О теоретических и политических подходах к разрешению приднестровского конфликта

В настоящее время, центральной проблемой приднестровского конфликта является отсутствие у Приднестровской Молдавской Республики дипломатически признанного статуса субъекта международных отношений. Отсутствие формального статуса негативно сказывается на экономическом развитии Приднестровья (например, в вопросах привлечения инвестиций), оказывает сильное психологическое давление на население, ведёт к нарушению прав человека в вопросах свободы передвижения, получения информации, возможности заниматься хозяйственной деятельностью и т.д.

moldova_10Переговорный процесс по урегулированию конфликта между Молдовой и Приднестровьем имеет уже многолетнюю историю, и упирается в основной вопрос — кто реально будет управлять Приднестровьем, где останется центр принятия политических решений: в Кишинёве или Тирасполе? Компромиссного решения здесь не наблюдается, поскольку позиции сторон являются взаимно исключающими.

С точки зрения исторической объективности, территория левобережного Приднестровья никогда не входила ни в состав Молдавского княжества, граница которого проходила по реке Днестр, ни в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Фактически только в период 1944-1989 гг. Приднестровье находилось в составе Молдавской ССР.

Во время распада Советского Союза, МССР распалась на два государства-преемника: Республику Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику. Приднестровское государство, начиная с 1990 г., самостоятельно контролирует собственную территорию и никогда не получала никакой помощи от Молдовы.

Приднестровье и Бессарабия имеют разные исторические судьбы, что определяет глубокие различия в политической и культурной самоидентификации населения. В Приднестровье в большей мере отождествляют себя с Российской империей, потом с СССР, сейчас с Россией, в то время как Молдова тяготеет к Румынии и в целом к Западу. Правящий сегодня в Республике Молдова «Европейский альянс» своей основной целью провозглашает интеграцию страны в Евросоюз. В практических действиях Евроальянс ориентирован на развитие максимально близких отношений Молдовы с Румынией, вплоть до полного их объединения. За всё время прошедшее с 1990 г., когда была образована ПМР, стороны шли разными векторами развития в законодательной, культурной, финансовой, политической, образовательной и иных сферах. Выросло целое поколение молодых людей в Приднестровье и Молдове, которые прошли общественную социализацию и воспитание в разных государствах.

Приднестровская проблема представляет особую важность для России, поскольку в регионе проживает свыше 100 тысяч российских граждан, Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.

Международное право не даёт сегодня однозначного ответа на способы международно-правовой легитимации «непризнанных» государств, поскольку они в силу стечения исторических и политических обстоятельств формально существуют в правовом поле иных государств, которые являются членами ООН и признанными субъектами международного права.

Проблема внешней легитимации «непризнанных» государств состоит во взаимном отрицании в политической практике двух основополагающих принципов международного права: территориальной целостностью государства и права народа на самоопределение.

С точки зрения демократического подхода к образованию государства, первичной предпосылкой основой легитимации созданного государства является воля к его созданию. Воля народа, обличённая в юридическую форму Закона, является основой существования любого истинно демократического государства.

Вспомним Референдум о независимости Приднестровья, состоявшийся 17 сентября 2006 года. За поддержание курса на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации проголосовали 97,1%, против — 2,3%. Против возможного отказа от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова проголосовали 94,6%, за — 3,4%. Не определили свое мнение 2% приднестровцев. Всего по республике проголосовали 78,6% граждан. Государственная Дума России приняла тогда заявление «Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года». Документ поддержали единогласно 419 депутатов. В заявлении отмечается, что референдум в Приднестровской Молдавской республике (ПМР) прошел в полном соответствии с международно-правовыми нормами и законодательством ПМР.

С точки зрения эффективного правительства Приднестровье имеет все основания для признания. Такие основные атрибуты самостоятельного государства как: наличие территории, власти и населения; экономическая самодостаточность; соблюдение демократических процедур выборов; наличие современной правовой и политической систем, в том числе институтов гражданского общества; обеспечение условий безопасности для внешнего мира; соблюдение экологических стандартов; наличие современной системы образования; информационная открытость общества и другие характеристики в Приднестровской Молдавской Республике, несомненно, присутствуют. Отметим, что некоторые эксперты и международные организации, например — ОБСЕ, Совет Европы, ЕС и др., трактуют «легитимность» органов власти других государств как их соответствие правилам формирования и функционирования, выработанными этими организациями. При этом сами правилами, и оценка их исполнения являются политической прерогативой чиновников и экспертов данных организаций. Происходит подмена понятия легитимности как доверия со стороны населения в отношении собственных органов власти на понятие легитимность как политическую комплиментарность данным организациям.

Нормы международного права как стандарт не могут быть двойными, поскольку по определению являются мерой, эталоном, образцом для всего остального. К основным характеристикам права, как известно, относятся: всеобщность, обязательность, чёткостью и определённостью предписаний, применение равного масштаба к различным социальным субъектам в одинаковых ситуациях. На этом фоне знаковым с точки зрения международного права является решение Международного суда ООН от 22 июля 2010 г. о том, что «международное законодательство не запрещает провозглашать независимость, и, провозглашение независимости Косова не противоречит международному праву». Как известно, албанские власти Косово 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке при поддержке США и ряда стран ЕС провозгласили независимость края от Сербии.

Нельзя обойти вниманием внешнеполитические аспекты. Как известно, руководство Молдовы выступает за предоставление статуса особого партнёра НАТО; за расширение политического диалога и практического сотрудничества во всех областях, предусмотренных Индивидуальным планом партнерских действий (IPAP).

Отметим также, что позиции Румынии, Молдовы, США и Евросоюза совпадают в том, чтобы изменить формат миротворческой операции, вывести российские войска из Приднестровья.

На наш взгляд, в случае изменения формата миротворческой операции и вывода российского контингента, неизбежно поглощение Приднестровья Молдовой и последующее поглощение Молдовы Румынией (которая является членом НАТО и ЕС) уже вместе с Приднестровьем.

Несколько слов об обсуждаемом в разное время проекте федерализации Молдовы как механизме урегулирования конфликта. Как уже отмечалось, концептуальные противоречия в переговорном процессе сводятся к тому, что для Приднестровья любые отношения с Молдовой могут строиться только при сохранении независимой государственности ПМР, в то время как Молдова готова выстраивать свои отношения с Приднестровьем только как со своей частью, по отношению к которой Кишинёв исполняет роль управляющего центра. Проект федерации практически в любой форме под эгидой Кишинёва означает для Приднестровья отказ от независимой государственности, попрание воли народа, слом исторически сложившейся системы ценностей и социальных отношений, а также неминуемые репрессии в той или иной форме по отношению к значительной части приднестровского общества.

В связи с вышеизложенным, принципиально были и остаются две возможности решения приднестровской проблемы в плане легитимации её государственно-правового статуса: 1) определение статуса Приднестровья в составе Молдовы; 2) признание права Приднестровья на государственно-правовое самоопределение, включая признание ПМР независимым суверенным государством. Основной аргумент, который выдвигается молдавской стороной в поддержку своей позиции, состоит в международно-правовом принципе территориальной целостности, трактуемого как невозможность признания ПМР со стороны других государств без согласия на то самого Кишинёва. Однако прецеденты Косово, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня и т.д. показывает иллюзорность подобного рода аргументов. Очевидно, что всё упирается в политические интересы сторон, точнее, в их интерпретацию с точки зрения ценностей и прагматизма. Вопрос об официальном дипломатическом признании Приднестровской Молдавской Республики в качестве независимого государства уже давно не только созрел, но и перезрел. Все основания для этого имеются. В этом и заключается, на наш взгляд, путь окончательного разрешения приднестровского конфликта.

Виталий Журавлев

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>