Нооруз – праздник Света, Добра, Весны вступил на кыргызскую землю

Эта древняя традиция пришла из глубины веков. Не только народы Центральной Азии и Ирана, но практически вся Евразия когда-то праздновала окончание зимы и приход весны в день весеннего равноденствия 21 марта. В переводе название праздника звучит как «Новый день», а символизирует наступление Нового года по древнейшему солнечному календарю. Этот праздник упоминается в священной книге зороастрийцев «Авесте».
Дети, рожденные в этот день, получают примечательные имена, связанные с названием самого праздника – Ноорузгуль, Ноорузбай, Ноорузбек. Множество интересных примет связано с солнечным новогодием. Если в этот день идет снег, то считается, что весь год будет удачным. Нооруз – семейный праздник, символ благополучия и плодородия. Поэтому есть обычай, согласно которому в новогоднюю ночь нужно заполнить все емкости в доме молоком, водой и зерном, чтобы всегда был достаток, а урожай в наступающем году – богатым.

Ещё одна интерпретация символа Нооруза – это вечная борьба Добра и Зла, Светлого и Темного начал. Поэтому в день праздника люди стараются отогнать от своего жилища злых духов, окуривают комнаты в своих домах дымом можжевельника. Люди уверены, что именно в Нооруз уходят все болезни, рассеиваются беды и неудачи.
В этот день принято помогать нуждающимся и бедным, приглашать их в гости, угощать, награждать подарками.
С самого утра звуки праздника возвещают о начале веселья – на улице музыканты встречают восход солнца, флейты, карнаи, сурнаи не умолкнут весь день. В домах белыми скатертями накрываются дасторхоны, хозяйки приготовили самые вкусные яства. Здесь и «чон кеже», «нооруз кеже», специальный суп из говядины с рисом, горохом, пшеном, кукурузой, талканом, мукой и специями.
Однако, самое главное блюдо на столе – это сумёлёк, каша из семи злаков, в том числе пророщенной пшеницы. Символ здоровья, долголетия, благополучия. Каждый гость должен сначала отведать сумёлёк, и только потом приступать к общей трапезе. Варится сумёлёк в большом казане на костре. Приготовление сумёлёка сопровождается специальными веселыми песнями и танцами. Положительной энергией Добра и Света заряжается волшебное кушанье. Чтобы каша не пригорела, на дно казана кладут мелкие камушки. Кому случайно попадется камешек в пиале с кашей, того ждет в предстоящем году большая удача. Можно загадать самое заветное желание, и оно непременно сбудется!
Народные гуляния, игры, конные соревнования, танцы и песни – разноцветье чувств, зажигательный смех и улыбки повсюду. Люди наряжаются в самые красивые, праздничные костюмы, украшенные яркой национальной вышивкой. Девушки в белых платьях и тюбетеях, увенчанных перьями, словно стайки сказочных птичек, играют на лужайке возле белых праздничных юрт. Звенят их голоса и монетки, вплетенные в косы, взметаются в танце изящные руки, с нанизанными на запястья серебряными браслетами.
Вечером разжигается большой костёр, вокруг которого продолжается веселье с танцами, песнями и играми. В играх принимают участие и дети, и взрослые. Мужчины и женщины состязаются в ловкости и находчивости. Мудрые аксакалы строят планы на будущее и дают добрые советы.
Когда-то, в дохристианской Руси, этот праздник отмечали тоже, радостно и с большой любовью. В день весеннего равноденствия праздновали Комоедицу. Традиции и обычаи этого праздника чем-то похожи у разных народов. Приготовление сакрального блюда, к примеру. На Руси это были блины, символ солнца. А еще – кутья, которая тоже готовилась из разных злаков с добавлением мёда и сушеных фруктов.
Пекли в этот день специальные овсяные хлебцы специально для тотемных животных, медведей. «Комы» — это медведи, отсюда и название праздника – Комоедица, и поговорка «Первый блин комам». В лес, для проснувшихся от зимней спячки животных, люди несли лакомства, блины и хлебцы, чтобы задобрить царей леса.
Народные гуляния, игрища, песни и танцы, пёстрые костюмы… А еще – фигура сплетенной из соломы, наряженной в сарафан и платок куклы, символ Марены, богини потустороннего мира, Зимы и стужи. Её сжигали вечером на костре, под веселые прибаутки и песни.
Да, этот праздник в России теперь отмечается как Масленица. Однако, когда-то, вместе с народами Центральной Азии, на Руси, да и по всему континенту в этот день люди радовались Весне и возрождению жизни, будущему лету и славному урожаю.
Нас роднят древние традиции, указывающие на то, что народы пространства от северных морей до самого Ирана имеют единые корни, единую историю и культуру.
Аравийские завоеватели в Центральной Азии всегда пытались запретить этот немусульманский праздник, имеющий языческие корни. И сегодня раздаются голоса проповедников радикального ислама, которые пытаются стереть из народной памяти древнюю культуру. Взрывая исторические памятники домусульманской эпохи, уничтожая артефакты. Испепелить генетическую память им всё же не удаётся.
Проект радикального ислама по-прежнему пока еще силен, но не всесилен, не властен над многими миллионами людей, проживающими в Центральной Азии. «Охотники за душами и умами» от радикального ислама не могут истребить в людях стремление к своим светлым истокам и корням.
Для того чтобы эволюционировать дальше, творить, развиваться духовно в грядущем новом мире, людям необходимо сначала оглянуться назад и понять кто они и откуда пришли. Кем были их предки, как жили, какими ценностями дорожили.
И праздник Нооруз – один из таких ценнейших духовных артефактов, который невозможно уничтожить. Он сохранился в сердцах людей, передается из поколения в поколение как драгоценный культурно-информационный кластер, впитавшийся в их генетику. Он — центр равновесия, источник силы для многих народов.

Лёня Литуновский
Центр Гумилева в Киргизии

Лекториум он-лайн

Павел Зарифуллин. Сакральная география Америки



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>