польские замки) перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину. «В 1340 г. Древняя Русь окончательно исчезла с политической карты Евразии. Возродилась она в 1480 г. в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину её, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетённую, пришлось спасать в XVIII веке» — писал Лев Гумилёв. Именно так и получалось с теми, кто считал Запад «другом».

Естественно вот, что из этого вышло. Попрошу ещё раз сравнить монголов с другими народами: В 1099 году крестоносцы вырезали население града Божьего — Иерусалима, не оставив в живых даже грудных детей; в 1204 году подобное было произведено теми же крестоносцами в духовной столице русской государственности — Царграде-Константинополе; во времена Столетней войны, а именно в 1370 году Чёрный принц истребляет всё население Лиможа; в начале XIII столетия во Франции были устроены крестовые походы против своего же населения – еретиков-альбигойцев. Была уничтожена почти половина населения Южной Франции, по меньшей мере 1 миллион человек; при завоевании и усмирении Кромвелем Ирландии было уничтожено 5/6 её населения.

Никогда такой жестокости не было ни у гуннов, ни у тюрок, ни у монголов, о которых мы говорим. В итоге мы можем сделать вывод: Всё сказанное европейцами, да и китайцами в том числе, о монголах, как поработителях, является не более, чем фальсификацией истории, в которую, к сожалению, еще верит большая часть наших соотечественников.

Александр Беляев, член «Клуба Евразийской интеграции МГИМО (У)».

Общий список литературы:

  1. 1. Вернадский. Г. В. «Сфера Евразии : Были ли монгольские послы 1223 г. xристианами?». Москва. 2005 г.
  2. 2. Вернадский Г.В. «Монголы и Русь». Тверь. 1997 г.
  3. 3. Вернадский Г.В. «Два подвига Александра Невского». Прага. 1925 г.
  4. 4. Гумилёв Л. Н. «Чёрная легенда». Москва. 2010 г.
  5. 5. Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва. 2008 г.
  6. 6. Гумилёв Л. Н. «От Руси до России». Москва. 2010 г.
  7. 7. Калашников И. «Жестокий век. Гонители». Санкт-Петербург. 2009 г.
  8. 8. Пензев. К. «Русский царь Батый». Москва. 2006 г.


[1] Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia // L’Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. — Rutgers University Press, 1970. — 687 p.

[2] Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Франц.: Jean Richard. Le Royaume Latin de Jerusalem / Пер. с франц. А. Ю. Карачинского. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. — С. 307.

Лекториум он-лайн

Андрей Верещагин: Систематизм как будущее орудие российского культурного влияния



Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    Особенностью его концепции явл-ся утверждение,что Русь и Золотая Орда до XIIIв.не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике. Причём союз по большей части имел военный,нежели политический характер. Этот союз выражался в виде защиты монгольскими отрядами русских городов за некоторую плату:“…Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославович готов был платить, и платить дорого” (Гумилёв Л.Н.От Руси к России.-М.:Прогресс. с.132).Так,по его мнению,с помощью монголов такие города,как Новгород,Псков в 1268 году,а также Смоленск в 1274 году избежали захвата: ”Но тут в Новгород,согласно договору с Ордой,явился татарский отряд в 500 всадников…Новгород и Псков уцелели”(Гумилёв Л.Н. От Руси к России.с.134). Кроме того,русские князья сами помогали татарам: “Русские первые оказали военную помощь татарам, приняв участие в походе на аланов” (Гумилёв Л.Н. От Руси к России.с.133). Лев Николаевич видел в таком союзе только положительные стороны: “Таким образом за налог,который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом… Более того, русские княжества,принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политич.самостоятельность. Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану,выплачивавшей некоторый налог налог на содержание войска, которое ей самой было нужно” (Гумилёв.От Руси к России. с.134) Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем
    положении страны: “Союз с татарами оказался благом для Руси с точки зрения установления внутреннего порядка”(Гумилёв От Руси к России.) В аргументирование своей идеи Л.Н.Гумилёв приводит следующие факты. Во-первых, на Руси постоянно не находились отряды татаро-монгол: “Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти не думали устанавливать”(Гумилёв От Руси к России.с. 122) Во-вторых, из многих источников известно, что князь Александр Невский часто ездил к хану Бату. Этот факт Гумилёв связывает с организацией союза: “В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, в следствие чего стал приёмным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился…” (Гумилёв.От Руси к России.с.127). В-третьих, как уже упоминалось выше, Гумилёв приводит факт защиты монголами в 1268 году Новгорода. В-четвертых, в своих книгах Гумилёв упоминает об открытии в Золотой Орде православного епископства, что по его мнению было бы вряд ли возможно в случае вражды между этими странами“В 1261 усилиями Александра Невского, а также монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось,что епископ Сарский явл-ся представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана” (Гумилёв. От Руси к России.с.133). В-пятых, после прихода в Орде к власти Берке, который установил ислам гос. религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: “…После победы в Орде мусульманской партии в лице Берке, никто не требовал от русских обращения в ислам”(Гумилёв От Руси к России.с.134). Мне кажется, что именно на основе этих, а может и ещё некоторых других, фактов он делает заключение о существовании союзных отношений между Русью и Ордой. http://www.ref.by/refs/33/7040/1.html

  2. 2

    Союзники, не союзники… Ярослав, для того, чтобы получить ярлык на княжение, отдал своего сына Александра, как бы «Невского» в Орду в аманаты, фактически в заложники, в результате чего они выросли вместе с Сартаком и стали неразлучными друзьями, более того, побратимами (а по монгольским обычаям это было ближе родство, чем с папой-мамой). В результате чего, после того, как папу убили в Орде, Александр получил ярлык и по-зверски при помощи огня и меча грабил (собирал дань для монголов) Родину — Русь. Или, скажем, не совсем Русь, но Залесье, будучи, фактически колонизатором своей страны. Потом колонизаторами стали Иван Ужасный, Пётр Антихрист, уничтоживший ЧЕТВЕРТЬ! населения и 60% крестьянских дворов.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>