Несторианство в Великой степи (часть 1)

Каждая историческая эпоха интересна и индивидуальна. В ней есть место и войнам, и экономическим кризисам, и политическим потрясениям, и религиозным образованиям… Пожалуй остановимся на последнем, ведь речь ниже пойдёт о несторианстве – течении в христианстве. Что же представляет из себя эта религия, исчезнувшая, оставившая так мало следов в истории и какие народы исповедовали её?

Город Варданзи, Средняя Азия, 625 год. Аверс: изображение льва. Реверс: несторианский крест

История несторианства берёт своё начало из Византии, хотя и основателем её был перс, родившийся в сирийском городе Кесарии Германикийской. Его имя — Несторий. Не стоит рассказывать о его резком скачке в «карьере священника» и выдвижения в патриархи Византийской империи, однако пропустить его деяния уже, как патриарха, никак нельзя.

Несторий был человеком жёстким и нетерпимым. В Константинополе он обещал императору, что даст благословение божие, если тот позволит патриарху расправиться с еретиками государства. А еретиками Несторий считал даже ариан, которые также были христианами. Он выступал против проведения театров, танцов, пения, считая, что это вредит духовному миру истинного христианина. Естественно, население Константинополя, у которого хотят забрать основные развлечения, было недовольно патриархом.
Патриарх, как и его соратники, решили внести изменения, «поправки» в веру. Они считали, что христиане веками якобы заблуждались, называя мать Иисуса Христа — Богородицей, ведь Христос по сути был человеком, а простая девушка Мария не могла родить Бога, следовательно она не может быть Богородицей. Несторий полагал, что «Христос»-понятие двуличное. Был человек Иисус, и была его ипостась-Бог. Эти две ипостаси образовывали святого Иисуса Христа.
Конечно, учение несторианства очень сложное, и отличается оно заметно от других черт христианства, вообще от всего монотеизма(веры в единого бога).

После таких резких слов в «некотором заблуждении» христианства, Нестория осудили на Эфесском соборе в 431 году, и осудили его …за ересь! Смешно, неправда ли? Человек, который посвятил жизнь борьбе с ересью в божьем граде Константинополе, теперь вдруг сам объявляется еретиком! И кстати, такое произошло не случайно, ведь Богородица, которую Несторий отвергал, как таковую, люди высоко почитали в Константинополе и принять убеждения патриарха не захотели, ибо считали их, мягко говоря, нерациональными.

Обвинителем Нестория стал святитель Кирилл Александрийский, настоявший на защите названия «Богородица» в противовес «Христородице», предложенной Несторием.

Бежав из Константинополя, несториане нашли приют на родине предков Нестория – в Персии. Здесь было много персов-христиан и конечно же они приняли убеждения своего земляка. В 499 году в персидском городе Ктезифоне обосновалась новая несторианская патриархия, и начиная с 6 в., она набирала свою силу и расширяла свой ареал уже даже на степные народы, которых персы определяли общим названием-Туран. Позднее, а именно в 7 в. (635 г.), китайское правительство династии Тан приняло несторианских священников, а также позволило им проповедовать на территории Срединной равнины (Китая). Во время правления китайской императрицы У, покровительствовавшей буддийской общине, начались преследования христиан – несториан, но эти гонения были недолгими, пока не сменилась власть. Известно, что даже после прекращения репрессий, буддисты продолжали серьёзно конкурировать с несторианами, которых они так недолюбливали. Забавно, что когда у власти Китая в 714 встал император Сюаньцзун, то репрессии в стране возобновились, но уже не на несториан, а на буддистов. Буддизм в империи Тан был запрещён.

Начиная с середины 8 в., несториане стали чувствовать себя более-менее безопасно, чем раннее. Они проповедовали уже по всей Великой степи.
С этого времени, именно кочевые народы становятся последним оплотом несторианства. Пройдёт время, и несторианство столкнётся жестокой войной с другими христианами-католиками и православными, однако среди последних найдётся человек, пассионарий и патриот, который сможет не только помириться, но и подружиться с несторианами. Речь об этом человеке пойдёт ниже.

Второй тюркский каганат уже распался, и чёткие границы, которыми ограждались от врагов тюркские ханы, стали открытыми для несториан.
Распространились они в Джунгарии, где процветали уйгуры. Здесь, новое религиозное учение местные жители встретили как своё, родное. Уйгурская держава становилась всё более могущественной, но как только проявился межрелигиозный конфликт, авторитет страны стал падать. Сюда проникла манихейская община, являющаяся по определению Льва Гумилёва религиозно-философской антисистемой, вследствие чего мы наблюдаем временный упадок Уйгурии. Несториане потерпели поражение.

Государственной религией стало манихейство. Представители этой антисистемы не поладили ни с одной религиозной общиной, включая тех же несториан. Такое отношение к соседям имело негативные последствия. В 840 г. кыргызы начали войну против Уйгурии. Война длилась 7 лет и на землях Джунгарии кыргызы сломили уйгуров, влияние которых было подорвано ещё до конфликта.

Манихеи, как любая другая антисистема, самоизолировались, и остатки уцелевших уйгуров вновь приняли христианство. В начале 11 в. народ кераитов также принял христианство несторианского толка, затем меркиты, онгуты. Пришедшие в Среднюю Азию кидани, частью крестились. Эти же кидани защитили позиции христианства в Средней Азии от мусульманской экспансии, когда в 1141 г. произошла знаменитая Катванская битва между гурханом Елюем Даши и сельджукским султаном Санджаром. Как раз в том же 1141г. в Западной Европе родилась легенда о христианском царстве пресвитера Иоанна, которой Лев Николаевич Гумилёв посвятил целую книгу «Поиски вымышленного царства», которую я рекомендую прочесть любителям истории монголов.

Как вы уже заметили, несторианство в периоде 10-12 вв. всё больше набирает свою мощь. Практически по всему континенту распространяются сведения о восточном христианстве. Выше было отмечено, что несториане могли помериться силой уже даже с воинственным исламом (Катванская битва).
Христианами являлись многие монголоязычные племена, за исключением татар, мечущихся между чжурчженьской империей Цзинь (в перев. с кит.-золотая) и кочевниками, и тайчиутов, кочующих в основном у реки Онон.

Александр Беляев

Продолжение следует…

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1
  2. 2

    все написано нормально но в кочевых народов была вера в тенира в вечное небо хрестьянство сейчас полностью утратила свой весс о нем даже не помнели до прихода русских и монголо язычным народам кыргызы не входили само название кыргызов было упомянуто более древнее чем монгол

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>